Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Отчет о поездке
«Рембрандт, Хальс, Вермеер – Нидерланды
с Садковым Вадимом Анатольевичем»

Дордрехт

В Дордрехте находится один из старейших музеев Нидерландов Dordrechts Museum, основанный в середине 19 века. Наше внимание сосредоточилось на живописи 17 века таких мастеров Дордрехта как Jan de Baen, Aelbert Cuyp, Jacob Cuyp, Arent de Gelder, Samuel van Hoogstraten, Nicolaes Maes. Музей представляет собой старинное здание с сохранившимися вековыми деревьями, платанами, во внутреннем дворе и встроенными современные постройками в стиле high tech.


В музее Дордрехта Вадим Анатольевич рассказывал о художниках местной школы. Среди них талантливый анималист Albert Cuyp . Его пейзажи и жанровые композиции с коровами ценятся за передачу солнечного света.

Невероятно популярные в то время обманки художника Samuel van Hoogstraten, демонстрирующие мастерство автора, с его работами изображающими перспективу мы встречались в музее Гааги.

Вадим Анатольевич обратил внимание на натюрморты A. Coorte. Как правило композиция состоит из одного или пары пердметов на темном фоне – овощей , фруктов или ягод. Его излюленный мотив это пучок спаржи, который художник изображает с мастерской точностью и реалистичностью.

Хотя тема поездки живопись 17 века, наше внимание остановилось на данном предмете в экспозиции, датируемым 19 веком. Резные рамы с окошками для миниатюр специально изготавливался как подарок королю.

Роттердам

Целью визита в Роттердам было посещение музея Museum Boijmans Van Beuningen, открытого в 1847 году на основе частной коллекции Франса Якоба Отто Бойманса, завещанной городу Роттердаму. В собрании музея находятся произведения европейских мастеров с XV века до наших дней (живопись, скульптура, графика, предметы декоративно-прикладного искусства), декоративное искусство Азии. В коллекциях музея представлены полотна Иеронима Босха , Питера Брейгеля Старшего , Рембрандта, Франса Халса , Яна ван Эйка, Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса. В предвоенные годы музей получил печальную известность в связи с приобретением за баснословные суммы подделок «старых мастеров», выполненных Ханом ван Мегереном.

Эту работы без внимания мы не обошли, но также тщательно изучили жемчужины коллекции.

Например, одни из вариантов Вавилонской башни Питера Брейгеля. Поражает невероятная детальная проработка композиции.


Работа Иеронима Босха «Блудный сын» несет в себе назидательный характер.

Вадим Анатольевич рассказывает об итальянской традиции украшать свадебные сундуки кассоны живописными композициями. Теперь такие произведения искусства являются самостоятельными картинами. Например, как эта композиция Jacopo del Sellaio.

На этой композиции «Христос в доме Марии и Марты» середины 16 века художник P. Aertsen изображает библейский сюжет, уделяя большое внимание натюрморту.

Мы также изучили голландские натюрморты в собрании музея. Это произведения хорошо известных нам W.C. Heda, W. Kalf, B. Van der Ast,

Вадим Анатольевич рассказывал о картинах художников-жанристов, делая акценты на тех, кто сейчас есть на рынке и тех, кто наиболее популярен.

Г. Доу «Горничная в окне» и «Молодая женщина за туалетом».

E. de Witte «Итерьер» изображает «комнату в комнате», мастерски использую перспективу, свет и тень.

Работ Рембрандта в музее несколько, среди них портрет сына художника Титуса.

В коллекции находится не так много работ испанских художников, всего одна работа Мурильон, а также несколько композиций Рубенса.

Утрехт

Утрехтская школа живописи включает в себя три основных направления: утрехтские караваджисты, маньеристы и мастера идеального пейзажа. Программа арт-путешествия предполагала посещение Центрального музея в городе Утрехте и экскурсию в Catharijneconvent, музея церковного католического искусства, в коллекции которого находится ранняя работа Рембрандта.

Стоит отметить что влияние творчества Караваджо наблюдается повсеместно в Европе и носит интернациональный характер. Все голландские последователи художника происходили из Утрехта, старого католического центра Голландии, который еще со времен позднего средневековья ориентировался на Италию, ее культуру и искусство. Самыми известными караваджистами Утрехта были Г. ван Хонтхорст, X. Тербрюгген, Д. ван Бабюрен. Голландские живописцы почерпнули в творчестве Караваджо подлинно новаторский художественный язык, хотя не были знакомы с художником, а только видели его работы в многочисленных церквях Рима и частных собраниях. Мощная пластика форм, контрасты света и тени, усиливающие драматическую выразительность действия, крупные полу фигуры, выдвинутые на передний план,— таковы основные черты нового типа картины, которому следовали все караваджисты.

Вадим Анатольевич отметил творчество ХЕНДРИКА ТЕР БРЮГГЕНА, как наиболее ярко выражающее национальный характер утрехтских караваджистов. Национальное своеобразие творчества Тер Брютгген; проявляется также в типаже: герои его картин — простые парни и девушки. Однако именно в приверженности к простым народным типам, лишенным внешней красоты, но глубоко привлекательным и милым, и следует видеть главную заслугу Тербрюггена.

От работ Г. Хонтхорста его работы, кроме того, выгодно отличались тончайшей живописной нюансировкой, мягкостью контуров и более строгим колоритом. Вадим Анатольевич отметил изображение рук, почти импрессионистическокое.

Другой художник - ГЕРАРД ВАН ХОНТХОРСТ (Утрехт, 1590-1656, там же) провел в Италии годы молодости (1610-1621). Хонтхорст ближе всего к работам зрелого стиля Караваджо. Искренняя взволнованность рассказа, мастерство светотени и композиции и дар колориста, отличаю его картины. В Италии он получил прозвище Герардо делла Нотте (т. е. Герард Ночной), отражающее его пристрастие к сценам с искусственным освещением. Свеча или факел у Хонтхорста не только подчеркивают объем и придают неожиданный эффект и остроту композиции, но и сообщают сцепе особую интимность. Картина «Сводня», хорошо известная в нашей стране, изображает типичный голландский сюжет.

Темой музыкантов представлен третий мастер этой группы — ДИРК ВАН БАБЮРЕН (Утрехт, ок. 1595-1624, там же).. Его произведения при общей для всех караваджистов композиционной схеме, отличается яркой, праздничной цветовой гаммой и широкой пастозной манерой письма. То и другое вполне отвечало задачам создания большого декоративного стиля, к которому шел художник. Но смерть слишком рано оборвала его творчество.


Лютнист

Молодой человек с варганом

Вадим Анатольевич обратил внимание на знаменитый кукольный домик Петронеллы де ла Курт. 1674-1690, одни из самых ранних домиков в Голландии

Музей Catharijneconvent расположен в здании средневекового монастыря XII века. Коллекция музея обширна и включает в себя помимо религиозного искусства собрание мастеров золотого века голландской живописи. Наше внимание было обращено на раннюю работу Рембрандта, в композиции и колорите которой пока нет тех характерных черт, по которым мы безошибочно определяем руку мастера.

В Утрехте посетили церковь св. Гертруды, которая построена в стиле так называемой пламенеющей готики.

Посещение частных галерей Амстердама

Важным разделом программы арт-путешествия является посещение частных художественных галерей. В Амстердаме — галерея Douwes Fine Art и Salomon Lilian.

Галерея Douwes Fine Art

Галерея Douwes Fine Art — одна из старейших галерей Европы, была основана в середине 18 века. Первоначально семья Douwes занималась реставрацией в собственных мастерских. Уже более двух сотен лет семейный бизнес переходит от отца к сыну. Однако, ссылаясь на документы гильдии Св. Луки, галерея была открыта 5 сентября 1805 г., когда один из представителей династии, предприимчивый двадцатилетний Hendrik Douwes решил официально зарегистрировать семейный бизнес. Hendrik Douwes был художником, ремесленником, сыном корабельного мастера, занимался разнообразной деятельностью, начиная от создания театральных декораций, заканчивая золочением и бронзировкой картинных рам. В 1975 году представитель семьи Douwes - Evert VII — стал одним из трех учредителей Европейского Fine Art Fair (TEFAF) в Маастрихте. На протяжении более двадцати лет он являлся членом Совета директоров и президентом отборочного комитета. Строгие правила и тщательный отбор участников позволили этой международная ярмарке стать одной из лучших в мире.

Одной из первых крупных ярмарок антиквариата в начале прошлого века была The Grosvenor House Art and Antiques Fair (1934). Она стала моделью для The Vereniging van Handelaren in Oude Kunst — VHOK, организовавшей свою первого ярмарку The Prinsenhof в Делфте в 1948 г. Oude Kunst en Antiekbeurs, в конечном счете, превратилась в ярмарку c отличной репутацией у себя в стране и за рубежом. Но само место, Дельфт, оказалось не достаточно удобным для дальнейшего развития. В 1974 году небольшая группа молодых арт-дилеров, в числе которых был Douwes Evert VII , начали активно искать новое место, которым в результате стал Маастрихт. Первая ярмарка в Маастрихте прошла в 1975 г. и активное участие Douwes Evert VII сыграло в этом не малую роль. Сейчас Douwes Evert VII по праву гордится тем, что в качестве соучредителя, он был при рождении The European Fine Art Fair.


Хозяин галереи рассказывает о новых технологиях реставрации: когда дублируется холст, то что у картины было на заднике аутентичным быть не может, было проблемой как восполнить то, что было сзади картины. Обычно реставраторы от руки "рисуют" то что было сзади, галереи изобрели метод похожий на результат работы 3D принтера, когда специальная пленка повторяющая в полном объёме фактуру того, что было сзади копирует эти артефакты и потом она наклеивается сзади

Галерею можно по праву сравнить с музеем или реставрационным центром, так как деятельность ее выходит далеко за рамки обычной художественной галере. Все члены семьи бережно хранят и передают из поколения в поколение не только секреты семейного бизнеса, но и страстную любовь к искусству, его сохранению и изучению. Являясь членом таких организаций как VHOK, Delft Arts and Antiques Fair, TEFAF Maastricht, PAN Amsterdam, ArtBreda Kunst-Antiek-Design, Art Nocturne Knokke, Amsterdam: Het Spiegelkwartier, The Society of London Art Dealers (SLAD), CINOA галерея систематически занимается научной работа, выпуская книги и сборники статей, участвуя в конференция, а так же продолжает свою реставрационную деятельность с более чем 200-вековыми традициями.

Реставраторы стремятся поддержать или восстановить первоначальный вид картины, избирая наиболее подходящий метод, традиционный или новейшие технологии.

Стоит отметить, что Галерея Douwes Fine Art едва ли не единственная в мире галер ея, продающая работы Рембрандта. В коллекции находятся гравюры художника.

Будучи отзывчивой нынешним тенденциям арт-рынка, галерея так же выставляет работы русских художников ХХ века ( М.А. Суздальцев, К.М. Ломыкин, А.И. Векслер, К. М. Максимов), причем стоимость таких работ на порядок ниже, чем в России, как ни странно.

Галерея Sаlomon Lilian

Галерея специализируется на картинах голландских и фламандских мастеров семнадцатого века, признается одной из ведущих международных галерей. Галерея находится в самом сердце исторического Амстердама.

Саломон Лилиан ежегодно выставляется на TEFAF в Маастрихте и на PAN ярмарке в Амстердаме. Кроме того, выпускает ежегодный каталог недавних приобретений при участии авторитетных искусствоведов.

В галерее нас гостеприимно встретили хозяева с бокалом вина и с закуской a la russe.

Все работы галереи имеют провенанс, на обороте сохранены все этикетки предыдущих владельцев и выставок, в которых участвовала работа.

Одно из недавних приобретений галереи «Портрет молодой женщины» Cornelis de Vos. Р абота из семьи предыдущих владельцев, в коллекцию которых работа пополнила в начале 19 века. Художник происходил из творческой династии Антверпена, его сестра была замужем за Франсом Снайдерсом. Художник работал бок о бок с такими известными мастерами Антвверпена как Антони ван Дэйк, Якоб Йорданс и Питер Паул Рубенс, вместе с которыми Vos расписывал церковь св. Павла. Художник также принимал участие в росписи Torre de la Parada в Мадриде. В течении 1620 г. De Vos написал несколько женских портретов, вдохновленный портретами своей сестры написанными ван Дейком. П озднее, под влиянием Рубенса, художник вырабатывает определённую композиционную схему, изображая фигуру на фоне пейзажа. Реставрация открыла на портрете голубое небо и чистые, прозрачные цвета, демонстрирующие мастерство художника.


Антони ван Дейк. Портрет Маргариты Снайдерс. (сестры художника)

Рейкс музей. Rijksmuseum

Посещение одного из главных музеев Амстердама в нашей программе имело особое значение. Rijksmuseum открылся в 1885 г. Тогда он находился на окраине Амстердама, теперь же музейная площадь стала культурным центром города. Музей недавно после реставрации, он был закрыт 13 лет. Здание специально проектировалась как музей. В центральной галерее первого этаже многочисленные фрески и мозаики, прославляющие великих художников Голландии, что демонстрирует национальный патриотизм. В люнетах изображение художников. Вадим Анатольевич отметил специальный сложный цвет стен, в профессиональном сообществе его называют цвет «рейксмузеума», а также сложную систему освещения, которое дает возможность оценить живописные полотна.

Музейная экспозиция демонстрирует 800 лет голландского искусства и истории, но цель нашего визита - изучение живописи 17 века.

Экскурсия началась с залов предшествующих периодов Средних веков и Возрождения.

Наше внимание привлекла иконография лиц одной из композиций зала христианского искусства 1100 – 1500 г. «Святое семейство» мастерской Гертгена тот синт Янса. На изображении мы видим Марию в окружении семьи – рядом с ней ее мать Анна, за женами мужья – Иосиф и Иоаким. С права сидит Елизавета с сыном Иоанном Крестителем, который тянет ручку к Христу.

В собрании встретили картину любимого всеми Карло Кривелли «Мария Магдалена». Художник отсылает зрителя к эпизоду первой встречи Марии Магдалины с Иисусом, о чем свидетельствует кувшин с маслом. Теневые эффекты подчеркивают кончик туфли Магдалины, направленный на зрителя, а ее элегантно уложенные волосы отбрасывают тень на нимб над головой.

Одно из всемирно известных произведений музея – работы художника Saenredam. Яркий и четкий свет наполняет эту церковь, в которой происходит проповедь. Saenredam создал ощущение пространства, как метафизического, так и реального. Художник разработал метод, при котором оборотная сторона «строительного чертежа» натирается мелом, а затем линии переносятся на доску строительной иглой.

В собрании музея жемчужины творчества Вермеера – «Молочница», «Улочка», «Любовное письмо», «Женщина в голубом, читающая письмо». Современник Вермеера Питер де Хох, оба художника происходят из Дельфта. Как сказал Вадим Анатольевич: «есть очень хорошие мастера, а есть Божий дар», сравнивая их творчество.

Питер де Хох «Материнские обязанности» и «женщина с ребенком в кладовой»

Французский художник Габриэль Метсю изображает интимную сцену, мать на коленях которой сидит дочка.

Помимо работы Рембрандта «Ночной дозор», которой отдан целый зал, в музее можно проследить как развивалась творческая манера автора от ранних работ «Товит и Анна с козленком» и «Аллегория музыки» до «Еврейской невесты». Так же наше внимание привлек пейзаж «Каменный мост» и «Натюрморт с павлином» - пожалуй единственные работы Рембрандта в этих жанрах.

Ludens. Копия «Ночного дозора».

«Портрет пары в саду» Франса Халса. Вадим Анатольевич снова обратил внимание на свободную манеру художника, которую его современники описывали как «эскизный стиль». Несколькими широкими живописными мазками он мог изобразить руку, воротник или нос портретируемого.

В музее хорошо представлены Утрехтские караваджисты.

Веселый скрипач. Герард ван Хонтхорст
Дирк ван Бабюрен. Прометей
Хендрик тер Брюгген

Также смотрели натюрморты, сравнивая живописную манеру и стиль художников.

Банкетные натюрморты отличались изобилием дорогих лакомств. Некоторые художники предпочитали более сдержанный подход, изображая на своих картинах посуду, кухонную утварь и копчености. Натюрморт с сырами Флориса Класзон ван Дейка. Ван Дейк слегка выдвинул оловянную тарелку за край стола, чтобы придать картине глубину. Этот композиционный прием впоследствии использовался многими натюрмортистами.

На этом натюрморте Питер Класзона мы видим традиционную сервировку мяса, рыбы и дичи, характерную для XVII века.

В творчестве натюрмортиста Виллема Класзона Хеда прослеживаются параллели с работами его коллеги из Харлема Питера Класзона. Оба художника посвятили себя написанию накрытых столов и роскошной столовой посуды и создавали очень реалистичные натюрморты: казалось, буквально только что за этим столом кто-то сидел. Но при внимательном изучении становится ясно, что сцены являются постановочными и в сочетании набора предметов нет никакой логики. Палитра Хеда даже более сдержана, чем Класзон. Вадим Анатольевич назвал его колорит монохромным.

А вот художник Адриан Корте всегда был верен аскетичным композициям миниатюрных натюрмортов. О использовал необычную технику, его работы написаны маслом на бумаге, которая впоследствии закреплялась на дереве или холсте.

Следующий раздел это пейзажи. Вадим Анатольевич обратил внимание на художника Якоба Исаак Рёйсдала. И было несколько, но этот самый дорогой.

«Мельница в Вейк-Бей-Дюрстеде»

Работы Goyen есть на антикварном рынке

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж.

Типичные сюжеты голландской живописи. Оживленные зимние сцены с различными забавами на льду были любимым сюжетом Хендрика Аверкампа. Его картины вызывают в воображении замерзшие каналы и реки, по которым катаются на коньках большую часть своей жизни он провел в портовом городе Кампене в Зёйдерзе (залив в Северном море) – там служил фармацевтом и городским врачом его отец. Хендрик был немым, за что получил прозвище «немой как Кампена»


«Ловцы душ» Адриан Питерс ван де Венне.

Эта аллегорическая картина изображает усердие, с которым протестантская и католическая церкви завоевывали души во время 12-тилетнего перемирия. На картине мы видим образы и иллюзии происходившего события, на левом берегу собрались протестанты из Северных Нидерландов, а напротив расположились южане-католики, разделяет два берега река. Между берегов раскинулась радуга, символ мира. Фигуры в лодках стараются вытащить как можно больше людей, причем протестанты имеют явное преимущество перед католиками. Очевидно, что симпатии Адриана ван де Венне отданы протестантам.