Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост-релиз из галереи Старинные подарки

Институт Арт-бизнеса и Антиквариата продолжает проводить выездные занятия в самых уникальных и эксклюзивных местах Москвы. 25 октября 2022 года мастер-класс прошел в гостеприимных стенах галереи «Старинные подарки» Михаила Суслова – вице-президента Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, вице-президента Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга.

На протяжении тридцати лет галерея работает с русским и западноевропейским искусством второй половины XVIII – начала XX века, формируя исключительное собрание редких предметов коллекционной и музейной значимости.

По экспозиции галерее нас провела Ефремова И. К. - к. иск., аттестованный эксперт Министерства культуры, консультант хранения коллекции ДПИ Музея-усадьбы в Останкино. Ирина Константиновна, в своей живой поэтической манере, рассказала студентам о тонкостях и особенностях атрибутирования мебели эпохи историзма, неоампира и модерна.

Важно отметить, что галерея «Старинные подарки» предоставила нам уникальную возможность «прикоснуться» к мебели XIX века. Ведь даже в крупнейших музеях страны эпоха историзма представлена крайне узко.

Переход от культуры XVIII века к новой эпохе века XIX вызван, в первую очередь, изменением мировоззрения. Наслажденческий характер бытия, жизнь здесь и сейчас противопоставляются романтической ностальгии по временам прошедшим.

Важную роль в формировании реальности начинают играть книги. Образность и выразительность английских готических романов закладывают основы Готического стиля (1830-е годы). Желание примерить образы героев, окружить себя волшебной атмосферой книги обуславливает рассвет стилей Второго Рококо (середина 19 века), Рококо и Классицизма (конец 19 века).

Художественная промышленность начинает изготовлять точные копии – догматический историзм и вольные интерпретации – романтический историзм, вещей прошлых эпох. Исчерпанность такой ретроспективы порождает историзм экспериментальный – эклектика (вторая половина 19 века).

В качестве примера догматического историзма – классицизма, в галереи представлен комод (шкафчик) рубежа XIX–XX века, фирмы Франсуа Барбедьена. Экспертное заключение к этому предмету дала Татьяна Семёнова – к. иск., научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Характерной особенностью данного шкафчика, как и французской мебели того периода, является обилие качественных бронзовых элементов, обусловленное активной фабрикацией бронзы.

Фасад комода выполнен из древесины Падука – эксклюзивная, дорогая порода, имеющая живописную витиеватую структуру. Внутри используется красное дерево. Клеймо фирмы находится под бронзовой накладкой.

Ирина Константиновна ответила на вопрос наших студентов о реставрации. Важно различать коммерческую и музейную реставрацию. Коммерческая – направленна на дальнейшую продажу объекта, ради извлечения материальной выгоды. Повреждения обычно маскируются, что может исказить исторический облик предмета, а также отразиться на его стоимости.

Реставрация музейного уровня предусматривает консервацию, косметическое «вмешательство» и только в очень редких случаях, когда есть острая необходимость, восстановление функциональности предмета искусства. Все произведенные замены отмечаются экспертом в заключении.

Находящиеся в галереи предметы антиквариата являются образчиками музейного уровня, с бережно сохраненными «следами» времени.

Поистине грандиозное впечатление производит мемориальный картоньер Марии Фёдоровны из Голубой гостиной Аничкова дворца. Создан по заказу императора Александра III, в мастерской Фридриха Мельцера, Санкт-Петербург.

Обилие бронзовых накладок с нежным орнаментом в виде драпировок, использование красного дерева – вошло в моду во Франции 1780-х годов, изящные ножки в виде колон, тончайшая ажурная проножка, отличительная особенность мебели Марии Антуанетты – все эти детали отсылают нас к зрелому классицизму.

Чтобы увидеть клейма, нужно заглянуть под картоньер. Как остроумно подметила Ирина Константиновна: «Невозмутимо лезть под «стол» - характерный жест эксперта-антиквара».

Наша следующая отставка, предмет с крайне замысловатым названием: стол-консоль-жардиньерка. Тройное наименование предмета объясняется особенностями его конструкции. Под съемной столешницей скрывается углубление, предназначенное для специальной металлической емкости, в которую можно поместить различные растения в горшках.

Работа выполнена по заказу императрицы Александры Федоровны в 1849 году, мастерской братьев Гамбсов. Мастерская работала в двух основных направлениях: ореховое и дворцовое рококо. Ореховое рококо отличает серийное производство без декоративных излишеств. Считалось хорошим тоном иметь у себя предметы от Гамбсов. Всем нам известный гарнитур из «12 стульев» является образчиков гамбсовой мебели.

Дворцовое рококо – вещи для великосветских фамилий, часто входили в преданное великих княжон. По этой причине большая часть мебели этого стиля сохранилась в немецких музеях. Обилие бронзовых элементов, фарфоровые вставки, ажурная резьба – характерные особенности данного направления. Именно в стиле дворцового рококо выполнен стол-консоль-жардиньерка.

Ко второму рококо нас отсылают более крупные формы. Фарфоровые накладки с голубым кантом под севр и плотное нанесение росписи также характерны для мебели периода Людовика XVI.

Поднимаемся на верхний этаж галереи. Атмосфера роскоши и блеска сменяется утонченным спокойствием живописи. Среди завораживающих полотен взгляд притягивает сервировочный столик в стиле рококо с элементами Людовика XVI. Выполнен в мастерской Франсуа Линке.

Франсуа Линке всемирно известный мастер-краснодеревщик рубежа XIX и XX столетий. Родом из Чехии, он работал и творил во Франции. В 1900 году Линке получает золотую медаль на Всемирной Выставке в Париже. Почетная награда открывает мастеру двери великосветских домов. Среди его клиентов – король Египта Фуанд I, аристократические французские семьи и предприниматели.

Мебель Франсуа Линке выполнена в исторической интерпретации стилей Людовиков V и VI. Высококачественные бронзовые детали, излишняя обтекаемость, лёгкая манерность – отличительные черты его работ.

Сервировочный столик, представленный в галереи – подлинная работа великого мастера. Изящность, плавность изгибов, высочайшее качество…

Новый зал – новые впечатления. Перед нами старинный гарнитур из мебельно-декоративного магазина И.С. Домашевского. Основным клиентом магазина была русская буржуазия. Отсюда некоторые стилистические особенности гарнитура.

Гарнитур начала XX века выполнен в неоклассическом стиле с элементами эклектики. Мотивы à l'antique, ренессансный орнамент, экспериментальный материал (дерево с тонировкой под бронзу), ширма рококо, фэнтезийные фигуры химер, львов, павлинов – придают гарнитуру характерную «русскость». Каждый предмет хочется подолгу рассматривать, останавливая взгляд на мельчайших деталях.

В галерее также находится гарнитур в стиле неоампир, но ориентирован он уже на запросы аристократии. Нет излишеств и вычурности. Акцент на удобстве – мягкая обивка. Сочетание тополя, тонировки, элегантного бронзового медальона создает ощущение сдержанной роскоши.

Центр притяжения всей экспозиции, живописная цветочная поляна – стол геридон середины XIX века, завод «Императорский фарфор». Уникальной особенностью русских мастеров всегда считалось изготовление мебели из «не мебельных» материалов: тульская сталь, цветное стекло, литье. Данный моноподий изготовлен полностью из фарфора. Удивительно сложная техническая задача, очередной вызов мастеру. «Россия – родина слонов!» остроумно подчеркивает Ирина Константиновна.

Душой моноподия конечно же является красочная роспись столешницы, сделанная искусной рукой выдающегося художника-акварелиста, Федора Ивановича Красовского. Типичные русские цветы, растущие у каждого в саду, на даче: наперстянка, настурция, колокольчик, примула… объединяются в яркий, сочный, пышный, красочный букет. Удивительно бережно, нежно мастер прорисовывает каждый лепесток, подчеркивая трепетность и проникновенность природы нашей родины.

Ирина Константиновна символично завершила свой мастер-класс рассказом о модерне, последнем большом стиле рубежа XIX-XX веков. Он появляется как реакция на перегруженность, идейную истощенность эпохи историзма. Философия модерна выражена в лозунге «Обратно к природе!». Подразумевается не только возвращение к природным мотивам (флоральный модерн), ручному труду, но и обращение к истокам.

В галерее представлены образцы флорального модерна: предметы художественного стекла – вазы Нанси.

Захваченные яркими эмоциями, творческим вдохновением, исследовательским азартом наши студенты не хотели отпускать Ирину Константиновну, задавая все новые и новые вопросы. И хотя знания, опыт нашего любимого эксперта-антиквара поистине неисчерпаемы, время бежит неумолимо. Вновь встретимся с Ефремовой И. К. на новом увлекательном занятии.

Институт Арт-бизнеса и Антиквариата выражает благодарность галерее «Старинные подарки» за редкую возможность погрузиться в манящий, загадочный, романтический мир антиквариата, созданный Михаилом Сусловым.

Качественные образцы музейного уровня – действенный способ тренировать профессиональную насмотренность. Уникальный экспозиционный подход, создает ощущение интеллектуального пространства, эстетически выверенного ритма и диалога между предметами. Страстная увлеченность любимым делом каждого из персонала галереи, не оставляет равнодушным даже самого требовательного гостя.