Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Серебряный юбилей TEFAF


В этом году ТЕFAF исполнилось 25 лет. TEFAF (The European Fine Art Fair) – Европейская ярмарка изобразительного искусства, которая проходит ежегодно в Маастрихте с 1988 г. И с тех пор, пожалуй, ни один истинный коллекционер, арт-дилер и даже музейный работник, не пропускает это ежегодное событие. Мировую известность TEFAF принесли Старые мастера. И если изначально 42% экспонентов были антиквары и арт-дилеры из Голландии, то на сегодняшний день лишь 19% участников – нидерландцы. Это стало поистине международным явлением.  Отличительная особенность TEFAF, его гордость – это проверка подлинности предметов, привлечение независимых экспертов, что минимизирует риски инвестиций в искусство. Каждый предмет проходит двухдневную проверку специалистов до начала выставки, и эта мера проверки TEFAF является беспрецедентной среди подобных антикварных ярмарок. В этом смысле TEFAF является синонимом высочайшего качества – от тщательного выбора экспонентов (арт-дилеров и галерей) до строгого отбора работ, предназначенных для выставки. На арт-рынке, который претерпел серьезные изменения и пережил несколько тяжелых кризисов за последние 25 лет, акцент на подтверждении подлинности произведений искусства и антиквариата обеспечивает справедливо растущий авторитет TEFAF среди частных коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.

Традиционное исследование арт-рынка в юбилейном для TEFAF 2012 году будет расширено и дополнено. Помимо годового отчета в это исследование войдет обзор основных тенденций антикварного рынка с конца 1980-х гг. до наших дней. Таким образом, обобщенная картина европейского арт-рынка предстанет в виде масштабного ретроспективного аналитического исследования.

Важно отметить, что деятельность TEFAF не ограничивается куплей-продажей произведений искусства и антиквариата. Немаловажную роль играют в деятельности TEFAF разного рода благотворительные проекты. Так, например, благодарность за гостеприимство Маасстрихта на протяжении последних 25 лет, Фонд TEFAF выделил Музею Врейнтхофа (в историческом центре города) значительные средства (5,6 миллионов евро) на обновление и реконструкцию. Чтобы выразить свою благодарность за это пожертвование, Музей назвал самый свой видный зал музея «Зал TEFAF». Обновленный музей открыл свои двери для публики 14 марта 2012. На время выставки в музее открыта экспозиция «TEFAF 25 лет», для которой 25 участников TEFAF пожертвовали 25 произведений, которые были куплены на TEFAF частными лицами и музеями за последние 25 лет. К празднованию юбилея приурочены музыкальные и театральные фестивали.

Музей Фонда Реставрации TEFAF был создан с целью сделать нечто большее для многочисленных музеев, представители которых регулярно посещают TEFAF. Этот Фонд стремится внести свой вклад в сохранение тех памятников, которые находятся в коллекциях этих музеев и поддерживать обмен знаниями о консервации не только между другими музеями, но и для широкой публики. Этот Фонд позволяет музеям подать заявку на реставрацию одного или двух предметов из своих коллекций на определенных условиях. В 2012 году сумма, предоставляемая на реставрационные мероприятия, составит 50 000 евро. Здесь стоит отметить, что в прошлом году возможность отреставрировать свои экспонаты получили два музея: Художественный музей Денвера (картина Каналетто «Венеция: Пирс порта Сан Марко», холст масло, ок. 1736 – 1740) и Рейксмузеум Амстердама (группа из 10 бронзовых скульптур, «плакальщиков» гробницы Изабеллы Бурбонской, 1566).

На TEFAF сейчас представлены практически все виды искусства от древности до современности, включая дизайн, мы уделим внимание некоторым из них:

Секция живописи
(TEFAF Paintings
)

Арт-эксперты считают, что 70% высочайшего качества произведений Старых мастеров, которые продаются в мире, можно увидеть именно на TEFAF. Частные коллекционеры и профессиональные арт-дилеры фиксируют в своих ежедневниках даты проведения TEFAF, а специалисты ведущих музеев приходят на TEFAF присмотреть работы для своих коллекций. На ярмарке представлена обширная коллекция фламандских, голландских, итальянских, испанских, французских, немецких и английский мастеров живописи и графики XIII – XIX вв.

Классическая Античность
(TEFAF Classical Antiquities)

Этот раздел представляет собой настоящий клад для коллекционеров. Изысканные греческие мраморные статуи, римские монеты и египетские мумии. Экспоненты этого раздела – первоклассные эксперты в своей области, а проверка TEFAF гарантирует безопасность покупки.

Предметы декоративно-прикладного искусства
(TEFAF Antiques)

Этот раздел – наиболее обширный из всех секций TEFAF – более 100 экспонентов. Здесь можно найти тысячи уникальных предметов мебели и произведений искусства, все они в прекрасном состоянии и зачастую с необычными историями бытования. Здесь представлен мебель XVI – XIX вв., европейский, китайский и японский фарфор, скульптура от средневековья до наших дней, текстиль, восточное искусство, керамика, серебро, стекло и ювелирные изделия, иконы, этнографическое и доколумбово искусство, музыкальные инструменты, часы и научные приборы и многое, многое другое. Здесь можно забыть о реальности и погрузиться в прошлые эпохи, бродя среди зеркал, роскошных тканей и предметов высокого искусства.

   

 

В чем же заключается уникальная проверка подлинности предметов для TEFAF? Один из разделов каталога TEFAF-2012 посвящен именно этому вопросу. Мы рады поделиться с Вами самыми важными и специфическими из этих требований.

 

ТРЕБОВАНИЯ TEFAF К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИСКУССТВА И АНТИКВАРИАТА

В экспертные советы TEFAF входят арт-дилеры, историки искусства, реставраторы и академики, которые тщательно изучают все экспонаты до открытия Ярмарки. Ни участники, ни их представители не могут находиться в выставочных залах во время проверки экспонатов, чтобы обеспечить беспристрастность проводимой проверки. Комитеты должны принимать во внимание, что заключения об атрибуции и состоянии вещей никого не должны вводить в заблуждение.

Самое главное требование TEFAF к произведениям искусства и антиквариата – их подлинность. Ниже приведены некоторые специфические требования к разного рода предметам искусства и антиквариата, предъявляемые TEFAF.

 

Живопись. Каждое произведение секции живописи должно быть максимально точно описано и включать имя художника и датировку. Если имя художника неизвестно, школа или предполагаемая школа должны быть обозначены, например, следующим образом: «Голландская школа, первая половина 17 века». Эти произведения должны быть должным образом атрибутированы и иметь удовлетворительное состояние сохранности с учетом их возраста и значимости, чтобы экспонирование их не противоречило принципам TEFAF. Живописные произведения и рисунки не должны иметь никаких дополнений, изъятий, позднейших записей или других вмешательств и изменений в их оригинальный характер. Экспоненты отдела живописи имеют право выставлять живопись и на других стендах, максимум шести. Требования, предъявляемые к картинам в секции живописи, аналогичны и для других секций.

 

Графика. Участники секции Графики могут выставить максимум три не графических объекта на своих стендах. К произведениям предъявляются такие же требования к подтверждению их подлинности, как и к аналогичным произведениям в других секциях.

Античность. Произведения античности в случае наличия реставраций или дополнений должны быть подробнейшим образом описаны.

Азиатское искусство. Азиатский фарфор обязательно должен иметь сертификат о термолюминисцентных исследованиях. Ранние работы китайской бронзы не должны быть сильно реставрированы или заново расписаны. Каменная, деревянная или металлическая скульптура должны быть хорошего качества и не должна быть сильно реставрирована.

Текстиль. Все восточные ковры должны датироваться не позднее 1800 года и иметь достаточную художественную ценность. Исключение представляют этнографические ковры высокого художественного качества, которые могут быть 19-м или началом 20 века, если в них не использованы синтетические материалы. Фабричные ковры 19-20 вв. не принимаются. Те же основные правила распространяются и на европейские ковры.

Антикварные шпалеры могут датироваться периодом с XVII в. до Второй мировой войны, допускаются современные работы известных художников, созданные в единичных экземплярах. Описание должно включать дату производства, тираж, мануфактуру и имя художника, если оно известно.

Мебель. Если мебель была реставрирована, то эта реставрация не должна затрагивать внешний вид и характер предмета. Не разрешается добавление новых ножек к антикварным столам и стульям. Допускается лишь минимальная реставрация. Не допускается переоблицовка или перепокрытие лаком (исключение только для небольших реставрационных вставок, которые выполнены на высоком профессиональном уровне). Мебель с более поздней инкрустацией не принимается (например, голландский кабинет из орехового дерева с цветочным декором маркетри). Не принимается мебель, которая, например, имеет старинную основу, но обивка современная. Зеркала в неоригинальных рамах не принимаются. Китайская мебель в стиле Мин должна и датироваться временем династии Мин, а реставрационные вставки не должны составлять более 30%.

 

Оружие. Огнестрельное оружие допускается только с капсюльной системой замка или более ранних систем. Оружие, у которого был укорочен ствол около 1750 г. для более плотной набивки пороха и длина ствола восстановлена, не допускаются.

Европейские керамика, стекло и хрусталь. Основное правило заключается только в том, чтобы не было никакой путаницы, предмет должен быть тем, как он выглядит. Расписанные или декорированные позднее предметы, не допускаются.

Серебро, золото и платина. Что касается изделий из драгметаллов, то ни при каких условиях не допускаются к экспонированию изделия, имитирующие стилистику других эпох. Не должны иметь никаких дополнений или изъятий, которые отражаются на дате или качестве. Все сведения о позолоте, посеребрении, ремонте и т.п. должны быть внесены в аннотацию.

Ювелирные изделия должны быть подлинными и однозначно датированы. Не принимаются следующие изделия ювелирного искусства: «подделки», то есть составные украшения; произведения, подверженные сильной реставрации; предметы, изменившие свою первоначальную функцию (например, запонки, ставшие серьгами); предметы, подвергавшиеся ремонту, который изменил оригинальный характер изделия; стилистические копии; изделия со слабо закрепленными камнями, минералам или жемчужинами; изделия, которые не представляют интерес для Ярмарки.

Иконы должны быть аутентичными, датированными и иметь художественную ценность. Главное правило – иконы Греции и Балкан должны датироваться до 1900, а Русские иконы – до Революции 1917. Если икона в металлическом окладе или ризе, под ними должна быть живопись. Иконы XIX и XX вв. принимаются только в случае их исключительной художественной ценности.

Книги, манускрипты и карты должны быть датированы не позднее 1850 г. Экземпляры более позднего времени рассматриваются только в случае уникальной антикварной или художественной ценности. Все экспонаты должны иметь подробные аннотации со сведениями о физическом состоянии, названии, дате, месте создания, художнике и провенансе.

Ордена и медали. Аннотации орденов и медалей должны содержать информацию о количестве содержащихся в них драгметаллов, подробные описания аверса и реверса.

Скульптура старых мастеров. Относительно скульптуры старых мастеров существуют следующие стандарты:

Для бронзовой скульптуры:

Не принимается:

Скульптура с 1830 до наших дней. Все работы должны быть в оригинальном состоянии, высокого качества и их датировка должны укладываться в годы жизни художника, который ее создал. Изменения, украшения, некорректные подписи не допустимы. Благожелательная реставрация возможна, но только для того, чтобы вернуть произведению его первоначальный вид.

Экспоненты должны указать в аннотации:

Для моделей, рабочих макетов необходимо иметь полную информацию, подтверждающую принадлежность произведений этого рода к определенному художнику, школе или периоду.

Декоративно-прикладное искусство и дизайн конца 19 в. до наших дней.

Критерии, которые необходимо принимать во внимание:

Современное искусство. К произведениям предъявляются такие же требования, как и для живописи; все они должны быть тщательно описаны и документированы. В частности, должны быть ссылки на каталоги-резоне или сертификаты, подтверждающие подлинность, от признанных авторитетов на каждого художника. Вся эта документальная информация должна быть доступна для потенциального покупателя. Материал и техника должны быть детально описаны. Произведения Русского авангарда рассматриваются Комитетом только при наличии достоверного довоенного провенанса или выставочной истории.

Фотография. Здесь могут быть выставлены фотографии всех эпох, если они имеют художественную или историческую значимость и отвечают общим требованиям TEFAF, предъявляемым ко всем произведениям искусства и антиквариата.

 

Институт Арт бизнеса и Антиквариата

на TEFAF-2012

Мы с нашими студентами, конечно, не могли пропустить юбилейную выставку TEFAF, тем более что нашим консультантом выступил один из крупнейших коллекционеров старых мастеров в России Михаил Ефремович Перченко, прекрасно ориентирующийся на европейском арт-рынке. Благодаря ему мы познакомились с руководителями одной из известнейших галерей, специализирующихся на старых мастерах, «De Jonckheere», Жоржем и Франсуа Де Жонкер. Галерея является членом «Палаты экспертов-искусствоведов Бельгии» и «Национального синдиката французских антикваров». В этом году их стенд украшали первоклассные работы Питера Брейгеля Младшего и Лукаса Гасселя, все – с безукоризненным провенансом.

 

Беседа с руководством галереи «De Jonckheere».: И. А. Колосова, М.Е. Перченко, Франсуа и Жорж Де Жонкер

            Мы присоединились к поздравлениям по случаю серебряного юбилея TEFAF. 25 лет на арт-рынке – важная веха. Процветания и успехов организаторам, экспонентам и коллекционерам!

 

Несмотря на всяческие проверки со стороны TEFAF всех и каждого экспонируемого предмета, наши студенты не преминули применить приобретенные в Институте Арт бизнеса и Антиквариата знания на практике и тщательнейшим образом изучали экспонаты.

   

            Цветы окружали нас повсюду: на картинах, в экспозиционных залах…

На TEFAF мы утопали в море искусства и море тюльпанов!

   

Известно, что в Голландии первые экземпляры Tulipa gesneriana появились в 1570 году, когда венский профессор ботаники Эклюз по приглашению приехал работать в Голландию и вместе с другими растениями захватил луковицы тюльпанов. Это послужило началом безумного увлечения тюльпанами целого народа, известного под именем тюльпаномании. За редкие экземпляры этого цветка платили от 2 000 до 4 000 флоринов; существует рассказ об одном экземпляре, за который покупатель отдал целую пивную в 30 000 флоринов.

  

Цветы, некогда ценившиеся на вес золота, сегодня украсили ярмарку произведений искусства, за которые коллекционеры готовы выложить целое состояние.