Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Круглый стол

«Университет в системе институции современного искусства»

1 октября 2013 года в Московском Государственном Университете состоялся круглый стол «Университет в системе индустрии современного искусства» — уникальное событие, открывающее некую новую эпоху — эпоху активного вступления МГУ в пространство современного искусства.

Открыла эту встречу Вера Дмитриевна Дажина — доктор искусствоведения, профессор МГУ, член Союза художников РФ. Как один из организаторов Круглого стола, Вера Дмитриевна обозначила ряд вопросов, вынесенных на обсуждение:

«В первую очередь, это взаимосвязь академической науки и живого потока, живого развития актуальных практик и степень взаимосвязей и возможностей реализации. Сегодня, отчасти, презентация нового Центра проблем изучения современного искусства, который образован при МГУ. Это новая общеуниверситетская творческая лаборатория, которая по приказу Ректора образована в июне этого года. … Главная задача Центра – дань некую «академическую дистанцированность» от реальной практики и не выступать в качестве критиков и экспертов, а найти форму современного уровня исследования тех серьезных и важных для развития общества процессов, которые происходят в современном актуальном как российском, так и международном художественном контексте.»

В продолжение, Вера Дмитриевна выделила некоторые направления в деятельности Центра. Первым выявилось необходимость изучения и взаимосвязи с Университетом различных институций, «Таким образом, основной запрос к Круглому столу можно определить в рамках того, как видится взаимодействие академической науки и живого художественного процесса; как возможно взаимодействовать и быть полезными друг другу».Дажина В.Д. занимающихся вопросами современного искусства, и именно данный аспект будет центральным в первый год работы Центра. Следующий пункт – интерес к изучению искусства постсоветского пространства и Восточной Европы после всех процессов 90-х годов и анализ существования данного продукта в наше время. И, безусловно, важный вопрос к рассмотрению – искусство и общество, искусство и политика, искусство и социокультурный контекст - то, что подлежит научному осмыслению.

Далее, Валерий Степанович Турчин — искусствовед и профессор МГУ, коснулся истории связи Университета с Современным искусством, вспомнив времена, когда были в некотором роде были «Нельзя быть современным человеком, не зная современного искусства. Это очевидный факт и мы вряд ли сможем с этим спорить. Что касается моды – мы все современны, что касается фильмов – тоже все современны, менее современны в области театра и музыки, и еще менее – в области изобразительного искусства…» Турчин В.С. заложены основы – был выделен в отдельный курс 20-й век, проявлялись инициативы по созданию исследовательской группы по изучению современного искусства (в тот же период, кстати, под руководством Леонида Бажанова был организован Государственный центр современного искусства) — но группа при Университете зачахла… В разное время, в течении 10-15 лет появлялись и некоторое время бытовали различны и идеи по создании галереи, основанной как на дарах художников, так и на собрании самого Университета… Но вот теперь, Ректорат неожиданно вне зависимости он этих инициатив, проявил заинтересованность в организации выставочной площадки, в том числе и как пространства для «тренировок» студентов...

Валерий Степанович, также обозначил надежды на то, что произойдет не только просто привлечение различных институций к совместной деятельности с Университетом, не только приобщение студенческой молодежи, но и надежды на то, что собравшись силами, возможно подумать о том, что такое современное искусство и искусство в целом. «Поскольку мы – редкие специалисты, которые занимаются тем, что не до конца определено. Что такое искусство? Каждый что-то скажет, но в цело – это достаточно темная вещь».

Следующим выступил Сергей Хачатуров — арт-критик, обозреватель газеты «Время новостей», сотрудник радио «Культура». Он затронул проблему подготовки специалистов. «Подготовка во многих университетах ведется в соответствии со схемой индустриального общества, где существует некоторая иерархия. Студент — пассивный реципиент, которому некий начальник спускает знания. Таким образом люди остаются беспомощны в той жизни, в которую они выпускаются. Ориентироваться в жизни могут только те, кто изначально вовлечен в процесс на правах активного члена того общества, в котором он обитает. И в этом плане консолидирующим фактором может быть современное искусство…»

Идею необходимости связи теории и практики в своей речи поддержал и Леонид Александрович Бажанов – искусствовед, куратор, руководитель ГЦСИ. После нескольких примеров связи ГЦСИ с различными университетами, Леонид Александрович отметил, что «вести образовательный процесс сейчас без убедительного визуального материала и экспозиционной практики представляется чрезвычайно сложным…».

«Весь пафос моего присутствия здесь и всяческой поддержки организации и проведения Круглого стола – консолидация усилий ГЦСИ и всех институций, которые в этом пространстве, на этой сцене работают…»Бажанов Л.А.

Было заявлено, что ГЦСИ ждет развития пространства (на данный момент ведется отбор проектов нового большого здания) и тогда это будет еще одна площадка для стажировок не только в медиатеке и библиотеке, но и для практической учебной работы.

Дарья Пыркина – искусствовед, куратор, руководитель программ ГЦСИ, один из организаторов Круглого стола, заметила, что программа Центра при МГУ еще далека от своего окончательного вида и требует наполнения программами курсов, семинаров и выставочных проектов и сегодня деятельность – это «некая попытка нащупать наиболее востребованные формы проведения, наиболее правильные направления работы… Университет в значительной мере не хватает новых курсов, посвященных современному художественному контексту и шире – всей системе функционирования актуального искусства».

Далее, как представитель РГГУ, Лукичева Красимира Любеновна (кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов и Творческого союза историков искусства и художественных критиков, специалист по вопросам изучения изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы в Средние века и XIX – XX вв.) затронула вопрос подготовки

студентов в аспекте необходимости учета Стандартов образования при подготовке программ, то есть некоторых технических проблем в процессе организации обучения.

Помимо РГГУ, на Круглом столе также был представлен еще один ведущий российский ВУЗ – Российский Университет Дружбы Народов. Из этого учебного заведения присутствовала Сахно Ирина Михайловна – культуролог, доктор филологических наук, профессор афедры теории и истории культуры факультета гуманитарных и социальных наук. Ей было высказано следующее мнение: «современное образование требует определенного переформатирования, когда сложно готовить узких специалистов, поскольку мы живем в зоне междисциплинарных интегральных знаний».

В вопросе системы обучения, Роман Минаев (художник, куратор, руководитель мастерской «Новые медиа») поддержал идею развития связей и затронул вопрос необходимости разработки методического материала, необходимого для более успешного обмена опытом.

Также, предложения на тему оптимизации процесса обучения будущих кураторов и экспертов современного искусства, выдвинула Евгения Эрговна Кикодзе — российский искусствовед, куратор, арт-критик. Во-первых существует необходимость более внимательного выбора дисциплин. Например, куратор обязан знать лингвистику. Также, подмечен факт отсутствия «Нужно изучить творчество Московской Концептуальной школы и написать по этому десяток диссертаций – и вот тогда проблемы снимутся сами собой!»Кикодзе Е.Э. переводов большого количества литературы, на которой базируется эстетика 90-х годов – и это серьезная сложность для студентов. И главной, а самое знаменательное, важной мыслью выступления Евгении Эрговны стала тема преемственности в искусстве. «У нас до сих пор авангард не понят! До сих пор Малевич не является для на гордостью! Что говорить о концептуальной школе?

Сколько диссертаций написано по Монастырскому? Нисколько! Какое тогда может быть кураторство…»

В таком русле и далее шли выступления. Работа Круглого стола была достаточно долгой и плавно перетекла в свободную дискуссию уже вне «официальной части», в рамках которой и настала пора по реализации проекта налаживания связей между различными представителями институций современного искусства…

Институт Арт Бизнеса и Антиквариата