С хранителем художественного стекла в Кусково
28 июля студенты Института провели с хранителем художественного стекла практическое занятие знаточеского уровня в музее-усадьбе «Кусково». Студенты изучили изящные экспонаты декоративно-прикладного искусства – художественное стекло, фарфор и керамику. А также узнали об особенностях истории их создания. С уникальными авторскими техниками изготовления и секретами неповторимых дизайнов предметов искусства нас познакомила Ивлева Ольга Александровна.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image001.jpg&w=705&h=529&aoe=1&hash=1156696f714fbd9142b933915faf0d5c)
Ольга Александровна – хранитель художественного стекла ГМК, куратор выставки «Стеклянное чудо. Советское сульфидно-цинковое стекло». Под чутким руководством хранителя мы отправились в мир советского стеклоделия, о чем вам сейчас и расскажем.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image002.png&w=705&h=529&aoe=1&hash=aa5dc4c4f710ed065a48f55f172abeaf)
Занятие началось со знакомства с центральной частью паркового ансамбля. Стоит отметить, что летняя резиденция в Кусково – единственный сохранившийся в Москве деревянный дворец. Он принадлежал старинному боярскому роду Шереметьевых, в том числе первому в России пожалованному титулом графа Борису Петровичу Шереметеву.
На территории парка находится храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В нем сохранились люстра и роспись XVIII века. Именно в нем начинались праздники, куда приглашались все желающие.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image003.jpg&w=705&h=529&aoe=1&hash=2de385a3e32aa465266161c477858f42)
Далее мы прошли вдоль французского регулярного парка. Регулярный парк – искусственно созданный геометрический сад. Он отличается повторением растительных композиций и завершенных архитектурных ансамблей, оформлением дорожек берсо, а также включением в свое пространство многочисленных античных статуй.
В Большой каменной оранжерее нас ожидала выставка «Страницы истории. К 100-летию музея керамики». Государственный музей керамики существует теперь вместе с «Кусково». Изначально музей представлял собой объединённую частную коллекцию мецената Алексея Морозова. До 1920-ых гг. уникальные, выполненные в единичном экземпляре художественные изделия мог позволить себе не каждый. В основном они находились в частном владении или продавались на европейских аукционах. Однако в переломную эпоху после революции собирательство и изучение художественного стекла и фарфора как предметов искусства потребовали иного подхода.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image004.jpg&w=705&h=529&aoe=1&hash=ff574f488b5bb1df9ed6ae93d7ba7a50)
Вторая половина 1930-х годов — время становления стеклоделия. Опираясь на европейские образцы, советские художники экспериментировали с формами и декором.
Известный керамист Ева Цайзель – икона американского предметного дизайна. Цайзель работала на Ломоносовском фарфоровом заводе, заложив базу для советского промышленного дизайна.
Однако Цайзель работала в основном с фарфором, а стекло требовало больших затрат. Изначально советские художники производили гладье, недекорированное стекло, и пользовались способом выдувания. Стекло все еще оставалось толстым.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image007.png&w=705&h=529&aoe=1&hash=ed5ffaf68a36961be62fc8da6f53736d)
К середине 30-ых гг. в стеклоделии закрепилось четыре способа: выдувание, выдувание в форму, прессование и особая техника – наслоение. Основные способы декорирования – горячее, холодное, нацвет. Так как красители были импортными, а значит, дорогими, то цветовое многообразие художественного стекла было скромным: марганец давал насыщенно-бордовый цвет, кобальт – синий, купорос – бирюзовый или желтоватый, в зависимости от химических формул. Поэтому совместно с Гусевским хрустальным заводом Институт стекла вел опытные разработки для получения новых оттенков и техник декорирования.
Одним из таких достижений стало воссоздание венецианской нити. Потомственный выдувальщик М.С.Вертузаев, имитируя муррины, вывел свою технику – венецианская лента. Такие хрустальные изделия ручной работы производились на заводе «Красный Гигант». Благодаря наслоению Вертузаев добивался новых цветов: при наслоении бесцветного, зеленого и белого стекла получался молочно-зеленый цвет.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image008.jpg&w=506&h=628&aoe=1&hash=b25fe1448ce2519a4aeacac67a11b350)
Стекольный завод «Красный гигант»
Стекло бесцветное, цветное, «венецианская нить», «венецианская лента»
К концу 30-ых гг. укореняется рисование гранью – это результат применения таких техник, как гравировка, резка, гранение. В рисовании гранью распространение получают не только растительные орнаменты, но и социально-политические и агитационные мотивы, деревенские сюжеты. Декор приобретает смысл: в борьбе с «мальцовщиной» побеждает художественный образ.
Продолжались эксперименты с цветами. Изделия золотого рубина традиционно предназначались для подарков. Чтобы получить декор, мастер обращался к резьбе до бесцветного слоя по трехслойному стеклу (бесцветное стекло, тонкий слой рубина и молочный). С медным рубином работать было сложнее, однако и ему отведено почетное место в советском стеклоделии.
В конце 30-ых гг. появился стандарт стекла для всех заводов. Норма состава и форм утверждалась профессиональными художниками, вошедшими в Художественный Совет Института Стекла, – В. Мухиной, Н. Качаловым. Однако изделия все еще не отличались уникальностью и создавались по моделям А.Я. Якобсон, В. Мухиной, а формы подготавливались Н.Н. Ростовцевой. Тем не менее, ко второй половине 40-ых гг. изготавливаемая продукция стала качественной, без заломов.
1950-ые гг. – период обновления. Дизайн становился проще, но художники представляли неординарные решения, другие принципы создания. Художественное стекло разделилось на две группы: утилитарный дизайн и авторское стеклоделие. В это время Ленинградский завод был открыт для новых экспериментов.
Творчество Бориса Смирнова, художника ЛЗХС, многогранно. Смирнов работал со стеклом с категорией пространства. Его бонбоньерка, вазочка для конфет, напоминает настоящую клетку: открываешь ее – птица вылетает. Или достаточно покрутить его кубок – и изображенные на нем спортсмены бегут.
Художник чувствовал время и подстраивался под контекст. По его работам видно, что он был ярким архитектором: точное соотношение необычных форм и объемов, наличие фундамента.
Декоративная композиция «Праздничный стол» изготовлена из цветного стекла и включает 175 предметов, в основу которых положен декоративный элемент гутного стекла "медвежья лапа". По задумке Смирнова, ансамбль рассказывает о гостеприимстве нашего народа, о народной культуре. Вот почему автор воспроизвел формы шута, черта, курочки и другие.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image013.jpg&w=705&h=611&aoe=1&hash=6f60ce34dcf011800c75c51db6b40d68)
Львовская экспериментальная керамика-скульптурная фабрика
В 1960-ые гг. активно использовался хрусталь. Особенно выделяются работы Ленинградского завода, выпускавшего вазы с авторским дизайном.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image014.jpg&w=705&h=529&aoe=1&hash=1a717974365ed919ee3d2e793e36a514)
Хрусталь цветной, выдувание в форму
5. Ваза «Солнце-мир», 1966 г. Ленинградский завод художественного стекла
Хрусталь цветной, резьба, гравировка
На выставке также представлены работы завода «Неман». Это художественное стекло отличается тонким слоем и пастельной цветовой палитрой изделий. Например, знаменитый янтарный неманский цвет.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image015.jpg&w=500&h=584&aoe=1&hash=68b69cd52b55c192176f80525a57cbb0)
Хрусталь цветной, резьба
Подобно оригинальной венецианской нити и ленте Вертузаева, у «Немана» была своя технология – неманская нить. При смешении сульфида с хрусталем образовывались полоски, которые придавали предметам искусства неповторимый декор.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image016.jpg&w=705&h=544&aoe=1&hash=c272d0b00055c60cefae05c1ead765ed)
Стекло сульфидное, бесцветное, «неманская нить»
В 1980-ых гг. появляется новое, дорогое изделие – оптическое стекло. Художники экспериментировали с объемом и пространством. Оптическое стекло дает зеркальный эффект, открывая параллельный геометрический мир.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image017.jpg&w=335&h=500&aoe=1&hash=08abf365bd91b9f0758d2bf07ee40863)
Стекло оптическое; гравировка, шлифовка
С помощью оптического стекла петербургский художник А.А. Иванов добивался эффекта преломления цвета. Благодаря своей уникальности и эксклюзивности оптическое стекло стало коллекционным предметом.
Далее мы проследовали на выставку советского сульфидно-цинкового стекла. Его второе название – русское стеклянное чудо. Секрет технологии: при нагревании стекло меняет цвет, а каким оно получится – в этом и заключается неповторимость результата. Виды стекол (мраморовидное, архитектурное, термочувствительное) разработал выдающийся химик Китайгородский, а их усовершенствование и непосредственно изобретение сульфидно-цинкового стекла принадлежит Е.А. Ивановой.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image020.jpg&w=705&h=487&aoe=1&hash=10d08ccd4b2d4831fd018c0820beb9be)
Для сульфида характерны следующие цвета: желтый, оранжевый, розовый, коричневый и черный.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image021.jpg&w=705&h=449&aoe=1&hash=f1fabd93abefd309e7d00c72d8debecb)
Стекло сульфидное, гутная техника
Иванова экспериментировала с палитрой на заводе «Красный май».
Сульфидное стекло блестящее – оно будто искрится в отличие от обычного. Благодаря свойству «хамелеона» цветовая палитра сульфидного стекла шире обычного. Так, стало возможным изготавливать изделия опалового оттенка.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image024.jpg&w=705&h=529&aoe=1&hash=e4e1d0561ecc5f367c0bf0cf0d0ddaf3)
Еще одним уникальным свойством сульфида является его возможность рождать новые цвета при смешении с хрусталем.
Коллекция сульфидного стекла богата необычными дизайнерскими решениями. Яркий пример – работы художника Шевченко В.Я. Его «Метаморфозы» передают движение материала, что подчеркивает пластичность стекла и гармоничные переходы от одного оттенка к другому.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image028.jpg&w=705&h=360&aoe=1&hash=8eb10ce0553e17614b17d04f91d89470)
Стекло сульфидное, гутная техника
После знакомства с русским чудом мы отправились изучать фарфор: предметы коллекционирования и серийный.
К 100-летию музея керамики из частной коллекции был куплен полный комплект сервиза с гербом Шереметьевых. На одном из экспонатов Дятьковского хрустального завода студенты рассмотрели символы старинного боярского рода.
Значимое место на выставке отведено и изделиям Императорского фарфорового завода – бренду нашей страны. Один из самых известных сервизов – Гурьевский (Русский) – также представлен на витринах.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image031.jpg&w=705&h=387&aoe=1&hash=58ba1819ee0c8faf62bd504c9554c487)
Императорский фарфоровый завод
Отдельная выставка «Розовый сад» посвящена современным авторским работам ведущих мастеров ИФЗ: Н.Л. Петрова, Г.А. Белаш, Г.Д. Шуляк и другие. Поддерживая императорскую традицию флоральных мотивов и воспроизводя исторические реконструкции музейных образцов, профессиональные художники XXI века демонстрируют новые дизайнерские решения, авторские росписи.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image032.png&w=705&h=529&aoe=1&hash=67938eeda15e55f9eac51e5bd9997aed)
Создать новую форму сложнее, чем роспись. Однако для мастеров ИФЗ форма как рельеф, поддающийся лепке. Отсюда и закрепившееся название новой техники – фарфоровая лепка.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image033.png&w=705&h=529&aoe=1&hash=182c7c9eba621c16a16504eb771dde1d)
Фарфор, бисквит, пат-сюр-пат
После знакомства с художественным стеклом и фарфором студенты отправились исследовать историческую реконструкцию покоев Николая Петровича Шереметьева – внука Бориса Шереметьева. В северо-восточной части Дворца спрятаны две гостиные, кабинет и спальня. Сейчас покои представляют собой музей Прасковьи Жемчуговой – жены графа, бывшей крепостной актрисы.
Музыкальная гостиная была закрыта для гостей и граф Николай, любитель театра и отчасти музыкант, уединялся здесь. В комнатах выставлены мебель и предметы интерьера XVIII века: канделябры, бюро, стулья и т.п.
В гостиной также экспонируется собственноручная вышивка графини. Примечательно, что все предметы декоративно-прикладного искусства, представленные в музее, были изготовлены крепостными – скульптором Шубиным, художником Аргуновым и другими. Например, в самих покоях графа висит портрет Правсковьи, выполненный Аргуновым.
В спальне Шереметьева студенты обратили внимание на потертости ткани. Несмотря на то что в некоторых комнатах представлена историческая реконструкция ткани – это не умаляет изящество и ценность ручной работы.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image038.jpg&w=705&h=356&aoe=1&hash=07eeb071704c562ec3cec696c7de3ef8)
Стоит отметить, что в этой части дворца сохранились многие антикварные вещи. На фото – печь с изразцами 1750 года.
![](/image.php?src=/images/news/2022/09/image039.jpg&w=705&h=434&aoe=1&hash=a676d74b898f50f948ae28efd6775b19)
В конце занятия студенты посетили Грот – обязательную в регулярном парке архитектуру – и насладились ароматом роз различных сортов, в том числе и французского сорта XVIII века.
Студенты Института регулярно проводят практические занятия в летних усадьбах и слушают уникальные лекции хранителей музеев! Подробнее о нашем обучении и курсах в разделе «Программы».