Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост-релиз Круглого стола «Проблематика атрибуции живописи старых мастеров»

Восемнадцатого декабря Институтом арт бизнеса и антиквариата в рамках шестого Московского международного салона изящных искусств был организован и проведен Круглый стол «Проблематика атрибуции живописи старых мастеров». Здесь собралась почти вся элита мира искусства, от студентов творческих вузов и просто любителей живописи до передовых деятелей отечественной и зарубежной культуры: ведущих искусствоведов и профессоров, художников, коллекционеров, антикваров и арт-дилеров международного масштаба!

Ирина Александровна Колосова, учредитель Института арт бизнеса и антиквариата, модератор и участник мероприятия, отметила, что на сегодняшний день проблематика атрибуции живописи старых мастеров – одна из самых злободневных в области современной арт индустрии, поэтому  данная тематика была вынесена на Круглый стол. Обсуждение началось с животрепещущего вопроса о проблеме подделок живописных произведений старых мастеров 14-17 веков.

Михаил Ефремович Перченко,  вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, президент «Гильдии оценщиков» при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец галереи «Старые мастера», владелец самой большой в мире коллекции полихромной скульптуры и самой большой в Восточной Европе коллекции живописи XIV-XVII веков, в ходе дискуссии рассказал несколько слов о собственном опыте атрибуции живописи старых мастеров. Ведущие мировые аукционы не гарантируют подлинность работ, о чем написано мелкими буквами в их каталогах. На сегодняшний день система подделок разделилась на две части: одна часть - это «чистые» подделки (клоны), берется картина с документами и делается по китайской методике клон, абсолютно полностью соответствующий документу, но не соответствующий самой технологии; вторая часть – это попытка выдать  мастерскую или круга за автора, в последнее время мы это часто видим с Рубенсом и Рембрандтом.  Еще есть так называемая «швейцарская система» – это система досье, к примеру, берется мастерская Рубенса на нее получают отзыв второстепенных экспертов, потом она прогоняется через второстепенные выставки и, когда набирается досье, то уже какая-то репутация у картины сложилась. 

Вадим Анатольевич Садков, доктор искусствоведения, заведующий отделом старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, член CODART (Нидерланды) и HNA (США), лауреат Премии Правительства РФ, рассказал о создающихся базах известных метров искусства.  Многие институты переходят на «цифру» и можно в открытом доступе на сайтах находить интересующие произведения.  Например, в Национальном институте истории искусств в Мюнхене собрана фототека по искусству национальных школ, началось создание базы данных по Рембрандту в Государственном бюро художественной документации Нидерландском институте истории искусств. В связи с этим возможно уменьшится количество подделок на рынке искусства.

Покупатель, желающий приобрести произведение определенного мастера, может поддаться информации, которая широко представлена средствами массовой информации. Свежий пример,  картина Боттичелли, которая выставлена на салоне, в качестве предпродажной. «Это произведение не интересно практически никакому музею, т.к. все, что осталось от Боттичелли – это голова и плечи Иоанна Крестители и может быть лицо самой Богородицы».

Людмила Алексеевна Маркина, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII-I половины XIX века ГТГ, рассказала нам о мало известной широкой публике, но широко известной в широких кругах россике. Россика – это термин, использующийся в отечественной истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. — 1-й пол. XIX в., в особенности по заказам императорского двора. И она привела пример, «Портрет великого князя Петра Федоровича на коне» Гроота Георга Христофа (Кристофа). Оригинал находится в Русском музее, в Государственной Третьяковской Галерее находится авторское повторение.

Александр Григорьевич Швейдель, коллекционер живописи старых мастеров, учредитель страховой компании, рассказал про свой опыт приобретения картины, в частности про сохранность. «Чтобы обезопасить себя от подделок, желательно покупать работы, пользуясь услугами высококвалифицированного эксперта. Покупая какое-нибудь произведение искусства желательно, чтобы ответственность эксперта или оценщика была застрахована. Это может всех обезопасить от того, что может появиться другая атрибуция. При страховом случае всегда можно вернуть уплаченную за него сумму назад».       

К нам высадился целый десант технологов технико-технологической экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР), во главе с легендарным экспертом Юрием Израилевичем Гренбергом, книга которого является настольной книгой практически во всех экспертных лабораториях. С ним не менее известные эксперты Писарева Светлана Алексеевна – зав. лабораторией физико-химических исследований ГосНИИР и Наумова Майя Марковна - заведующая сектором лабораторного анализа ГосНИИР. Коллеги подробно изложили основные методы распознавания подделок, но и обозначили весомую причину затруднений исследований проведений, – изменение характера художественных копий. Как правило, подобного рода изменения заключаются в подделке художественных техник различных мастерских, наряду с подделкой самих технологий живописи.