Семинар в Царицыно по выставочной деятельности
Мы продолжаем цикл наших летних занятий в усадьбах. Студенты посетили «Архангельское» и занятие по атрибуции фарфора, «Кусково» и занятие по атрибуции стекла. На этот раз это музей-заповедник «Царицыно». 6 августа наша учебная группа изучала возможности усадьбы для атрибуции предметов антиквариата. Мы окунулись в атмосферу эпохи Александра I на выставке «Москва и москвичи в эпоху Александра I» и познакомились с советским декоративно-прикладным искусством 60-80-х годов XX века на выставке «Основные элементы». А по дороге рассматривали пейзажный парк Царицыно и его архитектурные памятники.
Наше занятие проходило в Хлебном доме. Студенты провели микро-семинар, каждый рассказал о некоторых объектах, представленных в 8 залах по концепции «Три Москвы в одном месте»: Москва допожарная, Москва в жару войны, Москва обновленная.
Мы остановились около макета дома Пашкова, принадлежавшего П.Е. Пашкову, «первому русскому водочному королю». Здание было построено за три года по проекту В. Баженова (но это неточно) в стиле классицизма (1780-ые гг.), расположено на улице Воздвиженка. Дом Пашкова был единственным зданием, с которого открывался живописный вид на Кремль.
Знаменательно, что именно бельведер дома Пашкова изображен на картине художника Н.С. Матвеева. На этом месте в 1818 году прусский король Фридрих Вильгельм III вместе с сыновьями обозревал с высоты виды Кремля. Король трижды преклонил колено в благодарность Москве за спасение его государства от Наполеона со словами «Вот она, наша спасительница!»
В первом зале рассказывается о коронации императора Александра Первого, которая состоялась в Успенском соборе в Кремле в сентябре 1801 года. По этому случаю была организована праздничная программа для различных сословий: простой народ гулял в Сокольниках, дворянство и купечество праздновали в Слободском дворце на берегу реки Яузы, а царские вельможи отмечали сие событие во дворцах знатных особ, например, у графа Н. П. Шереметева в Останкине.
В следующем зале одна из наших студенток поведала нам историю о том, как судьба одной знатной дамы оказалась в руках императора, который спас её от позора. Героями этого скандала стали известный транжира и азартный игрок князь А.Н. Голицын, его жена Мария Григорьевна и граф Л.К. Разумовский. Мария Григорьевна не была счастлива в браке с Голицыным, чувствовала симпатию к графу Разумовскому, который воспользовался страстью её мужа к азартным играм и выиграл женщину в карты. В те времена получить развод было очень сложно и осуждаемо. Общество не одобрило союз Марии Григорьевны с Разумовским, и она не могла появляться на великосветских балах, куда приезжали члены императорской семьи. Ситуацию разрешил сам император Александр I, пригласив Марию Григорьевну на танец на одном из праздников, тем самым, признав графиню Разумовскую.
Экспозиция следующего зала посвящена известным политическим деятелям, оставившим в конце XVIII века госслужбу в Санкт-Петербурге и удалившимся на покой в Москву. Этих удивительных людей иронично называли »московскими бессмертными», но они продолжали играть важную роль в обществе, к их мнению прислушивались и с ними чаще обычного соглашались. На выставке можно увидеть портретную галерею сановников в отставке: ближайшего сподвижника Екатерины II графа Алексея Орлова-Чесменского, дипломатов Ивана Барятинского и Ивана Остермана, военного губернатора Юрия Долгорукова и многих, кто вершил судьбы страны в прошлом.
Карточные игры, траты баснословных денег, пышные торжества и ленивое, праздное времяпрепровождение — такова жизнь московского общества той эпохи. Вельможи здесь жили на широкую ногу, устраивая балы, приемы и увеселения для дворян и простого люда, щеголяли своим богатством и связями. На фоне делового, строгого Петербурга Москва была хлебосольной, патриархальной, и это отражалось в укладе жизни «москвичей бессмертных». Простые дома соседствовали с дворцами, а розарии располагались рядом.
Таких, как граф Орлов, любили и дворяне, и простой люд. Другой сановник граф Остерман (бывший министр иностранных дел и канцлер Российской империи)обычно был одет в красный халат, подбитом мехом, и носил желтые тапочки. И только в дни своего рождения и великие праздники он облачался в парадный мундир со множеством высших наград империи. Следующий персонаж — князь Юрий Владимирович Долгоруков при Павле был губернатором Москвы. Даже бедные дворяне могли позволить себе танцевать, столоваться и развлекаться в его хлебосольном доме. При Николае Первом жалели, что эти времена ушли, и Москва уже не та.
Если говорить о топонимике, то современные названия улиц и переулков Москвы зачастую сохраняют свои старинные, прихотливые наименования. Это происходило потому, что так же прихотливо, по собственному желанию, баре строили свои усадьбы, огораживали свои территории, как хотели. Московские департаменты были переполнены земельными тяжбами и разбирательствами.
В различных залах экспозиции представлены скульптурные и художественные портреты императора Александра 1 и императрицы Елизаветы Алексеевны. На них мы видим, как менялся облик монарха в течение жизни.
На выставке «Основные элементы» мы смогли познакомиться с декоративно-прикладным творчеством советских художников, скульпторов и мастеров-ткачей 1960-1980-х годов. Название экспозиции неслучайно — все работы условно разделили на «основные элементы»: «Земля», «Вода», «Огонь», «Воздух», «Тьма и свет», «Движение и статика» и «Художник и творение». Мы увидели работы разных жанров, представленные известными авторами Московской, Ленинградской, Эстонской и Латвийской школ (декоративная керамика, художественное стекло, гобелен и расписной текстиль, чеканка, ювелирное дело).
Как правило, многие работы того времени были бессюжетны, предпочтение отдавалось поиску новых форм, не похожих на что-либо, существовавшее ранее.
Особое внимание мы уделили произведениям прибалтийских мастеров. Некоторые из них входили в состав художественного объединения «АРС» («ARS») — Таллинский комбинат художественных изделий. Среди них — мэтры латвийского, литовского и эстонского гобелена Эгил Розенберг, Илма Аустриня, Генората Размене и Малл Томберг, латвийские художницы-керамисты Изабелла Кролле и Лидия Йыэтс.
Нас заинтересовали изделия из стекла, созданные на старейших предприятиях по производству стекла ручной выдувки («Красный май», «Неман»). При обжиге, использовалась гутная техника — придание формы из расплавленной стекломассы вручную с помощью щипцов, трубок, ножниц и других инструментов. Благодаря ей каждое изделие уникально.
В зале «Воздух» была представлена работа известного мастера декоративно-прикладного искусства ваза «Серафимы».
Завершили мы наше занятие в прекрасных тихих оранжереях, восстановленных в 2008 году по сохранившимся описям и чертежам. Настоящий тропический рай — усадебные оранжереи с 250-летней историей. В настоящий момент там работают над восстановлением исторических видов и сортов растений, выращивавшихся в XVIII-XIX веках. Деревья в парке аккуратно подстрижены. На пруду устроен квадратный остров для уединенных прогулок. При усадьбе содержатся целых три сада и деревянная оранжерея. Здесь выращивают те же экзотические растения, что и 250 лет назад: розы, виноград, инжир и померанцы, груши и алоэ. За растениями ухаживают специально приглашенные садовники. Пальмы, разнообразные цитрусовые, гранаты, кактусы, в том числе, известная «царица ночи» — селеницереус или алоказия, привезенная из Юго-Восточной Азии для Екатерины II, украшают этот рай.
У студентов Института есть возможность посещать выездные лекции, мастер-классы, антикварные галереи, профессиональные выставки и многое другое, где они могут применить приобретённые знания на практике и узнать много нового! Подробнее о нашем обучении и курсах в разделе «Программы».