Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Круглый стол: Система образования в сфере антикварного и арт-бизнеса

В рамках XXX Российского Антикварного Салона 21 апреля 2011г. в конференц-зале ЦДХ состоялся Круглый стол на тему

«Система образования в сфере антикварного и арт-бизнеса».

Организатор: Институт Арт Бизнеса и Антиквариата,
при поддержке портала Artinvestment.ru и Школы дизайна «Детали».

В «Круглом столе» приняли участие:

Ирина Колосова Иван Тучков
Ирина Колосова – Учредитель Института Арт Бизнеса и Антиквариата; Иван Тучков – Заведующий кафедрой Всеобщей истории искусств Исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор искусствоведения, профессор;
Михаил Перченко Наталия Корень
Михаил Перченко – Вице-президент международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, куратор галереи «Старые мастера», президент гильдии оценщиков; Наталия Корень – директор XXX Российского Антикварного Салона;
Татьяна Рогова Олег Таиров
Татьяна Рогова – Директор Школы Дизайна «ДЕТАЛИ». Исполнительный директор Объединения декораторов интерьеров. Член-корреспондент РАЕН; Олег Таиров – Член Правления международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, директор галереи «Бельведер», вице-президент гильдии оценщиков;
Константин Бабулин Анна Савицкая
Константин Бабулин – Коммерческий директор портала об инвестициях в искусство Artinvestment.ru; Анна Савицкая – преподаватель «Школы коллекционеров и экспертов» (Винзавод), историк искусства, выпускница Исторического факультета МГУ, аспирантка Академии художеств, искусствовед Галереи Леонида Шишкина;
Иосиф Бакштейн Дмитрий Буткевич
Иосиф Бакштейн – искусствовед, художественный критик, куратор. Директор Института проблем современного искусства. Модератор: Дмитрий Буткевич – арт-критик, искусствовед, руководитель отдела культуры радиостанции «Коммерсантъ FM»

На Круглом столе обсуждались вопросы образования в сфере антикварного и арт-бизнеса. Дискуссия коснулась как классического фундаментального так и дополнительного и альтернативного образования. Отдельно обсуждались вопросы приобретения и накопления практических навыков и знаний.
На мероприятии присутствовали как участники, высказывавшие очень интересные мнения, так и огромное количество слушателей и зрителей – это были и студенты МГУ, РРГУ, различных институций дополнительного образования, а также антиквары, галеристы и другие действующие «игроки» арт-рынка.
В начале дискуссии организатор мероприятия - учредитель Института Арт Бизнеса и Антиквариата Ирина Колосова – перечислила с краткими комментариями практически все российские высшие и дополнительные учебные заведения, которые готовят как искусствоведов, так и экспертов в сфере атрибуции и экспертизы антиквариата.

Практически все участники круглого стола определили главный и вполне очевидный тезис: фундаментальное образование  в области истории искусств является очень важным, часто необходимым для любого будущего участника арт-рынка. В то же время дополнительное образование несомненно может дать колоссальный опыт, уникальные прикладные знания и навыки, а, в дальнейшем, и реальную работу в более узкой сфере, которую выбирает для себя выпускник ВУЗа или любой другой слушатель.
Очень важно также как можно больше «смотреть, видеть предметы искусства, посещать выставки по всему миру». Иван Тучков подчеркнул, что любому выпускнику нужен опыт, практические знания. Но они должны «ложиться» на фундаментальное образование. «У нас другая профессия, а каждый должен заниматься своим делом».
Михаил Перченко заявил, что искусствоведческое образование может даже и помешать. Главное - глаз: смотреть, ездить.
Иосиф Бакштейн рассказал о том, чем занимается в первую очередь Институт проблем современного искусства. Главное, чтобы художники поняли, как все устроено в мире, «наша цель – интегрировать российский художественный рынок в мировой контекст».
Татьяна Рогова считает, что «нам не хватает соприкосновения мира дизайна и мира антиквариата».
Константин Бабулин метко и емко охарактеризовал как наиболее интересные и перспективные темы семинаров, которые регулярно проводит портал «Artinvestment.ru», так и совершенно различный портрет аудитории тех или иных занятий. И отметил блестящую организацию проводимого в рамках Антикварного Салона круглого стола.
Наталия Корень, в прошлом также, как и многие участники круглого стола – выпускница кафедры Всеобщей истории искусств Исторического факультета МГУ, также говорила об абсолютной необходимости получения сначала качественного государственного высшего образования, а также заметила, что, к примеру, в ЦДХ на работу берут именно с таким образованием.

Что дает дополнительное образование и в чем его главные отличия от классического? На этот вопрос Ирина Колосова ответила следующее: «Главное в дополнительном образовании – это опыт. Мы смотрим, мы ездим, мы даже нюхаем предметы искусства. И, если, классическое образование занято в первую очередь историей искусства в контексте всех периодов, то дополнительное образование – больше занято материальной стоимостью арт-объекта, определением его подлинности и пр.»
На вопрос студентов из зала о том, что здесь, на Антикварном Салоне есть многие предметы, которые были бы нужны для науки, и что теряет наука от того, что предметы, которые находятся в частных коллекциях, никем не учтены, о них мало что известно и их невозможно включать в научные исследования по той или иной теме, - были даны достаточно категоричные ответы от участников круглого стола.
Михаил Перченко, к примеру, заявил, что любая «паспортизация произведений искусства – ведет к гибели антикварного рынка. И что репрессивный путь, который был в советское время – когда все было учитано и подсчитано торговлю на арт-рынке просто убьет.
Анна Савицкая также высказала тезис о том, что чем более прозрачным будет становиться арт-рынок в нашей стране, тем больше будет и изданий каталогов-резоне (которых у нас пока очень немного), и коллекционеры не будут отказываться показать свои предметы, опубликовать их. «Рынок и наука – никак не являются оппонентами».

Должно быть как фундаментальное образование, так и дополнительное. Только в обоих случаях – главное качество. Что касается дополнительных институций – если мы не имеем дело с группой людей, которые собрались подзаработать - сказала Татьяна Рогова, - а имеем высококачественное образование в какой-то узкой сфере, куда после ВУЗа может прийти любой интересующийся именно этой сферой человек – то цель будет достигнута.

Михаил Перченко, говоря о высоких стандартах аттестации экспертов при Конфедерации Антикваров и артдилеров привел интересные цифры. Министерство культуры в прошлом году аттестовало 900 человек. А Конфедерация – всего 27.

Из-за вынужденного отсутствия приглашенных спикеров от аукционных домов, в меньшей степени были затронуты вопросы, касающиеся западного опыта арт-образования, различных курсов и институций, в том числе, выступающих под брендами мировых аукционных домов и пр. Более подробно об этом было решено поговорить в следующий раз.
Участники согласились с тем, что человеку, только вступающему в мир арт-бизнеса, необходимо получать так называемое дополнительное, то есть, негосударственное образование.
Но, как подытожил известный арт-критик, модератор Круглого стола «Система образования…» Д.Буткевич, «наличие основного образования весьма желательно».