Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

Искусно покупать искусство

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Поделиться:
Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Галерейное дело и коллекционирование. Антиквариат», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Искусство и православие», «Оценка движимых культурных ценностей»

Пост-релиз тура «Рим: когда светит полная луна»

Рим глазами Дж. Б.Пиранези

Интеллектуальный автор проекта – Сорокина Н.И. 

19-24 ноября 2012 (5 ночей)

В XVIII-XIX веке обязательным в среде европейских аристократов было совершать образовательные поездки в Италию и Францию. Их целью было посещение особо значимых в культурном отношении  столиц и городов, где можно было изучать шедевры архитектуры времён античности, средневековья и Возрождения.

         Такие поездки назывались Гранд-Турами и должны были стать завершающим этапом в образовании и воспитании молодых людей из аристократических семей. Часто они совершались и коллекционерами произведений искусства.

         Мы решили восстановить эту славную традицию и организовали поездку в Рим для студентов выпускного курса нашего института!

         Нашей целью было – изучение древнего города, увиденного и запечатленного Дж.Б. Пиранези, непревзойденным итальянским гравером XVIII века, восторженно относившимся к культуре Рима и всей Италии. Сравнивая шедевры итальянской архитектуры в современном окружении с теми изображениями, что знакомы нам по старинным гравюрам, мы пытались поймать и почувствовать  непостижимый образ застывшего в бесконечности искусства Рима.

Смысл был в том, чтобы как можно глубже погрузиться в атмосферу итальянского искусства, постараться изучить его не с позиции отстраненного наблюдателя, а как будто бы оказаться внутри него, в его пространстве и в его времени. Мы считаем, что только такой подход, вдохновленный и увлеченный, может быть эффективным в таком деле, как изучение истории искусства.

 

День 1

         Накануне поездки российские новости сообщили, что Тибр поднялся на критическую отметку - шли дожди. Каково же было наше удивление, когда Рим встретил нас идеальной для прогулочного тура погодой! В итоге нам удалось осмотреть все, что было задумано. 
         Наталье Игоревне Сорокиной, автору и вдохновителю нашего путешествия, удалось передать нам объемное представление о вечном городе. Мы переходили от одних памятников к другим, переезжали на такси и снова бродили по паркам площадям и переулкам. Мы побывали  на Палатинском Холме, Апиевой дороге, в Колизее, в Пестуме, которые так вдохновляли Дж.Б. Пиранези. Мы вглядывались в репродукции его гравюр и чувствовали себя свидетелями величия Времени и нашей Истории.

Колонна Траяна на одноименном форуме. Кажется, время не властно над этим местом, и лишь по деталям можно понять, что минула не одна эпоха. Стоит задуматься о вечности – архитектура, даже небо, - точь-в-точь, как на гравюре Дж.Б.Пиранези.

Мы на Палатине - центральном из семи главных холмов Рима высотой 40 м, одном из самых древнезаселенных мест в Риме. По преданию, здесь возник древний Рим: на Палатине были вскормлены волчицей и воспитаны Фаустулом Ромул и Рем, здесь Ромул заложил город. Название Palatium связано с именем богини Pales, охранительницы скота.

        Развалины базилики Максенция -  когда-то самого большого здания, построенного на Римском форуме. О былой грандиозности постройки  напоминает теперь только монументальный ритм кессонов на величественных древних сводах.

       Обедали мы в этот день в скромном ресторанчике в Еврейском гетто - одном из самых древних в мире. Термин «гетто» возможно происходит от халдейского «geth» (изоляция) или от названия венецианского квартала, который построили евреи для проживания.
       Первые иудеи прибыли в Рим в 161 году до н. э. в качестве послов Иуды и Симона Маккавея с целью просить римский Сенат помочь им в борьбе против Антиоха, который осквернил Храм в Иерусалиме. После этого многие иудеи начинают переселяться в Рим. 

Каким бы мастером ни был Дж.Б. Пиранези, ощущение, когда ты находишься под куполом Пантеона, передать невозможно.

К сожалению, в Риме большая проблема с сертификацией отелей в общенациональном регистре. Оказывается, в своем большинстве отели четырехзвездочные не стремятся к упрочению репутации, а балансируют на грани с выполнением минимальных требований для получения звездности. В итоге, комнаты в 4-хзвездочном отеле могут быть 9 квадратных метров, а завтрак напоминать «студенческий рай» в путешествиях автостопом. Отель, который мы выбрали, в красках сообщал на страницах своего сайта о недавно пройденной  успешной сертификации на 4 звезды, и фотографии отеля, конечно же, были сделаны так, чтобы мы в этом не сомневались. А вот теперь сравните их фото и то, которое было сделано в самом номере.

Каюта корабля, не правда ли? Конечно, девушкам, отправляющимся в путешествие за романтическими впечатлениями, это не понравилось. Институту пришлось решать эту проблему на месте, возникли сложности с отелем (они не сразу согласились с тем, что четыре звезды – для них многовато),  и с доверием студентов к происходящему.

Что ж, в Вечном городе вечные проблемы… но для института репутация превыше всего, – группа выбрала достойный отель на исторической вилле Медичи, а мы постарались, чтобы ни один пункт программы не пострадал из-за вынужденного переселения.

 

День 2

     Следуем по знаменитой Аппиевой дороге - самой значимой из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.
     Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников. Нашей главной целью являются гробница Цецилии Метеллы и Пирамида Цестия рядом с Римским некатолическим кладбищем, запечатленные Дж.Б. Пиранези.

 

Гробница Цецилии Метеллы (Caecilia Metella) - монументальное сооружение круглой формы на третьем километре Аппиевой дороги в Риме.

Гробница была возведена около 50 года до н. э. для Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Целия Метеллы Кретика (Quintus Caecilius Metellus Creticus), супруги сына Красса. Сооружение, снаружи облицованное травертином, имеет вид башни цилиндрической формы (29 м в диаметре, высотой 11 м).

 Рядом с могилой Карла Брюллова на Некаталическом кладбище в Тестаччо – последнем пристанище многих художников и поэтов.
А теперь мы переезжаем в направлении Замка Святого Ангела, и с моста нам открывается удивительно знакомый вид на Собор Святого Петра. Стоит вспомнить хотя бы вот эту картину С.Ф. Щедрина.

И вот мы на смотровой площадке Замка.

Уже смеркается – темнеть здесь начинает довольно рано, где-то после трех. А в пять загораются фонари уличного освещения. Но все это не может помешать нам – в программе Храм Геркулеса, ранее считавшийся храмом Весты из-за сходства со зданием на территории Форума. Об этом свидетельствует подпись на одной из гравюр Дж.Б. Пиранези.
 
Вечером того же дня мы в знаменитом кафе «Греко» на Испанской лестнице. Здесь мы задумали провести «угадайку» для студентов - дело в том что на стенах первого зала кафе находятся картины и гравюры известных итальянских художников, вдохновленных великими развалинами.

В этом кафе бывали Андерсен, Гете, великие путешественники и ученые. Есть здесь и уголок Н.В, Гоголя - на картине изображен он сам, в этом же кафе в кругу своих почитателей.

Завершился день походом в романскую церковь Санта Мария ин Космедин  с красивой семиэтажной колокольней. Изначально она была резиденцией префекта, отвечавшего за снабжение Рима зерном, то есть занимавшего один из важнейших государственных постов в городе. Верхняя часть церкви с настенной росписью в апсиде получила свой современный вид уже в XII веке.
    В ее притворе находятся знаменитые Уста правды. В Средние века бытовало поверье о магической силе маски речного бога; откуда-то возникла легенда, что маска способна угадывать правду и ложь. «Положи ладонь в эти открытые уста, и если не сомкнутся они, и вынешь ее невредимой, то был ты честен...» (Джузеппе Джоакино Белли, 1791-1863). 

 

 

День 3
В этот день мы посещаем три знаменитые виллы в Тиволи: Виллу Адриана, Виллу Григориана и Виллу д’Эсте

Из исторических документов известно, что Адриан пожелал назвать различные части виллы именами знаменитых мест и памятников эпохи, им посещенных: Печиле, Академия, Пританео и Афинский Лицей в Греции, долина Темпе в Тессалья, Канопо в Египте. Поступок, в действительности, отображающий интерес и огромную страсть Адриана к путешествиям. Главные особенности архитектуры адриановской эпохи, в которой сосуществуют классические традиции и новаторские тенденции, наиболее ярко проявились в реализации Виллы Адриана.

Вековые оливы и сень под их листвой: солнечная романтика накануне декабря.

Поэтический рассказ Натальи Игоревны о том, как вдохновляли Пиранези руины античной архитектуры.

Удивительный образец «романтического сада» с водопадами, гротами, обрывами, крутыми тропинками, аллеями и обилием зелени. Она приобрела современный облик в 1832—1835 гг., когда архитектором Клементе Фольки по приказу Григория XVI были сооружены подземные галереи, изменившие течение реки Аниене. Это решение было принято после наводнения 1826 года, в котором погибло множество жителей Тиволи.

Григорианская вилла знаменита своим 120-метровым водопадом, который в настоящее время не так полноводен из-за электростанции в верхнем течении реки.

Наш маршрут к Храму Сибиллы (Весты), который относится к поздней республиканской эпохе. Он реставрировался Лучио Джеллио, судьёй и куратором общественных работ в Тибуре в 1 в. до н. э. Позднее храм был преобразован в христианскую церковь, а в конце XIX века ему был возвращён первоначальный облик.

Очень живописный вид. Но неожиданным он не был – мы были неплохо подготовлены самим Дж.Б. Пиранези. Как видите, мало что изменилось за столько лет.

Запомнившийся обед в ресторане «Сибилла» на Григорианской Вилле.

Вилла д’Эсте

Одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Комплекс виллы включает в себя дворец и примыкающий к нему сад. Особенной славой пользовались фонтаны виллы д’Эсте; именно их стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа.

Великолепные виды не перестают нас захватывать. Повсюду вода – стихия, укрощенная человеком. Гуляя по аллеям с фонтанами, мы беседовали о взаимовлияниях парковой культуры: Италия- Франция-Россия.
В 1867—1882 годах на вилле гостил Ференц Лист и дал здесь один из своих заключительных концертов. Лист посвятил вилле три произведения — «У кипарисов виллы д’Эсте» (№I и №II) и «Фонтаны виллы д’Эсте». В одном из писем композитор писал: «... мой частый немой разговор с этими кипарисами я попытался передать на нотной бумаге! Ах! Как сухо и невыразительно звучат на фортепьяно и даже в оркестре — за исключением Бетховена и Вагнера — скорбь и горести всемогущей природы!».

Это живая глава из истории древнегреческой архитектуры. Три хорошо сохранившихся храма позволяют понять, как шло становление дорического ордера. Именно Пестуму Пиранези посвятил последний период своей жизни, создав блистательную сюиту гравюр с изображениями величественных дорических храмов на фоне синеющих гор, в обрамлении каменных дубов и пиний, что производят не меньшее впечатление, чем ансамбль Афинского Акрополя.

Наталья Игоревна показывает оригинальную гравюру «Развалины интерьера храма Нептуна в Пестуме».

 

Последний день

Утро началось не по программе, но пропустить выставку Вермеера было бы просто преступлением. Экспозиция подобного масштаба проходит в Италии впервые. На сегодняшний день подлинниками Вермеера признаны 37 полотен. В итальянских музеях нет ни одного из них, поэтому выставка  - очень значимое событие в культурной жизни страны.
Наталья Игоревна любит вершины и захватывающие виды. Мы на Яникуле, с него открывается незабываемая панорама на Рим! Название холма идет от имени бога Януса. В античные времена холм был покрыт святыми лесами, здесь находился храм Фурины и сантуарий Исиды.

Мы на прогулке по «римскому» парку, туристы здесь нам не встречались, а вот бегущих стройных римлян было много. Но нас они совершенно не интересуют – мы ведь на Вилле Памфили, запечатленной Дж.Б. Пиранези на одной из гравюр.
 

Пожалуй, больше всего нас поразили попугаи и апельсины.

Мы шли в течение часа по протоптанным дорожкам и беседовали о феномене гениальности и , о желании человека выходить за рамки принятого, о возможностях искусства расширять  границы нашего  воображения. Несколько часов назад мы говорили об Академии – возможно ли, чтобы мысли и настроения прошлого запечатлевались в этом воздухе и в этой земле? – будто бы под чьим-то непостижимым воздействием, мы неторопливо беседуем о высоком, о вечном. Мысли, навеянные ощущением грандиозной Истории.

Москва, Нарышкинская аллея, д.5, строение 1.

Тел.: +7 495 613-22-76+7 963 961-47-86

www.artinstitut.ru