Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Леонардеска из каталога выставки «Леонардо да Винчи»

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за рекордные 450 млн долларов. Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только самым дорогим живописным произведением, проданным на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете. Однако, и по сей день не утихают споры о подлинности этой картины.

Основой доклада является перевод с французского языка научной статьи Винсента Дельёвена «Оригинал или копия». (Изначально: APPARITION OU DISPARITION)

Автор этой работы — Винсент Дельёвен — французский писатель и историк искусств, специализирующийся на работах Леонардо да Винчи. С 2006 года он является куратором наследия в Лувре.

Итак, Винсент Дельёвен пишет, что «Спаситель мира» не упоминается ни в одном документе времён Леонардо да Винчи. Возможно, самым ранним упоминанием об этой композиции является запись в описи имущества Салаи (1525 год), одного из ближайших учеников Леонардо (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено): «Христос в образе Бога-Отца».

Посмертная опись Салаи

Хотя доказательств авторства Леонардо нет, есть два подготовительных рисунка к «Спасителю Мира», которые хранятся в Королевской коллекции в Виндзоре. Первый виндзорский эскиз — это набросок рукава туники Христа, второй — нагрудник туники и снова рукав.

Оба этих рисунка нарисованы сангиной на красной бумаге. Один из эскизов дополнен белой штриховкой, направление которой априори указывает на правую руку. А, как мы знаем, Леонардо был левшой. Однако, блики были аккуратно нанесены кистью и могли быть сделаны рукой Леонардо.

Также имеется гравюра XVII века «Salvator Mundi» Вацлава Холлара, где есть надпись на латыни: «Леонардо да Винчи нарисовал это / Вацлав Холлар сделал офорт согласно оригиналу, год 1650». Холлар, известный гравёр из Богемии, работал в Англии, в частности, на лорда Арундела, а также на короля Карла I, двух любителей и коллекционеров великого итальянского искусства.

Существование двух подготовительных рисунков Леонардо и многочисленных копий (а их всего 22) убедило критиков в том, что художник был автором этого сюжета, но есть сомнение в том, нарисовал ли он картину в действительности. Некоторые историки предполагают, что мастер просто сделал наброски, а непосредственно написание картины поручил своим ученикам. Другие же считают, что существовал прототип, который был со временем утерян.

На звание оригинала претендуют три картины «Спаситель Мира»:

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Итак, первая версия, парижская.

Инфракрасное сканирование
Рентгенография

Здесь интересным является предположение Джоанны Сноу-Смит (почётный профессор истории искусств, специалист по искусству итальянского Возрождения, автор книги «Спаситель мира» 1982 г.), что наиболее хорошо сохранившаяся картина, находившаяся в коллекции графини де Бехаг, а затем маркиза де Гане, а также четыре наброска одеяния Христа, два из которых были приобретены Лувром, принадлежат кисти Леонардо да Винчи.

Автор восстановила полный провенанс этого произведения со времён Людовика XII, который, как считается, был спонсором Леонардо да Винчи примерно в 1507 году, когда тот переехал в Милан на службу к королю. Художник работал там с 1507 по 1513 год. Затем, предположительно, Леонардо отправил свою картину французскому королю, который в свою очередь отдал её в монастырь Сент-Клер в Нанте, где она оставалась до революции, после чего была куплена в XIX веке бароном де Ларанти, а позднее перешла к графине де Бехаг и, наконец, к де Гане. Кроме того, считается, что именно с этой картины Вацлав Холлар в XVII веке сделал гравюру.

Критиков такой провенанс не сильно убедил, т.к. он фактически не имеет документального обоснования. На самом деле картина впервые была упомянута с определённой точностью только в 1866 году на парижской антикварной выставке, где она была представлена её владельцем бароном де Ларанти, уроженцем Нанта. В 1902 году картина попала к графине де Бехаг и именно тогда появилась гипотеза о том, что барон де Ларанти приобрёл картину из монастыря в Нанте, но никаких доказательств этого нет. Сноу-Смит также отмечала высокое качество живописи произведения, которое она считала достойным руки самого Леонардо. Но по этому вопросу она снова была оспорена подавляющим большинством специалистов. Картина была продана в 1999 году на аукционе Sotheby's как леонардеска. Однако, несколько критиков сочли, что это самая красивая версия из всех «Спасителей». Среди них Карло Педретти (ведущий мировой эксперт по работам Леонардо), который атрибутировал её сначала Джампетрино, а затем как «Мастерская Леонардо да Винчи».

Рефлектография работы позволила обнаружить следы переноса рисунка. На уровне одежды стежки спольверо соединяются в чётко обозначенные линии, в то время как контурные линии лица прерываются и повторяются, поскольку переносятся механически. Таким образом, картина скорее всего была написана учеником мастера под его наблюдением и, возможно, с его вмешательством.

Вторая версия, — неаполитанская.

Инфракрасное сканирование
Рентгенография

Долгое время не имевшая авторства неаполитанская копия была недавно атрибутирована Джироламо Алибранди, сицилийскому художнику, работавшему в начале шестнадцатого века. В 2019 году Чинция Паскуали (итальянский реставратор, специализирующаяся на картинах Возрождения) провела научное исследование и реставрацию этого произведения и доказала, что это работа ученика из мастерской да Винчи. Эта картина упоминается ещё в 1666 году Карло де Леллисом (итальянский историк и генеалог) в его книге «Аджунта Алла Наполи Сакра Дель Эндженио Караччоло». Она находится в Неаполе в базилике Сан-Доменико Маджоре в часовне Мускеттола. Предполагается, что Джованни Антонио Мускеттола приобрел её в шестнадцатом веке и поместил в свою часовню, но это остаётся недоказанным. Как и в версиях Кука и Гане, картина написана на панели из орехового дерева. Основной рисунок, обнаруженный с помощью инфракрасной рефлектографии, имеет непрерывную нанесённую линию, довольно далёкую от рисунка, изображенного на оригинальных работах мастера. Также были обнаружены точки спольверо, но только на линиях драпировки одежды. Любопытно, что эти линии продолжаются под синим одеянием. Это наводит на мысль, что на использованном картоне было несколько другое расположение бюста, т.е. положение фигуры, возможно, было изменено. Палитра менее богата, чем в двух других версиях: с помощью научных исследований было установлено, что красный пигмент сделан из гаранс-лака и киновари, а синий из индиго и смальты, а не из лазурита. Оценка изобразительного исполнения, к сожалению, не так проста, поскольку материал был сильно повреждён, что Карло де Леллис подметил уже в 1666 году. Тем не менее, некоторые участки кожи и пряди волос, которые лучше сохранились, демонстрируют тщательную и очень искусную прорисовку.

И, наконец, третья версия, — версия Кука или Нью-Йоркская.

Провенанс Спасителя Мира по этой версии, к сожалению, оставался неясным до того, как он был приобретён Фрэнсисом Куком (британским торговцем и коллекционером произведений искусства) в 1900 году. Люк Сайсон (историк искусства, куратор выставки Леонардо да Винчи в Национальной галерее в 2011 году) считает, что именно эта картина была упомянута в 1649 году в реестре коллекции короля Англии Карла I, который был казнён в декабре 1648. Эта работа могла послужить образцом для гравюры Холлара, который состоял на службе у правителя и, следовательно, мог её видеть. По словам Сайсона, который цитирует исследования Маргарет Даливалль (искусствовед), работа попала в королевскую коллекцию в 1660 году после того, как была продана неким Джоном Стоуном. Она упомянута в описи Уайтхолла, датируемой 1660-ми годами, а затем, как сообщается, была передана королём Яковом II его любовнице Кэтрин Седли, графине Дорчестерской, прежде чем перейти по наследству к герцогам Букингемским, потомки которых в 1763 году продали её на аукционе. Был найден этикетаж «Сальватор Мунди де Леонард», датируемый этим годом. Далее след картины теряется вплоть до 1900 года, когда её приобрёл Фрэнсис Кук, крупный английский коллекционер. Картина была в плачевном состоянии. Она была искажена реставрационными записями и исправлениями, что привело её к статусу копии, и в каталоге коллекции Кука она атрибутируется Больтраффио. Картина оставалась в семье Кука до её продажи в 1958 году. Затем она переходила из рук в руки к разным владельцам, пока в 2005 году не была куплена на аукционе арт дилерами из Нью-Йорка Робертом Саймоном и Александром Пэрришем. Потом картина была изучена и восстановлена Дианой Модестини (реставратор из Нью-Йорка), и позже показана нескольким специалистам. В 2011 году она была представлена публике на выставке в Национальной галерее в Лондоне, посвящённой миланским годам Леонардо, под авторством мастера. Затем она была приобретена Дмитрием Рыболовлевым и продана на аукционе Christie's 15 ноября 2017 года за рекордные 450 миллионов долларов. Купил её принц Саудовской Аравии Бадр бин Абдулла якобы для наследного принца Мохаммеда бин Салмана. В настоящее время истинное местонахождение работы неизвестно.

Реакция на атрибуцию Леонардо, предложенную Люком Сайсоном в каталоге лондонской выставки, очень противоречива, что естественно для такого сенсационного открытия. Некоторые специалисты согласились с тем, что это полностью авторское произведение, но другие предпочли рассматривать его как совместное произведение мастера и учеников. Справедливость последней версии аргументирована тем, что в работе сосуществуют как тщательно прорисованные детали рисунка, такие как завитки волос и руки, что достойно кисти самого Леонардо, так и детали, непрофессиональная прорисовка которых очевидна. Специалистам часто было трудно отличить реставрационные перекраски от неуклюжего вмешательства помощника. Наконец, другие историки вовсе исключали авторство Леонардо да Винчи.

Картина, находящаяся в коллекции Кука, сильно пострадала за свою историю. Её реставратор Диана Модестини опубликовала несколько статей, в которых рассказывалось, что деревянная панель когда-то была расколота на две части, а изобразительный материал был серьёзно разрушен в центральной части. Этим объясняется, в частности, несколько призрачное лицо Христа. Следует подчеркнуть, что панель изготовлена из орехового дерева, что часто использовали Леонардо и его окружение.

Научный анализ, опубликованный Дианой Модестини, выявил несколько следов спольверо (процесса переноса наброска путём перфорации) над головой. Небольшое пентименто было обнаружено на большом пальце правой руки и на пальцах, держащих сферу. Реставратор предложила сопоставление с авторскими работами Леонардо, но не могла привести аргументы, с которыми согласились бы все специалисты.

Из-за отсутствия документов о Спасителе мира, историки предлагают разные датировки композиции, иногда опираясь на упоминание работ мастера, посвящённых близкой тематике.

Была, например, обнаружена связь между Спасителем Мира и просьбой Изабеллы Д'Эсте (супруга маркграфа Мантуи, ценительница искусства и покровительница знаменитых художников, одна из известнейших женщин итальянского Ренессанса, прозванная «примадонной Возрождения»). Она в письме от 14 мая 1504 года сообщает художнику о своём желании получить вместо своего портрета другой, изображающий «юного Христа, в возрасте около 12 лет, когда он беседовал с учителями в Иерусалимском храме, и выполнить эту работу с той сладостностью и нежным и изысканным очарованием, которым отличается особое совершенство вашего искусства». В период с октября 1504 года по май 1506 года последовали другие письма на эту тему, но нет никаких доказательств того, что Леонардо действительно работал над тем, чтобы удовлетворить просьбу Изабеллы. Тем не менее, несколько историков полагали, что он разработал по крайней мере одну композицию на тему юного Христа. На подобную тему, как сообщается, было написано несколько картин художниками из ближайшего круга Леонардо. Юный Христос в образе Спасителя Мира Марко д'Оджоно (находится в галерее Боргезе в Риме), Спаситель Мира, Мастерская Леонардо да Винчи (Музей изящных искусств в Нанси), а также Спаситель, хранящийся в Пушкинском музее в Москве близки к взрослому образу Сальватора Мунди Леонардо, хотя их соотношение более динамичное, с торсом, развёрнутым на три четверти. Некоторые считают, что Изабелла видела «взрослого» Сальватора Мунди, и это побудило её заказать художнику молодого Христа, но другие думают, что это просто вариация изображения, написанного для маркизы. Карло Педретти даже подумал, что мастер мог задумать эту композицию в Риме, когда он служил Джулиано де Медичи, чтобы, наконец, удовлетворить желание маркизы Изабеллы д'Эсте, которая проживала в Вечном городе в 1514 - 1515 годах. Но все эти предположения лишены документальной основы.

В последние годы регулярно высказывается предположение о том, что Леонардо написал картину по заказу короля Людовика XII. Как уже сообщалось, Джоанн Сноу-Смит была первой, кто изложил эту версию, указав дату выполнения заказа — 1507 год, когда художник переехал в Милан.

Но совсем недавно Люк Сайсон «перенёс» эту дату на 1499 год, период вторжения французских войск в Милан и тогда нельзя утверждать, что Людовик XII заказал эту композицию художнику. Во всяком случае, это было очень маловероятно в 1499 году, поскольку, как уже было сказано, сохранившиеся архивные документы свидетельствуют о том, что только с 1507 года Людовик XII начал заказывать картины художнику.

Следует ещё привести предположение Мартина Кемпа (историк искусств, ведущий эксперт по идентификации Сальватора Мунди), который напомнил о большой чести, оказываемой Спасителю Мира во Флоренции. Действительно, именно в день празднования Дня Святого Спасителя флорентийцы восстали против Медичи 9 ноября 1494 года. Спаситель Мира мог бы обрести не только духовный, но и политический смысл. Совсем недавно Марко Версьеро (доктор философии и современной итальянской литературы) предположил, хотя и без документального обоснования, что композиция могла быть заказана Савонаролой (братом-доминиканцем, который реформировал и возглавил правительство после падения Медичи в 1494 году), когда Леонардо был проездом во Флоренции в 1495 году.

«Костры тщеславия» Джироламо Савонаролы

В подтверждение тезиса о флорентийском происхождении работы могут свидетельствовать два подготовительных рисунка из Виндзора. Их техника, — нанесение сангины на подготовленную красную бумагу, была использована художником в Миланской Тайной Вечери при написании голов апостолов (примерно 1494-1496). Позже он использовал её при написании «Мадонны с веретеном» примерно в 1499-1500 годах, затем «Святой Анны» примерно в 1502-1503 годах, и её также можно найти в пейзажных этюдах, датированных 1511 годом. Если сравнить две драпировки Христа с другими набросками с идентичной техникой, то наибольшее сходство окажется с подготовительными рисунками к святой Анне, которые можно датировать примерно 1502-1503 годами. Линии на рисунке нанесены так, что подчёркивают контрасты тени и света. Таким образом, флорентийская гипотеза привлекательна, даже если она не подкреплена никакими документами.

Подготовительные рисунки к «Спасителю Мира»

Если не затрагивать конкретный момент создания композиции, то можно предположить, что Леонардо постепенно совершенствовал её. Версии Кука, Гане и Неаполитанская версия, похоже, демонстрируют окончательный вариант картины, поскольку впоследствии её наиболее часто копировали. Но более ранние варианты изображения, похоже, также существовали.

Несмотря на то, что картина по официальной версии атрибутируется Леонардо, многие специалисты не согласны с этим.

Например, Карло Педретти, — итальянский искусствовед, специалист по истории итальянского искусства, автор многих книг и статей, посвящённых жизни и творчеству Леонардо да Винчи, — в своей публикации от 2 июля 2011 года всю историю с обнаруженным Леонардо называет «продуманной маркетинговой операцией, проведённой с одобрения специалистов, которые предложили выставить картину рядом с общепризнанными шедеврами мастера в Национальной галерее».

Карло Педретти (1928-2018)

Этого же мнения придерживается нью-йоркский критик Джерри Сальц. Он пишет: «Картина напоминает выдуманную кем-то версию утраченного оригинала, кроме того, на рентгенограммах видны трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево, стёртая борода и другие детали, скорректированные, дабы сделать эту копию более похожей на оригинал».

Поделиться: