Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Лекция Анна Буали «Медиаискусство и вечность: новые подходы к формированию музейной коллекции»

В Институте арт-бизнеса и антиквариата прошла лекция куратора отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина Анны Буали. Рассматривалось переменное, сложно определяемое и фиксируемое искусство новых медиа. Жизнь произведения искусства – это прогрессия физических состояний. В случае цифрового искусства существует постоянный риск нарушения связи, либо в лингвистическом, либо в технологическом измерении, с предыдущем состоянием. Крайне важно зафиксировать весь этот путь.

Парадоксально, но именно такого типа произведения объединяют хранителей и коллекционеров вокруг идеи объекта искусства как вещи: что мы храним, экспонируем, коллекционируем. Ключевой аспект хранения, например, в музейном фонде – опредмечивание, заполнение музейной карточки учета, форма которой принципиально не менялась с 1985 года, когда была утверждена «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР».

Но идеи 80-х оказались неприменимы к неустойчивым медиа 21-го века. Этот феномен заявил о себе в историческом переходе от понимания искусства не только как артефакта, но и как информации.

Однако вопросы хранения и экспозиции актуальны для эфемерного медиаискусства, так как не были полностью решены в мировой институциональной арт-практике. Они влияют на стоимость и на сложную сеть взаимодействия внутри инфраструктуры работы с произведениями новых медиа.

Как хранить нестабильные произведения? Необходимо ли, пересылая работы на выставку, применять классические музейные методы и переносить цифровые произведения на жесткие диски, упаковывать и ставить на них бирки? Можно ли показывать одно произведение в нескольких местах одновременно? Предполагает ли это возможность передачи и трансляции произведений через интернет?

Ответы на эти вопросы не всегда однозначны и меняются в зависимости от конкретного случая работы с медиа артом. Анна Буали построила свою лекцию вокруг конкретных кейс-стади из опыта западных институций и обозначила особенно важными аспектами консультацию с художником и выполнение всех обязательных инструкций.

Так, например, существует практика переноса произведения с устаревшего носителя, используя современные технологии. Подобные действия могут видоизменить техническую и концептуальную составляющие работы. Решение в этом случае принимает хранитель, неся за него моральную и этическую ответственность. Оно в первую очередь заключается в том, как много времени должно пройти, прежде чем такие преобразования будут действительно необходимы.

 

Анна Буали поделилась инсайтом в проекты «Пушкинского XXI». Рассказала о трудностях, возникших при первых попытках перехода произведений медиа арта в новый фонд коллекции музея. Отсутствие инструментария, языка и адекватного законодательства заставило участников проекта объединить специалистов из разных областей науки и искусства, чтобы разработать новые термины и регламент по работе с искусством новых медиа.

Куратор также представила аудитории одну из форм стратегического формирования фонда молодой коллекции – экономику “sharing”, или совместного владения произведениями искусства. Так, например, ГМИИ им. А.С.Пушкина в данный момент находится в процессе приобретения одной из частей картины художницы Ив Суссман. Работа разделена на около 1300 кусочков, или атомов, по 400 пикселей каждый, которые можно купить независимо и в желаемом количестве. Музей заинтересован в организации экспозиции произведения, с учетом договоренностей со всеми его владельцами.

У музея, по мнению Анны Буали, появилась необычная функция – разработка и создание новых произведений искусства. Кураторы практически стали видео- и кинопродюсерами. С результатами этой оригинальной деятельности музея можно ознакомиться на специальном проекте ГМИИ им. А.С.Пушкина для 58-й Венецианской биеннале. Выставка «В конце пребывает начало…» пройдет в венецианской церкви Сан-Фантин с 10 мая по 10 сентября 2019 года.

С 20 по 24 июня 2019 г. приглашаем в арт-путешествие на Биеннале в Венеции с Институтом арт-бизнеса и антиквариата.

Следите за поездкой в Венецию на нашем канале в Яндекс.Дзен.

Подробная информация и запись на арт-путешествие в Венецию:

artinstitut.ru/!19p#i

Автор: Смыкова Ксения