Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост-релиз. Выездное занятие в Stella Art Foundation

В Институте арт-бизнеса и антиквариата мы уделяем особенное внимание исследованию ведущих культурных учреждений столицы. В понедельник, 20 ноября 2023 года, наши студенты отправились в новое пространство фонда Стеллы Кесаевой Stella Art Foundation, которое находится в башне Меркурий в Москва-сити.

Стелла Кесаева учредила Stella Art Foundation в 2003 году. Сама Кесаева была назначена комиссаром российского павильона на Венецианской биеннале в 2011, 2013 и 2015 годах. «В 2010 году, вскоре после назначения комиссаром павильона России, Кесаева сразу обозначила, что на ближайшие три биеннале его займут выставки московских концептуалистов.» - писал ТАСС. Ее фонд Stella Art Foundation тогда выступил ответственным за организацию выставок.

Фото 1: Пустые зоны. Инсталляция Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия» на Венецианской биеннале, 2011
Фото 2: Даная. Инсталляция Вадима Захарова на Венецианской биеннале, 2013

Для нас это занятие было шансом пообщаться с руководством фонда и узнать из первых уст, как протекают внутренние процессы в ведущей культурной институции Москвы, коллекция которой насчитывает более 1500 работ.

Нас встретила исполнительный директор Stella Art Foundation Галина Рыбакова. Она рассказала нам, как развивался фонд на протяжении его истории. Также Галина представила нам арт-директора Алексея Корси. В Stella Art Foundation Алексей придумывает развеску и курирует выставки. Последним его проектом стали недавно открывшиеся «Парсуны нон-грата», выставка художников Бориса Орлова и Сергея Шеховцова.

Потом случилось маленькое чудо! Мы познакомились с генеральным директором Александром Григорьевичем Рытовым, который руководит Stella Art Foundation с момента его основания. Он пришел не один, а вместе с автором работ, знаменитым художником Борисом Орловым.

В основе творчества Бориса Орлова, как он сам признается, лежит пассионарность. Главная идея – самозабвенно творить, не рассчитывая на славу или другие блага. Орлов противопоставляет рамки государства-империи внутренней свободе. Он занимает метапозицию и, находясь внутри системы, но не растворяясь в ней, с иронией описывает окружающую действительность, сосредотачиваясь на языке пропаганды и символики. При этом Борис Орлов никогда не хотел уезжать из страны, потому что именно ее реальность и питает его творчество.

Борис Орлов провел нас по всей выставке, параллельно рассказывая, чем он вдохновлялся и какие идеи он вкладывал в каждое произведение. Много говорил об истории России, упомянул и некоторые моменты из его творческой биографии, и дополнил эту интереснейшую встречу своим добрым остроумным юмором. Мы увидели почти весь творческий путь художника: от одной из самых первых работ до тех, которые он создал специально для этой выставки.

Затем мы поднялись на 40 этаж в галерею Илоны Кесаевой ILONA-K artspace. Отсюда открывается потрясающий вид, и вся Москва как на ладони. В галерее студенты познакомились с работами Александры Митлянской, Юрия Шабельникова и Кирилла Александрова. Но главное отличие галереи от выставочного пространства – здесь все полотна и инсталляции выставлены на продажу. Начинающие коллекционеры могли бы присмотреть здесь графику маститых авторов. Здесь же можно приобрести и работы Бориса Орлова. Орлов -- один из самых дорогих российских художников, работы которого редко выходят на продажи. На аукционных торгах эстимейт на его произведения начинается от 100 тыс. долларов.

Известно, что коллекционеры и любители искусства обожают обладать полнотой знаний о всех артефактах, находящихся в арт-пространстве. Самое секретное место – хранилище работ. Нам представилась возможность посмотреть, как оно устроено и какие именно художники там хранятся. Куратор проектов Александра показала нам работы многих других современных российских художников: например, Юрия Альберта, Виктора Скерсиса и Ольги Семенихиной.

Мы хотели бы поблагодарить фонд Stella Art Foundation в лице его администрации и художника Бориса Орлова за оказанное нам внимание и вдохновение.