Пост релиз выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
12 июля студенты Института посетили выставку «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», открывшуюся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На выставке состоялось практическое занятие с куратором выставки Анной Познанской. Студенты не только познакомились с собранием коллекции Морозовых, но и узнали примечательные факты о принципах коллекционирования. Делимся нашими знаниями и впечатлениями!
Выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – экспозиция уникальной коллекции русской и французской живописных традиций. По задумке Ивана Абрамовича, его коллекция должна была стать музеем. Пушкинский проект реализовал эту идею в физическом и художественном пространствах.
Анна Познанская – заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ. Будучи куратором проекта, Анна Владимировна лично изучила историю собирательства братьев Морозовых, их семейные архивы, в частности, личные письма Михаила. Поэтому с первых минут занятия студенты были введены в исторический экскурс и познакомились с биографией выдающихся коллекционеров прошлого столетия.
Первенство в коллекционировании живописи принадлежит Михаилу Морозову – старшему сыну московского купца Абрама Абрамовича Морозова. Его собрание отличается разнообразием художественных стилей и направлений. Именно благодаря Михаилу Россия увидела полотна как признанных, так и известных в узком кругу на тот момент художников – Эдуарда Мане, Пьера Огюста Ренуара, Винсента ван Гога. Однако в коллекции Морозова находятся и шедевры русской живописи, например, этюды Сурикова к знаменитой «Боярыне Морозовой».
Картины Поля Гоген начали собирать лишь в 1906 году, после смерти художника и признания его гениальности. Однако Михаил первым из коллекционеров-современников прижизненно покупал полотна французского постимпрессиониста.
Особое место в наследии мецената занимает работа Ренуара – светский «Портрет Жанны Самари». Через несколько лет Иван Морозов приобретет другой портер французской актрисы, выполненный в розовых тонах.
Михаил Морозов устраивал художественные салоны в своем особняке на Страстном бульваре, куда приглашал современных русских художников – Коровина, Серова, Врубеля, а также Сергея Виноградова. После кончины Михаила в 1903 году кружок переместился в особняк брата Ивана, а Сергей Виноградов стал ближайшим советником нового коллекционера. В отличие от Михаила Иван придерживался рационального подхода в коллекционировании и экспозиции своих приобретений: в его особняке на Пречистенке, нынешней Академии художеств, русская и зарубежная живопись висели на разных этажах. Меценат выступал как куратор: благодаря утонченному художественному вкусу все приобретенные им полотна выстраивались в гармоничный ансамбль – настоящий музей живописи.
Рядом с экспонируемыми картинами на выставке расположены счета в стеклянных рамках – что и за сколько покупал коллекционер. Это дало студентам представление о ситуации на арт-рынке начала 20-го века. Студенты отметили, что цены на полотна импрессионистов значительно росли, так как эти картины постепенно приобретали ценность.
На выставке представлены не только картины, но и предметы из личной библиотеки Ивана Морозова: каталоги действующих выставок и продаж (с личными пометками и записями мецената), переписки с художниками. Архивные источники подтверждают продуманный подход коллекционера к собирательству.
Иван годами выслеживал интересующие его полотна. В особняке в развеске картин Сезанна оставалось желанное место для «Голубого пейзажа» до тех пор, пока он его не приобрел. Поль Сезанн – любимый художник Морозова, собравшего в своей коллекции весь творческий диапазон французского постимпрессиониста.
Другая ситуация сложилась с полотнами Винсента ван Гога. Морозова интересовали сдержанные тона и философские сюжеты нидерландского художника. Его «Ночное кафе» Иван приобрел на «Салоне Золотого руна» в 1908 году. А после – подобрал идеальную пару – картину Поля Гогена «Кафе в Арле». Обе работы запечатлели внутреннее убранство одного и того же привокзального кафе. Однако ансамбль распался – сейчас «Ночное кафе» находится в коллекции Йельского университета.
Примечательно, что русские коллекционеры собирали одних и тех же художников, покупая у одних и тех же торговцев. Однако их собрания все же не были похожими. В отличие от Сергея Щукина, московского коллекционера модернисткой живописи, Морозов покупал своего Гогена – мягкого, в спокойных цветах и с медитативными сюжетами. Именно полотна Гогена расширили этнографический колорит морозовской коллекции.
Иван Морозов имел художественный вкус и собирал ансамбли как живописные, так и интерьерные. Ему удалось восстановить часть ансамбля Клода Моне, купив два полотна в галерее французского коллекционера Поля Дюран-Рюэля и парный им холст в галерее Амбруаза Воллара. А парадная лестница особняка Морозова была оформлена специально заказанным триптихом Пьера Боннара и скульптурой Сергея Коненкова, завершившей интерьерный ансамбль.
Иван одним из первых стал покупать картины фовистов. Это новое искусство появилось на арт-рынке в 1905 году. На выставке студенты выяснили, что на фовистов не было ни устоявшихся цен, как на импрессионистов, ни тенденций, как на вырастающие в разы цены на шедевры Ван Гога и Гогена. Именно коллекционер познакомил Россию с экспериментальными работами Андре Дерена и Мориса де Вламинка – керамическими вазами в стиле ар нуво. Стены своего особняка Морозов украшал полотнами предводителя фовистов Анри Матисса.
Далее студенты проследовали в зал с работами Пикассо. Первоначально его ранние картины Иван покупал «на пробу» или по личному впечатлению. Но уже через пару лет, когда полотна Пикассо высоко ценились, приобрести их становилось труднее. Купленная в 1913 году «Девочка на шаре» стала последним иностранным шедевром в коллекции Морозова.
В Белом зале музея выставлены полотна Мориса Дени, оформлявшего Музыкальный салон в особняке Морозова. Тема ансамбля – античный миф об Амуре и Психее. По задумке Ивана, история любви являлась свадебным подарком супруге Евдокии Сергеевне. Работа заняла 6 лет. Итоговая композиция включила в себя 14 полотен и керамические вазы Дени, а также четыре скульптуры Аристида Майоля. Ансамбль был выполнен в стиле ар нуво, с характерным торжеством розового и голубого цветов.
Завершается выставка ранее нигде не выставлявшейся экспозицией – фотографиями Эжена Дрюэ, хранящими в библиотеке Пушкинского музея. Его деятельность способствовала распространению работ Ван Гога, скульптур Родена. Фотографический процесс унаследовал его имя – процесс Дрюэ. Однако Эжен был не только фотографом, но и признанным галеристом, выставлявшим Дени, Сезанна, Марке. Дрюэ отснял серию Амура и Психеи Дени, а отпечатки отправил в подарок Морозову.
В конце занятия студенты задали куратору уточняющие вопросы: собирательство Ивана – это страсть или миссия, было ли у коллекционера чутье в плане перспективности удорожания полотен. Собирательство — это не только увлечение, но и ценное капиталовложение в предметы искусства. На примере коллекции Морозовых студенты познакомились с законами арт-рынка и инвестиционным подходом в коллекционировании. А также вживую запечатлели богатство русской и французской живописи эпохи модерна.
У студентов Института есть уникальная возможность посещать выездные лекции, где они могут применить приобретённые знания на практике и узнать много нового! Подробнее о нашем обучении и курсах в разделе «Программы».