Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

NFT. Стадия принятия

Приветствуем вас на выставке «NFT. Стадия принятия», которая посвящена новой и активно набирающей популярность цифровой технологии — NFT (сокр. non-fungible token). Весна 2022 г.

В самом начале повествования нам следует упомянуть, что NFT — это, в первую очередь, именно технология. Она позволяет присвоить чему-либо статус уникальности. Если привести простую аналогию, то подойдет цифровая подпись. Благодаря эксклюзивности подписи стало возможным продавать цифровые или оцифрованные произведения искусства, иллюстрации, ролики, скриншоты и т.д. Сейчас эта технология активно внедряется не только на просторах сети Интернет, но также и в классическое арт-пространство: аукционные дома, современные художники, музеи используют эту технологию.

Стадия принятия — это известный психологический термин. Существует теория о постепенности принятия неизбежного — это отрицание, гнев, торг, депрессия и наконец — принятие. Цель этой выставки заключается в том, чтобы помочь зрителю «проскочить» промежуточные стадии и оказаться в пятой стадии этого метафорического пути. А для тех, кто впервые сталкивается с миром NFT, эта выставка как открытый урок для школьников младших классов, чтобы понять основные принципы технологии NFT и способы применения для искусства.

Crypto Classics | Макс Гошко-Даньков
Crypto Classics | Макс Гошко-Даньков

Серия работ Crypto Classics — коллаборация двух миров в едином стиле, где встречаются протагонисты классического искусства и герои игр, мемов и хайпового диджитал-арта. Разберем эпизоды коллажа.

1.Богиня Чиннамаста и CryptoKitty. Чиннамаста — богиня противоречий, обезглавившая себя. Она олицетворяет как смерть, временность и разрушение, так и жизнь, бессмертие и отдых. В руке, вместо своей головы, у нее голова кошки, персонажа игры CryptoKitty (2017), в которой главная цель — получить как можно больше кошек с самыми редкими характеристиками, при этом ни один из цифровых зверей не может быть воспроизведен снова или уничтожен. Чем не изображение двух символов бессмертия сразу?

2. Мона Лиза, Pepe the Frog и CryptoPunk.  Хайп, узнаваемость и высокая стоимость — вот что объединяет Мона Лизу, Криптопанка и лягушонка Пепе, героя бесчисленных мемов и скандалов.

3. Венера и Doge. Главная героиня "Рождения Венеры" Сандро Боттичелли приручила мемную сибу Doge, ставшую символом одноименной криптовалюты Dogecoin, которую с недавнего времени принимает к оплате Tesla — корпорация Илона Маска.

4. Nyan Cat, Даная и Данте.  Nyan Cat, ставший классическим, даже архаичным мемом, был продан как NFT за 587.000$ в 2021 г. Он окружен Данте, его Божественной Комедией и Данаей с младенцами-амурами. Все новое и непонятное — как часть такого же ннеясного и таинственного прошлого.

5. Not Your Monkey (Не твоя Обезьяна). Один из приматов нашумевшей коллекции NFT Bored Ape Yacht Club в окружении Сусанны с картины Артемизии Джентилески «Сусанна и старцы» и Кизетт Тамары де Лемпицка.

6. Принц с Соколом и CryptoPunk. Сокол, восседающий на руке принца, — символ власти. Криптопанки — тоже символ власти, но сиюминутной.

Работа Gotia отсылает нас к началу 2000-х, ко времени выхода дебютного альбома Децла (Кирилл Толмацкий). Он дерзко и пророчески спрашивает: «А что ты сделал для хип-хопа в свои годы?», хотя на тот момент этот жанр считался маргинальным и предавался насмешкам.

Старые песни об актуальном | Gotia

Нечто похожее сейчас происходит и по отношению к NFT и всей системе блокчейна, на которой он организован. Во всем мире пытаются адаптировать новую технологию и адаптироваться к ней, спорят, рассуждают, учатся применять.    

Трансформация | Anhen

Инсталляция «Трансформация» затрагивает важные вопросы о роли художника в современном мире. Первый — это проблема трансформации самого понятия как такового вследствие технического прогресса. Второй — это привлечение внимания к творчеству цифровых художников в свете популяризации NFT. Автор разыгрывает эту ситуацию иронически: на мольберте с холстом — символом традиционной живописи — располагается клавиатура и мышь вместо красок и кистей, указывая на переход творчества в цифровую плоскость, на возможность использования нового медиума художником. Над холстом приделан рупор — яркий и выразительный образ «привлечения внимания»: взгляните, цифровизация уже произошла, но у вас есть шанс не отставать и идти в ногу со временем.

Честь | Katika и Alvaro Tapia

Проблема принятия NFT кроется не только в том, что это интуитивно непонятная технология. Имея огромный исторический опыт за спиной, можно смело говорить, что любые технические новшества внедряются с определенными сложностями и сопротивлением. NFT не исключение. В устоявшемся укладе жизни бывает мало места для новшеств и изменений. И несмотря на то что технологии цифровизации уже проникли на все уровни нашей жизни, многие обесценивают их значимость, противореча самим себе. Мы постоянно на связи, уткнувшись носом в своей гаджет или компьютер, мы практически переселились в цифровую реальность, но не признаемся в этом.

Искусство, конечно же, отражает этот жизненный уклад, но и само подвергается «дискриминации»: часть профессионалов не признают «пиксели как искусство» / безобъектный (нематериальный, виртуальный) предмет искусства, не дают им права так называться. Яркое этому подтверждение: редакторы Википедии проголосовали против классификации NFT как вида искусства и предложили исключить NFT-сделки из списка продаж произведений искусства. А, между тем, проекты в виде токенов успешно продаются традиционными аукционными домами Christie’s и Sotheby's. Например, цифровое произведение “The Merge” анонимного художника Pak было продано за почти 92 миллиона долларов (2021). Это самая высокая цена не только за крипто-искусство, но и в целом за произведение ныне живущего художника. Также произведение известного Beeple “Everydays: The first 5000 days” было продано за рекордную на тот момент сумму в 69 млн долларов.

Pak. The Merge
Beeple’s collage, Everydays: The First 5000 Days

До недавнего времени у компьютерного искусства не было всех признанных атрибутов, чтобы считаться «полноценным» искусством. Например, собственника. Были схемы, при которых файл в хорошем качестве находился только у собственника или файл вообще не публиковался в интернете. Но в первом случае качество не является важной составляющей, а во втором — никто бы не узнавал об искусстве. А ведь есть другой атрибут искусства — признание. Его не получить без публикации, без собственника, без ценности, которую может оценить каждый, а не узкий круг людей. Цифровое искусство до появления NFT признавалось немногими.

NFT меняет игру: перенимая у привычного нам искусства эстафету, оно ставит новые рекорды по продажам в своем сегменте. И если эта динамика продолжится на том же уровне, то цены на NFT сравняются с ценами на предметы привычного для нас искусства. Ценность NFT-объектов становится бесспорной. «Пиксели» продаются. И привлекают к себе внимание не только внутри небольшого комьюнити, а уже очень солидной арт-индустрии: старинных аукционных домов, признанных мастеров современного искусства, музеев мирового масштаба, критиков, представителей смежных областей.  

Куратор выставки делится:

«Технология NFT стала катализатором, который подсветил спорные моменты в сфере искусства, в его смыслах и назначении. Можно по-разному относиться к тому, что все по-своему смотрят на мир, на искусство, на значения вещей. Можно возмущаться, недоумевать и удивляться. А можно делать что-то для изменения сложившейся ситуации. Цель нашей выставки — принятие. Материальное искусство в глазах общественности признается больше, чем цифровое, а показывая их пересечения и взаимопроникновения, мы демонстрируем равенство и прочную взаимосвязь между ними».

NFT может быть медиумом диалога поколений, эпох и культур. Как и привычное для нас искусство, цифровизация позволяет связать материальное с виртуальным, вдохнуть новую жизнь в давно ушедшие тренды.

Аналоговая генеративная коллекция | Александр Ненашев и Никита Макеев

Например, ранее популярные коллекционные карточки (бейсбольные) существуют уже более 100 лет и потолок продаж — около 3 млн.$. Но известны и другие образы и герои, например, покемоны.

В разрезе новой технологии NFT — они получили вторую жизнь в виде виртуальных карточек для генеративных коллекций (математические алгоритмы, создающие неисчислимое количество уникальных пиксельных сцен), где редкость карточки может определять ее ценность. 

Авторы картины создают художественный образ такого рода коллекции, возвращают нас к исторической форме карточек, обыгрывая цикличность моды собирательства. Как и цифровые коллекции, эта, аналоговая на картине, обладает свойствами неповторяемости, редкости и генеративности одновременно. Только все эти свойства проявляются не с помощью искусственного интеллекта или компьютерного кода — перед нами картина/холст-масло. Художник «аналоговым способами» апроприирует образы карточек антикварного лотерейного аппарата и технологию для коллекционеров NFT-арта. На основе отсканированных антикварных карточек сформировано цифровое панно картины, а кроме того — выпущены NFT, которые вы можете получить на свой крипто-кошелек.

Я/Ты — криптопанк | Алексей Костяков

Эта работа вдохновлена одним из самых известных и одним из самых первых NFT-проектов — Cryptopunks (криптопанки), которые существуют с 2017 года и уже стали символом NFT коллекционеров.

Cryptopunks (криптопанки) — генеративная коллекция. Это значит, что она сгенерирована случайным образом на основе специального компьютерного кода. Благодаря этому алгоритму появилось 10000 пиксельных изображений персонажей с уникальными сочетаниями черт и элементов. Например, у криптопанков комбинируется цвет кожи, прическа, наличие бороды, головных уборов, очков и прочие детали. Чем реже встречается какой-то набор параметров, тем уникальнее и ценнее изображение. После публикации в блокчейне Etherium коллекция стала завершенной и неизменной композицией. Вся история владения этими изображениями также отражается в блокчейне и является неотъемлемой частью токена.

Уникально сгенерированные CryptoPunks (Источник: Larva Labs

Воодушевившись образом криптопанка, Алексей Костяков изобразил свой автопортрет в технике плиточной мозаики. Размер мозаики — 24х24 плитки, что весьма символично, т.к. оригинальный размер криптопанка составляет 24х24 пикселя (наименьший элемент двумерного цифрового растрового изображения). Сквозь «тяжесть» материи художник обозначает свое присутствие в новой цифровой реальности, а зеркальные плитки на лице персонажа позволяют зрителю примерить этот образ на себя и ощутить невольное присутствие в изменяющемся вокруг пространстве.

Neo-антиквариат | Kate Sea и Елена Троянская

Как мы уже упоминали, криптопанки являются антиквариатом в мире NFT — это один из самых старых и значимых проектов в истории развития технологии. Поэтому иногда криптопанков даже сравнивают с «Фонтаном» Марселя Дюшана для мира крипто-искусства. Дюшан создал направление «ready made», что повлекло за собой переосмысление концепции художественного объекта. Были написаны новые учебники по истории искусства. В нашем ключе важно, что он показал иной подход к искусству, в котором художнику необязательно создавать что-то новое, а можно переосмыслять уже существующее. Так происходит и с NFT. Это явление переосмысляет цифровое искусство, механику владения этим искусством, возможности технологии и самих художников, которые теперь могут заниматься творчеством и монетизировать это.

Несмотря на то, что этим пиксельным изображениям нет и пяти лет, они произвели настоящую революцию в своей области. Создатели криптопанков,  Метт Холл и Джон Уоткинсон, думали над созданием приложения или игры для смартфона, а по итогу изменили всю парадигму рынка цифрового искусства и бросили вызов концепции собственности. Помимо прочего криптопанки послужили источником вдохновения для специального стандарта ERC-721 для блокчейна Etherium, а также стали началом набирающего популярность движения крипто-арта. В 2021 году 9 криптопанков были выставлены на аукцион традиционным домом Christie’s. Специалисты по современному искусству отмечают, что «это историческая продажа» и смело добавляют «добро пожаловать в будущее».

Именно к «исторической» роли этого образа привлекает внимание произведение Елены Троянской Kate Sea — «Neo-антиквариат». Изображение криптопанка нанесено на бумагу XIX века.

QR-супрематизм | Ирина Гайсина

Новая визуальная культура всегда вырастает на почве культурного наследия и пытается осознать себя через диалог с ним, модифицируя образы и символизм художественных высказываний прошлого. QR-код как символ современности переосмысливается в супрематическом контексте.

Супрематизм и его икона «Черный квадрат» изменили представление об искусстве, его целях и возможностях, способах высказывания, а также стали прочной основой для развития последующих стилей и направлений, открыли для нас «окно в новое искусство». Оригинальный qr-код состоит из множества черных квадратов, которые открывают нам путь во множество новых, неизведанных миров, расположенных в параллельной цифровой реальности. 

Ирина Гайсина решила переработать образ QR-кода, перевернув сложившуюся парадигму: он никуда не ведет, тем самым лишен функционала. Но не лишен идеи: в нем появилось место для творчества, для дополнительных смыслов и вопросов. Обыденное, чисто функциональное изображение вернулось к своим авангардным истокам, переродившись в мире цифрового искусства.

Виталик | Алексей Костяков

Изображение на портрете принадлежит Виталику Бутерину — одному из легендарных создателей сети Etherium (Эфириум, Эфир) с одноименной криптовалютой (ETH, Ξ). Виталик — это герой современности: программист, исследователь, разработчик, новатор. Еще в 2013 году он задумал Эфириум как возможность расширения функционала биткоина. Биткоин является средством сбережения и цифровой валютой, с его помощью нельзя создавать приложения и смарт-контракты, а значит работать с другими активами, например, акциями или реальной собственностью. Виталик мыслил шире концепции цифровых денег и не прогадал. «Этой репликой я выдвигаю Виталика как символ нового времени метавселенных и крипто-арта. Я утверждаю, что мозги — это успех и сексуальность в современном мире», — пишет автор Алексей Костяков.

Etherium — это блокчейн, с которого началась вся история NFT. Первоначально NFT-токены создавались (минтились) только на базе этого блокчейна, т.к. он поддерживал систему смарт-контрактов. Смарт-контракт — это протокол транзакции, содержащий условия, на которых производится присвоение токена. ERC-721 — это стандарт смарт-контракта, разработанный специально для невзаимозаменяемых токенов на базе Эфириума. Сейчас, с развитием технологии появляются и другие блокчейны, например, Binance (BNB) или Solana (SOL), а также совершенствуются текущие. С технической стороны NFT и блокчейн в целом являются перспективными и интересными направлениями как для разработчиков, так и для инвесторов.

Возвращаясь к принту с изображением Виталика, стоит упомянуть, что исходная фотография, которая была использована для печати, очень низкого качества, что намеренно отсылает нас к пикселям. Пиксель — это единица растрового изображения, поэтому существует выражение «продавать пиксели», то есть цифровые произведения, к чему и отсылает нас автор. Ну и, наверное, вы видите, что работа создана в стиле Уорхола — его знаменитого портрет-коллажа Мэрилин Монро.

Блокчейн | Творческое объединение “Идеялисты”

Эта инсталляция в метафорическом виде проводит аналогию между работой блокчейна и библиотекой с записями в тетрадях. Дословно “блокчейн” — это цепочка блоков. Каждая последующая запись добавляется после всех предыдущих и хранит информацию о них. Также информация в системе блокчейна хранится сразу на множестве компьютеров, подключенных к сети. Это и есть смысл децентрализованной базы этих. В отличие от любого другого реестра, блокчейн никем не управляется, является открытым и абсолютно прозрачным. Вся история транзакций сохраняется в цепочке блоков, которые представлены в инсталляции в виде тетрадок с одинаковыми записями.

Чтобы внести какие-то корректировки в запись, необходимо будет создать новый блок в цепочке. Ведь изменить уже существующий блок практически невозможно (иммутабельность), т.к. информация хранится на множестве компьютеров и для ее корректировки требуются огромные мощности (как технические, так и денежные). Что вносится в блокчейн — остается в нем навсегда. Поэтому измененные «блоки-тетрадки» в этой инсталляции находятся в мусорном ведре, символизирующем корзину на вашем рабочем столе (ну, вы поняли 😉).

FingerPrint | Анастасия Comicada

Связь между мирами, реальным и виртуальным, осуществляется через периферийные устройства: мышь, клавиатуру, веб-камеру, виар шлем, тачпад, графический планшет и др. С каждым годом эти устройства совершенствуются, и кто знает, как скоро мы окажемся в одном из научно-фантастических романов? Именно клавиатуру Анастасия Comicada использует для изображения отпечатка пальца — иконического во многих смыслах символа современности. И мы его разберем, конечно же, в связке с NFT.

В блокчейне используется хеш — это уникальный шифр, который присваивается каждому блоку внутри блокчейна и по нему можно этот конкретный блок найти и определить, так же, как людей идентифицируют по отпечаткам пальцев. Так как запись в системе блокчейна ведется последовательно, каждый последующий блок содержит в себе хеш предыдущего. Каждый новый блок осуществляет дополнительное подтверждение транзакций всей цепочки блоков. У каждого участника сети есть копия всех блоков (всей цепочки блоков), а участники взаимодействуют между собой в равноправном — одноранговом формате (peer-to-peer, P2P). Изменение информации невозможно без внесения изменений во все существующие блоки (как в самой цепочке, так и в ее копии). Этот процесс крайне затратный и дорогой, тратить так ресурсы абсолютно нецелесообразно.

Connection | Анастасия Comicada

Многоклавишная работа «Connection» художницы Анастасии Comicada отсылает нас к бессмертному произведению Микеланджело.

Сотворение Адама, ок. 1511, Микеланджело Буонарроти
Сикстинская капелла, Ватикан

Интерактивное панно символизирует не только то, что цифровой мир, как Адам, был создан по образу и подобию материального, но и связь, что появляется между ними всего лишь при одном нажатии клавиши.

Выход в город | Илья Масленников

Вот что сам автор пишет о своем проекте: 

«Цифровой мир уверенно вживается в нашу повседневность. Но мы можем его наблюдать лишь через экран. Какими бы технологии не становились смелыми и всеобъемлющими, Человеку остаётся свойственным живое восприятие предмета, формы и цвета. Это наша природа. Мы воспринимаем глазами и сердцем и обонянием. Мне интересно было презентовать новому городу, который пропитан уличным искусством, в разнообразном масштабе своё творчество, но нужно было это делать оперативно. Поэтому — техника плаката оказалась наилучшим решением. Я вырос из стрит-арта и граффити, наряду с академическим художественным образованием, и моим способом коммуникации с миром были стены по большей части. Времена меняются, технологии тоже, но уважение истоков — это важно. Я решил интегрировать свои токенизированные работы в уютные улицы Стамбула, расклеив в постерах. Это, ведь, своего рода — свободная от условностей выставка. Город начал реагировать моментально. Кто-то написал в Инстаграм, как был приятно удивлён и поблагодарил за Арт, кто-то сорвал. Так и должно быть. Физический мир остаётся осязаем до тех пор, пока мы не устанем от него и не разрушим сами. Цифровое же пространство — это диалог с будущим. Блокчейн оставит нашим потомкам то, что мы хотим сказать сейчас. Я не старомоден, но глупо игнорировать возможности нашего времени».

Неотрендеренная комната | Арман Сирунян

Работа «Неотрендеренная комната» (рендеринг — это процесс получения изображения в компьютерной графике) заставляет нас задуматься, насколько окружающий нас мир реален или все это фантазии нашего мозга, или какого-то глобального компьютера? Наверняка в работе такой сверхмашины происходят сбои — глюки. Автор нашел возможность взломать нашу симуляцию и показать нам истинное положение дел. Запустив вирус творчества в систему, он скинул настройки рендера в отдельно взятом пространстве, и теперь каждый может увидеть действительность «без прикрас». И что теперь вы собираетесь делать с открывшейся вам правдой?

Ковер | Объединение SloMoth

Соединение современного, цифрового с чем-то материальным и порой даже архаичным — один из основных вопросов выставки. Эта видеоинсталляция воплощает в себе концепцию сочетания прошлого и будущего через наложение визуальных digital-эффектов на всем знакомый ковер на стене. Когда-то он был символом достатка и успешности семьи. Создавал уют для взрослых и был источником фантазий для детей — его узоры уносили в причудливые миры, где встречались монстры, герои, невиданные растения и животные.

Сейчас мы избалованы визуальным разнообразием и сложно представить, чтобы современный человек уделил бы изучению ковра столько времени, сколько ему посвящали в прошлом. Но с помощью видеопроекции художникам удалось оживить статичную картинку, и теперь зритель может вновь окунуться в загадочный мир фантазий.

Форма воли | Мария Семенская

«Форма воли» — картина, созданная Марией Семенской как реакция на события, связанные с мировой пандемией 2020 г. Для художницы, как и для многих других людей, они стали поводом встретиться с внутренним Откровением. Именно его, эти чувства и ощущения, она изобразила на шелковом квадрате как напоминание и поддержку: «Не сдавайся, двигайся дальше для себя и для всех, кто также преодолевает растерянность и тьму неведения. Иди до самого конца».

Прежде чем окончательно выйти в материальный мир в виде яркой и необычной завершенной картины на тончайшем натуральном шелке, авторская идея проходит несколько циклов перехода из нашего мира в виртуальный: от цифрового коллажа до акриловой живописи на холсте, от скана до готового изображения на ткани.

Стрит-арт по своей сути — искусство недолговечное, так как всегда находится под угрозой быть уничтоженным коммунальными службами, другими художникам уличной волны или банально погодными условиями — возможности выжить немного. Варианты: либо стать общественным достоянием, либо укрыться в местах, куда городские власти еще не успели заглянуть.

Twenty-three days in Moscow | Helen Anvor

У мурала, созданного на выставке в галерее, и вовсе нет шансов на сохранение. Экспозиция закончится, и он будет закрашен, уступив место новому произведению. Единственный способ сохранить его — сфотографировать, создав некий «слепок» в цифровом пространстве. И вполне логичным будет сделать из него NFT.

Helen Anvor описывает свой NFT-проект, как яркий масштабный паблик Арт — результат сотворчества художника уличной волны и галерейного пространства.

Stop killing us, Galleon, Baikal Tales, Ocean on sale | Brickspacer

NFT способно помочь и тем, кто попросить о помощи не может. Здесь представлены работы из нескольких коллекций, поднимающих болезненные для всего мира вопросы — загрязнения и гибели окружающей среды. Они объединены между собой образами китов, покрытых тэгами с лозунгами, символами, именами современных художников и названиями цифровых творческих объединений, таких как ARKA и 111.

Работы созданы художником Brickspacer — основателем NFT движения в России и создателем крупнейшего сообщества NFT Bastards.

Киты как символ последствий экологических катастроф путешествуют по разным местам, своим видом призывая человечество задуматься о своих разрушительных действиях.

Upgrade | Римма Мустафина

Работа Риммы Мустафиной «Upgrade» состоит из 3 частей, последовательно, слой за слоем открывающих дискурс о последствиях цифровых трансформаций в материальном мире.

Первая часть работы — это непосредственно загрузка патча для нашей жизни, ее обновление, позволяющее переформатировать себя в цифровую реальность. Следующее полотно, напоминающее иллюминатор, через который мы видим лишь неизвестность, связано со страхами перехода в виртуальную реальность и потерей телесности. Метафора в виде прекрасной «розовой и конфетной» реальности с ничуть не изменившимся черным нутром неизвестного наполняет самый маленький, последний патч.

«Upgrade» отражает надежду человечества на то, что смена бренного тела на идеальное цифровое поможет укрыться в метавселенной от неизбежного увядания и смерти. Это позволяет пересмотреть ценность и уязвимость человеческого тела в принципе, а также рисует возможность ума освободиться от своей оболочки и продолжить существование в безграничных просторах цифровой реальности.

Творец сквозь творение | Никита Макеев и творческое объединение “Аналоговый фоторедактор”

NFT — технология будущего в настоящем. И поэтому, чтобы поспевать за шагом времени, необходимо исследовать взаимодействие виртуального и реального миров с точки зрения искусства. Это одна из идей, которую художник Никита Макеев освещает в своем фотопроекте «Творец сквозь творение». Помимо этого, также исследуется и другая, не менее важная проблема: нужно ли разделять автора и его произведение?

Если все творчество будет находиться в цифровом пространстве, то как мы можем установить связь между ним и реальным миром? Ответ прост — через автора, который служит проводником. Именно эту связь отражает Никита Макеев серией фотографий художников. Он фотографировал художников digital art на старинную, деревянную камеру и, проявляя снимки по авторской методике, накладывал на творцов силуэт их собственных творений. 

В проекте приняли участие Vel, Meta Rite, Виктория Волокитина и Вова Шишак.

Second me | Александра Кочеткова

Что может без слов рассказать о человеке, его образе жизни и месте, где он живет? Одежда. Идея проекта Александры Кочетковой “Second me” — перенести культурный код и часть материальной истории одной реальной семьи в метавселенные через исследование и создание цифровых версий винтажной одежды, знакомой каждому, кто живет на постсоветском пространстве.

Экспозиция проекта в выставочном пространстве представляет собой своеобразный шоурум: с винтажными вещами нескольких поколений семьи художницы, которые каждый посетитель выставки может примерить. QR-код вместо логотипа бренда, ведет на страницу NFT коллекции, в которой цифровые аватары, созданные в 3D, одеты в те самые объемные свитера, олимпийки и плащи из советского шкафа, существующего в нашей материальной реальности.

La Gioconda in pieces | Татьяна Хан

Именно из разочарования, огромного любопытства и невозможности рассмотреть Моно Лизу в Лувре началась работа художницы Татьяны Хан. Впечатление от того, как выглядит каждый мазок кисти, каждая текстура при максимальном приближении, вылилось в желание показать ценность каждого пикселя зрителю.

Лицо на самом знаменитом портрете скрыто qr-кодом со ссылкой на NFT-коллекцию. Так, через деконструкцию образа столь знакомой каждому картины, автор показывает новый угол зрения и дает повод для обсуждения и пересмотра истории и самого понятия ценности.

iBuddha | Олег Паршенцев, Виталий Кусайко, Никита Тишкин, Фаяз Азизов

Какова вероятность того, что в случайно увиденном изображении есть сакральный смысл? Должны были именно вы увидеть эту картинку?

Не только цифровое искусство, но и цифровая терапия активно развивается, а искусственный интеллект дает консультации. Машинотерапия — это не только футуристический концепт из книг и сериалов об утопическом будущем, но и реально работающий в нескольких странах проект.

Авторы этой инсталляции в своем визуальном исследовании пошли дальше в разработке этой концепции и создали новое божество — iBuddha, который из глубин своего цифрового создания будет транслировать вам работы, выпущенные как NFT. Сложите руки в «намасте», и божество ответит на ваш запрос. А вы увидите только то, что должны были увидеть.

Особенный мир | Даниил Зуев и Евгений Гамонов

«Особенный мир» — совместный проект Даниила Зуева и Евгения Гамонова, который был создан с целью привлечь внимание к детям с ментальными особенностями и мотивирован желанием избавить их от социальной стигматизации. Интересно наблюдать за тем, как образ, созданный ребенком, проходит через целую цепочку событий. Все началось с мастер-класса по рисованию в инклюзивном центре, где воспитанникам предложили изобразить разных сказочных зверей. После рисунки перевели в трехмерные сцены — так они совершили путешествие из материального мира центра «Йом-йом» в цифровой мир NFT-площадки Rarible и виртуальную галерею Эрмитажа.   

Евгений Гамонов развил идею проекта, собрав скульптуру по одной из виртуальных работ. Тем самым персонаж, некогда нарисованный ребенком, замкнул круг, вернувшись в реальный мир. За долгий путь он успел впитать в себя видение других художников и обрасти новыми смыслами.

Скин метавселенной художника | Алла Перова

Взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами посредством своего цифрового аватара. Эта тема не раз поднималась в кинематографе, в играх и литературе, да и в реальном мире метавселенная тоже не новость. Прототипы существуют уже достаточно давно, и детям они знакомы лучше взрослых — роблокс, майнкрафт — это про это. Широкой публике эта концепция стала доступна после того, как Марк Цукерберг переименовал компанию Facebook в Meta.

Одна из самых старых и известных метавселенных на блокчейне — Decentraland. Участки земли в этой цифровой вселенной продаются как NFT и их стоимость приближается к 1.000.000$. Есть мнение, что самое широкое распространение технология невзаимозаменяемых токенов получит именно в метавселенной будущего.

Алла Перова рассказывает об одном из образов:

«Персонаж "Защитник" спасает мир  Вселенной (Метавселенной) Planttronicа от вредителей. Он происходит из разумного вида растений, получивших в процессе эволюции облик, схожий с человеческим. На его теле есть множество “глаз”, с помощью которых он видит порталы, через которые и путешествует по мирам метавселенной».

Наппельбаум и Silver Age Bastards| Моисей Наппельбаум и художники сообщества NFT Bastards

Пиктореалисты стремились приблизить фотографию к изобразительному искусству. Таким был и Моисей Наппельбаум. Он снимал Ленина, Сталина, Ахматову, Блока, Мандельштама и всех членов Академии Наук СССР. Всю элиту начала XX века мы себе представляем через призму творческого взгляда именно этого человека. Он был в вечном поиске, уделяя особое внимание нюансам и композиционным решениям. Люди на его портретах настоящие и живые, что было новаторством для того времени.  К сожалению, далеко не все его работы до нас дошли.

Bastards переосмыслили фотографии вековой давности, хранившиеся в семейном архиве фотографа, и вдохнули в них новую жизнь.

Одно из крупнейших NFT-сообществ России NFT Bastards объединило 45 художников в проекте Silver Age Bastards. Каждый работал в уникальной для себя манере и переработал не только визуальную составляющую из этой коллекции, но и личность, изображенную на портрете. Все работы были анимированы и токенизированы.

Такой проект вряд ли осуществился, если бы не технология NFT. Теперь портреты великого мастера вновь висят на стенах галереи и привлекают внимание новой аудитории, которая вряд ли оценила бы его мастерство в иных обстоятельствах.

Так в чем же планируемая революция, которая принесет нам технология NFT? Возможность монетизации своего творчества привлекает в digital-специалистов из разных сфер деятельности: в первую очередь работников IT-сферы и дизайна.

Новая технология поднимает множество вопросов, на которые, к сожалению, пока сложно ответить. Среди них встречаются вопросы о смысле владения цифровыми произведениями, о концепции авторства, искусства и его эволюции, о глобальном смешении стилей. У технологии есть свои плюсы и минусы.

Блокчейн предоставляет возможность проверки подлинности, причем эту запись нельзя подделать. Кто знает, может быть эта технология будет использована в пространстве большого арт-рынка, в котором, к сожалению, довольно часто встречаются подделки и случаи мошенничества.

NFT позволяет коллекционировать искусство, не неся дополнительных расходов на транспортировку, страховку, упаковку, развеску и все прочее, что требуется для реальных произведений. Ведь речь просто о файле, которым можно любоваться и управлять с телефона. Это еще раз подтверждает современную тенденцию цифровизации, перехода реальности в онлайн и полного смешения этих понятий. Любые пользователи сети интернет могут просмотреть вашу галерею независимо от места и времени, для этого не нужно никаких дополнительных усилий.

Невзирая на некоторую долю скепсиса, с которой встречают NFT-арт отдельные представители художественного сообщества, эта культура уже состоялась и не нуждается в оправдании, охватив гигантскую аудиторию. Таким образом, NFT-арт — это новейшее явление цифровой культуры, решительно разрушившее не только социальные, политические и экономические границы, но и традиционную художественную иерархию, ознаменовав наступление новой эпохи.