Пост-релиз из галереи «Гросart»
Недавно студенты института «Арт Бизнеса и Антиквариата» посетили галерею «Гросart». Галерея находится в арт-кластере «АРТЕФАКТ» на улице Пречистинка. «Гросart» создана искусствоведами Еленой Грибоносовой-Гребневой и Еленой Осотиной в ноябре 2013 года.
Об истории галереи нам любезно рассказала один из ее идейных основателей — Елена Владимировна Грибоносова-Гребнева (кандидат искусствоведения, Генеральный директор Общероссийской ассоциации искусствоведов — АИС). Галерея специализируется на отечественном современном искусстве 20-го века. И особенно создателям интересна линия отечественного модернизма. Елена Владимировна использовала необычное авторское изложение, когда рассказывала нам об истории своей галереи. Свой рассказ она вела с помощью каталогов прошедших выставок. В представленных изданиях прослеживается трепетное отношение к каталогам, как к отдельным проектам. Специфика культуры книгоиздания «Гросart» основывается на выборе излюбленных шрифтов, специальной бумаги для диалога с графикой и синергии текста и образа. Благодаря этому, каталог становится самостоятельным художественным произведением.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image001.jpg&w=400&aoe=1&hash=f65a66a608c2b91cbc2c96f93ce6d2fb)
Попробуем исследовать рассказ Елены Владимировны об истории галереи, раскрывая особенности авторских концепций выставок и каталогов. До «Гросart» Грибоносова-Гребнева была соучредителем галереи «Г.О.С.Т.». В декабре 2003 года была проведена первая выставка, посвященная московскому художнику — Владимиру Роскину. (Малый Власьевский переулок, секция дизайнеров при Союзе Художников.) Здесь было представлено его наследие из живописных работ с начала 1910-х годов. Некоторые произведения он создавал в соавторстве со своим другом Владимиром Маяковским, а в некоторых — сам отражал свою дружбу с Маяковским, Шагалом и другими представителями интеллигенции того времени.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image003.jpg&w=400&aoe=1&hash=7f0882aee849fed70c269f4da71c3eca)
Основатели «Г.О.С.Та» чувствовали необходимость в организации выставок, посвящённых графике. Выставка называлась «Музей графики. Дополнение к истории». Работы для этого проекта собирали у коллекционеров и наследников художников. Также свои работы предоставил художник Владимир Грохотов. Были представлены произведения Ростислава Барто, Льва Бруни, Василия Ватагина, Сергея Герасимова, Андрея Гончарова, Владимира Лебедева, Дмитрия Краснопевцева, Татьяны Мавриной и Александра Шевченко.
Елена Владимировна с теплотой отметила автора дизайна первых каталогов — Ксению Коловершину (каталоги «Владимира Роскина» и «Музея графики»).
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image005.png&w=500&aoe=1&hash=1b3a54b62e71431366f11628cbb7dbe8)
В своем дальнейшем рассказе Елена Владимировна отметила, что с того времени жанр графики в модернисткой манере стал одним из основных направлений галереи. Поэтому следующая выставка «Путешествие во времени и пространстве» отображала этот интерес. Были представлены ВХУТЕМАСовцы: Михаил Кадукевич, Елена Каравай, Лев Бруни, Антон Чирков, Николай Чернышов, Михаил Куизин, Владимир Фаворский. Художники путешествовали в Среднюю Азию, на Кавказ и в Крым, поэтому и назвали выставку «Путешествие во времени и пространстве».
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image007.png&w=500&aoe=1&hash=a7dd721f81aabf5eef727027c4360c14)
Рисунки Николая Крымова стали темой для нового проекта галереи. Наследие Крымова, сохраненное учениками, предоставлено исследователем и знатоком творчества Крымова — Иваном Порто. Пейзажи Крымова могут показаться пленэрными, но благодаря пометкам на полях рисунков становится понятно, что на пленэре он делал только рисунки, а картины писал по ним в своей мастерской.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image009.jpg&w=350&aoe=1&hash=d580aabb16ebf253e177c96d0536b77c)
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image011.jpg&w=366&aoe=1&hash=40e339a91626f35d702bfe5e20e7cd61)
После интересного наблюдения о Николае Крымове Грибоносова-Гребнева отмечает каталог выставки художника Александра Древина. Галеристы приобрели у потомков его рисунки и поставили перед собой задачу показать Древина как прекрасного графика.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image013.jpg&w=500&aoe=1&hash=f4e2197d56046b757fd4092a5499a1a9)
В дальнейшем рассказе Елена Владимировна представляет каталог, посвященный сразу двум художникам: Ольге Фаворской (мать Владимира Фаворского — «патриарха» графики и книжной иллюстрации) и Владимиру Дервизу (отец жены Фаворского). Первая половина альбома включает работы Ольги Фаворской из семейного архива, а вторая половина — Владимира Дэрвиза.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image015.jpg&w=500&aoe=1&hash=4fcb0e7832c66219c1ea5ebaf703aa54)
Завершает авторскую дизайнерскую линейку альбомов от Сергея Андриевича (автора большинства каталогов галереи) издание, посвященное теме обнаженной натуры в графике 20-го века «Ню’n’нью 1920/2000». Рисунки скомпонованы на разделы по степени нарастания радикальности взглядов на обнаженную натуру в искусстве. Начинают альбом живые рисунки Владимира Лебедева, Ивана Бруни, Николая Тырсы, а конце фигурируют острые работы Леонида Сойфертиса, Павла Зальцмана и Александра Юликова.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image017.jpg&w=400&aoe=1&hash=a4561e643988ba2570542adbd3db562a)
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image019.jpg&w=300&aoe=1&hash=18cd0f706f291a0b0e65682e00caa875)
В феврале 2007 года галерея Г.О.С.Т. обосновались в «Артефакте», и с этого момента галерея активно сотрудничает с внешними площадками: Литературный музей им. Даля, выставочный зал «Домик Чехова» на Малой Дмитровке и другие.
Далее Елена Владимировна выделила выставку «Ле Кампион и московская школа гравюры». Валантен Ле Кампион это псевдоним французского ксилографа Валентина Николаевича Пита. Данная выставка призвана обозначить соотнесение искусства Ле Кампиона с наиболее значимыми явлениями московской гравюрной школы (2005). Яркими представителями московской гравюры являются Владимир Фаворский, Павел Павлинов и Алексей Кравченко. По словам Русакова: «в целом, собственный язык гравюры на дереве Ле Кампиона вырастает на скрещении типичных черт московской гравюрной школы и традиций старой «французской ксилографии с ее латинским» пониманием пластики, полноты и чистоты формы».
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image021.png&w=390&aoe=1&hash=911844cb2441c0e1508cf128f13330b9)
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image023.jpg&w=318&aoe=1&hash=23c8e4d5d9539b9d315f2dff796db9d6)
В 2005 году, к юбилею победы в Великой Отечественной Войне была проведена выставка «Графические ракурсы войны». В каталоге интересно контрастировали рисунки двух графиков Александра Дейнеки и Леонида Сойфертиса. Александр Дейнека был только два раза в зоне военных действий, а Леонид Сойфертис — намного чаще. Впечатления Дайнеки нашли отражение в его экспрессивной, драматической и сюрреалистической графике, тогда как у Сойфертиса — юмор и непосредственность.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image024.png&w=500&aoe=1&hash=29c37c72965e5052e7b7247b9853ee7a)
В середине своего повествования Елена Владимировна демонстрирует каталог «Античный профиль танца», посвященный Айсидоре Дункан. Отражение танца Дункан в графике трех художников. Альбом начинается с работ Василия Ватагина, далее представлена графика Матвея Доброго, и заканчивает каталог серия произведений «Дунканши» Михаила Чернышева.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image026.png&w=500&aoe=1&hash=3f6825316f5da3826c534ad8130d6f61)
В 2009 году в Московском музее современного искусства на Петровке проведена выставка Петра Дика «Диалог с пастелью». Дик работал в графике в технике сухой пастели. Жил во Владимире, а в последние годы в Суздале.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image028.png&w=500&aoe=1&hash=9148bef8a67c8361e09338213284b320)
В 2010 году на ВДНХ (в бывшем павильоне дома культуры) прошла одна из последних выставок галереи «Г.О.С.Т.». «Выставка советского андеграунда» была приурочена к юбилею одноименного проекта в 1975-ом году. В некоторых разделах удалось воссоздать произведения 1975-го года, а в некоторых случаях необходимо было дополнить материалом современного искусства.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image030.jpg&w=700&aoe=1&hash=2fbbc8dd5209498ae3f024af9b7f89ff)
В 2014 году был осуществлен масштабный проект «Английская книга в русском вкусе» совместно с Государственным музеем А.С. Пушкина. Проект посвящен иллюстрированию русскими художниками 20-го века знаменитых произведений английской литературы.
В нем отражен внушительный ряд художников разных поколений, обращающихся к иллюстрированию классиков английской литературы в течение почти ста лет, прослежены основные вехи и стили в развитии отечественной иллюстрации 20-го — начала 21-го века, представлен разнообразный и увлекательный визуальный материал.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image032.png&w=500&aoe=1&hash=c2d7b5c38988fc076ebc6a008e9302e3)
В 2015г проведена выставка «Крекс фекс пекс. Новая история деревянного человечка». Разделы каталога отражали обращение к тематике театрального искусства и кукольного театра. Николай Ватагин работает в жанрах портрета, пейзажа, занимается скульптурой. Активно рубит из дерева. Развивает в остром и лаконичном современном ключе лучшие художественные традиции своей семьи, заложенные его дедом — скульптором и графиком Василием Алексеевичем Ватагиным (1883—1969). Обращаясь к дереву как одному из устойчивых скульптурных материалов, Николай Ватагин создает яркие самобытные образы. Специально для этой выставки сделал произведения кота Базилио и лисы Алисы. Мальвина сделана Юлией Устиновой (пряжа на металлическом каркасе).
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image034.png&w=500&aoe=1&hash=60c82be32d8b1ba0e76f9b54f83618f2)
В 2016 году к 30-летию со дня рождения Владимира Фаворского в выставочном зале Литературного музея им. А.С. Пушкина была проведена выставка его рисунков из киргизской серии. В 1946 году Владимир отправился в творческую командировку в Киргизию вместе с несколькими своими учениками для того, чтобы собирать материал для иллюстрирования киргизского эпоса «Манас». К сожалению, издание с его иллюстрациями не было осуществлено, но он привёз внушительный объем рисунков.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image036.png&w=500&aoe=1&hash=7b09f33da3c09e6b6dda1062b5433d2c)
В 2022-ом году в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля проходила выставка «Петр 1. Новая азбука. История в писаниях, кунштах и ваяниях». Отражение петровкой темы в современном искусстве. Для этой выставки были подобраны скульптуры Михаила Дронова, Леонида Баранова, Дмитрия Тугаринова, Николая Ватагина, Юрия Перевезенцева, Евгения Гриневича и других.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image038.png&w=370&aoe=1&hash=97cd2d960b023ce8306aae9166aac46b)
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image040.png&w=350&aoe=1&hash=c415f97d55348613c774e156930b5214)
После лекции у студентов была возможность задать интересующие их вопросы. Елена Владимировна уверена, что залог успешной выставки — это ориентир на художественное качество работ. Также немаловажно определить цель выставки: например, новый материал включить в художественно-исторический контекст современности, заинтересовать коллекционеров ценностью искусствоведческой работы при создании каталогов и описании предметов, умением вписать арт-объекты в страницы истории.
![](/image.php?src=/images/news/2023/0321/image042.jpg&w=700&aoe=1&hash=43a2161a70fed94147639b1ea61e9e45)