Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Интеллектуальная пешеходная экскурсия «Арт-Арбат»

Экскурсии будут проводится с 10 августа
Длительность: 2 часа
Размер группы: до 5 человек

+7 916 500-57-37

Оставить заявку Оплатить 6000 Оплатить 10000
#артарбат #экскурсия

По хештегам #артарбат #экскурсия в нашем телеграм-канале, а также группе вконтакте вы можете узнать больше об истории Арбата и его превращении в центр русского искусства.

Телеграм: t.me/artinstitut
вк: vk.com/artinstitut

Исследуйте Арт-Арбат вместе с нами!

История Арбата

Арбат без преувеличения можно назвать сердцем русского искусства, ведь именно здесь традиционно проживали сначала ремесленники, серебряных дел мастера, затем художники, скульпторы и меценаты. Процесс превращения Арбата в центр русской интеллектуальной и творческой мысли пережил несколько этапов развития.

Название улицы восходит к XV веку. В XI-XVI веках по Арбату проходила Смоленская дорога. Улица часто видела русские войска, отправлявшиеся на защиту западных рубежей страны, а также нашествия на Москву восточных, южных и западных соседей.

Для защиты от врагов на Арбате и к северу от него в XVI веке были поселены два стрелецких полка, а в XVII веке в конце улицы, по южной ее стороне, расположился третий стрелецкий полк. Кроме стрельцов, район Арбата населял еще и ремесленный люд, живший слободами: дворцовые плотники, мастера серебряного дела, Денежного двора. Это нашло свой отклик в названиях арбатских переулков: Плотников переулок, Серебряный переулок, Денежный переулок.

К XVIII веку район кардинально изменил свой облик. После упразднения стрелецкого войска земля досталась дворянам, постепенно район из мастерового превратился в место жительства знати. Арбат становится одной из самых аристократических частей города — так называемым дворянским гнездом. Среди дворов знати три двора принадлежали графу П.Б. Шереметеву, графу Ф.А. Остерману, князю Голицыну.

Во второй половине XIX века состав населения вновь претерпел изменения. Жителями Арбата становились преуспевающие коммерсанты, чиновники, представители интеллигенции и творческих профессий. Особенно многочисленным было сословие врачей — перед революцией на Арбате их проживало около 100. Именно тут во второй половине XIX века возникло Общество русских врачей, в 1870 году открылась общедоступная лечебница, где днем принимали больных, а вечером делали научные доклады. В конце XIX — начале XX века Пречистенка, Поварская, Большая Никитская, Спиридоновка, Малая Никитская и другие традиционно аристократические московские улицы с прилегающими к ним переулками стали престижным местом проживания богатых промышленников и купцов. По проектам известных архитекторов здесь возводились необычные, подчеркнуто индивидуализированные особняки. Самыми выдающимися мастерами, создавшими подлинные шедевры московского модерна, были Л.Н. Кекушев и Ф.О. Шехтель.

Старая Москва. Арбат. Начало XX века. Художник М.М. Гермашев
Старая Москва. Арбат. Начало XX века. Художник М.М. Гермашев
Главный фасад особняка Кекушевой, архитектор Л.Н. Кекушев, ул. Остоженка
Главный фасад особняка Кекушевой, архитектор Л.Н. Кекушев, ул. Остоженка
К.Ф.Юон: художник, руководитель арт-мастерских

Особое место в художественной топографии Арбата занимает Студия рисования, живописи и скульптуры К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1900-1917) по адресу Арбат, 25. Из нее вышли такие представители мира русского искусства, как Мухина, Куприн, Ватагин, Фаворский, Терпсихоров, братья Веснины, Фальк и др.

Студия Юона и Дудина была мастерской нового типа, где упор делался на самостоятельную работу. В систему обучения были введены регулярные просмотры композиционных работ учащихся, что используется в художественной практике до сих пор. Занятия сопровождались диспутами, обсуждениями. С начинающими художниками преимущественно работал Иван Дудин, с более подготовленными — Константин Юон. Образцом живописной культуры К. Юон считал работы Серова. В своей студии педагоги культивировали трудолюбие и жажду получения практических знаний. Сам Константин Юон говорил: «…В жизни искусства происходит постоянная борьба качественного с количественным. Количественное — то, что стало модным и штампованным. Качественное — то, что борется с нашествием количественного». Юон был сторонником индивидуального подхода и старался дать обучающимся возможность выработать свой собственный стиль.

К.Ф. Юон (1875-1958). Автопортрет. 1912 г. Холст, масло. 54 х 36 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.Ф. Юон (1875-1958). Автопортрет. 1912 г. Холст, масло. 54 х 36 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К. Ф. Юон (1875-1958). Утро индустриальной Москвы. 1949 г. Холст, масло. 136 x 185 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К. Ф. Юон (1875-1958). Утро индустриальной Москвы. 1949 г. Холст, масло. 136 x 185 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Ф. Юон (1875-1958). Ночь. Тверской бульвар. 1909. Бумага, акварель, белила. 60x73. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.Ф. Юон (1875-1958). Ночь. Тверской бульвар. 1909. Бумага, акварель, белила. 60x73. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Храм Спаса Преображения на Песках

Церковь Спаса Преображения, расположенная на Арбате, является уникальным памятником московского зодчества и известна многим по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». Местность, в которой построен храм, в XVII веке называлась «Пески» из-за песчаной почвы. Основан храм Спаса на Песках стрельцами, поселившимися здесь в царствование Михаила Федоровича. Стрельцов расселяли по полкам, и их слободы тянулись кольцом вдоль укреплений Земляного города — окраинной части Москвы, защищенной земляной крепостью. Обычно в центре стрелецкой слободы была площадь с Приказной избой, где находилось управление и снаряжение полка. Подле Приказной избы располагались стрелецкая караульня и церковь с кладбищем, существовавшая здесь уже в 1639 году.

Название слободы, а соответственно и название местоположения храма определялось по имени начальника стрелецкого приказа, т.е. полка. Поэтому в разное время слобода называлась по разному, например, в 1643 году церковь значилась «в Филиппове приказе Оничкова», а в 1657 году — «в Стрелецкой слободе, в Тимофееве приказе Полтева». В 1657 году она была еще деревянной. Стрельцы в Москве обладали привилегиями — правом беспошлинной торговли, избавлением от общегородских повинностей. Поэтому стрелецкая слобода была зажиточной, и многие «стрелецкие» храмы стали каменными уже в середине XVII века. На Песках стрельцы построили пятиглавый бесстолпный храм с тремя апсидами и большой трапезной, колокольней и северным приделом во имя Святителя Николая. Рядом с храмом также располагалось стрелецкое кладбище.

Фотография из альбома Николая Найдёнова (1882 г.). Альбом — «Москва. Соборы, монастыри и церкви».
Фотография из альбома Николая Найдёнова (1882 г.).
Альбом — «Москва. Соборы, монастыри и церкви».
Поленов В.Д. (1844-1927). Московский дворик. 1877. Холст на картоне, масло. 49,8 х 39. Государственная Третьяковская галерея
Поленов В.Д. (1844-1927). Московский дворик. 1877.
Холст на картоне, масло. 49,8 х 39. Государственная Третьяковская галерея
Стажировка

Деятельность в рамках стажировки:

  1. Экскурсовод — стажер занимается разработкой личной техники проведения экскурсии, помогает создать яркие и незабываемые впечатления в рамках увлекательного рассказа
  2. Исследователь — стажер занимается поиском материала и документации, разработкой маршрута для прогулки с группой по знаковым местам арт-Арбата.
  3. Куратор — стажер применяет коммуникационные навыки в рамках проведения экскурсии, отвечает на вопросы участников и повышает интерес группы к истории Арт-Арбата.

Приглашаем участвовать! Интеллектуальная экскурсия «Арт-Арбат» — это первое в своем роде исследование топографии культурного мифа Арбата. Рассмотрим художественный Арбат с его студиями и художниками, частными коллекциями и арт-салонами, которые во многом определили тенденции развития художественной жизни страны — XIX — начала XX века.

Удивительно, но никто не исследовал в таком ракурсе Арбат ранее! Вместе с вами мы рассмотрим феномен Арбата не только как топос (место в пространстве), но и как этос, место, наполненное сакральным смыслом духовно-нравственного наследия его обитателей. Наше путешествие будет содержать в себе три аспекта:

Топография. В течении трех лет тщательных изысканий, мы проложили абсолютно новые, уникальные экскурсионные маршруты, реконструирующие художественную жизнь Москвы рубежа XIX — XX веков;

Историография. Рассмотрим в исторической перспективе как Арбат становился центром притяжения творческой интеллигенции. Уникальные факты, малоизвестные события, свидетельства о происхождении художественных произведений и их авторства! Мы это называем провенансом;

Коллекционирование. Углубимся в мифологизацию этого феномена. Наша задача состоит не в том, чтобы отказаться от мифа, наша задача — его раскрыть. Поэтому мы постарались соединить края разрыва: прозаично рассказали о реальных фактах и событиях, не отказываясь при этом от романтики и пафоса.

На карте обозначены локации, определившие уникальность нашего экскурсионного маршрута. К тому же экскурсовод обеспечит полное погружение в необыкновенную атмосферу арбатских улиц, переулков, двориков в специально разработанном образе, который напомнит о творческом наследии Врубеля. В костюме использован разработанный художником шрифт, подобие каллиграфической книжной вязи.

Поскольку в переулке Сивцев Вражек, в знаменитом доме Нестерова расположился наш институт, маршрут начинается именно с этого места, которое отражает множество уникальных художественных фактов.

Затем пройдемся по:

  • Серебряному, Большому Афанасьевскому, Староконюшенному, Кривоарбатскому, Плотникову, Денежному переулкам и удивимся их тишине, несмотря на их близость к шумной туристической улице Арбат;
  • Прогуляемся по секретным и малоизвестным дворикам;
  • Заглянем во внутренний двор философской библиотеки; вдохновимся роскошью старинных усадеб;

И конечно, узнаем, в какой кофейне лучше пить кофе ценителям искусства!

Мы приглашаем вас прочувствовать энергетику старого Арбата лично.

  1. Интеллектуальная пешеходная экскурсия + лекция с чашечкой кофе (по предварительной договоренности)
  2. Интеллектуальная пешеходная экскурсия

Длительность: 2 часа
Размер группы: до 5 человек
Место встречи: ул. Переулок Сивцев Вражек, д. 43
Язык экскурсии: Русский
Стоимость: 10000 руб./человек (в группе от 2-ух человек)
6000 руб./человек (индивидуально)

Оставить заявку Оплатить 6000 Оплатить 10000

P.S. Институт выражает благодарность Наталье Полкачевой за подготовку диплома на основании которого разработана данная экскурсия и Ольге Вениаминовне Калугиной (доктору искусствоведения) за рецензирование диплома.

Оставить заявку

Интеллектуальная пешеходная экскурсия «Арт-Арбат»






Контактная информация

Оплата