Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Голландская Арт Ассамблея в рамках 5-й московской биеннале в ARTPLAY

 

Какие кураторы нам нужны? Два дня подряд на эту тему вслух рассуждали участники Голландской Арт Ассамблеи, ведущие российские, голландские и интернациональные специалисты современного искусства.

16 и 17 сентября на территории Центра дизайна ARTPLAY фондом Мондриана был организован цикл дискуссий и презентаций, объединенный в проект Голландской Арт Ассамблеи под названием «Какие кураторы нам нужны?», прошедший в рамках Года Нидерландов в России и Параллельной программы V Московской биеннале современного искусства. В качестве спикеров были приглашены кураторы крупных институций, арт-критики, художники и интеллектуалы, звезды европейского и мирового масштаба: Кейт Фоул, главный куратор Центра современной культуры «ГАРАЖ», голландский художник Йонас Стаал, Чарльз Эше, куратор грядущей в 2014 году биеннале в Сан Паулу, российский художественный критик и куратор Екатерина Деготь и другие.

Всех этих экспертов объединила для дискуссии Елена Сорокина, выступившая одновременно и организатором симпозиума, и сокуратором проходящей здесь же выставки «Чрезвычайные и полномочные». Основная идея выставки - художник как законодатель, одна из тенденций Ассамблеи - обсуждение полномочий и «власти» куратора. Таким образом, центральный зал ARTPLAY на некоторое время превратился в самое настоящее концептуальное пространство, где осуществлялся обмен ценными идеями в теории и на практике.

Что же такое Арт Ассамблея? Во-первых, следует сказать, что представляет собой это сооружение. Для размещения участников и слушателей в пространстве экспозиции был установлен павильон, призванный служить местом для дискуссий. Цель замысловатой деревянной конструкции проста: обеспечить максимальную концентрацию внимания, а заодно и обездвижить всех присутствующих, чтобы никто никому не мешал и не нарушал ход презентации. В результате получилась громоздкая клетка с неудобными сиденьями, так и не вместившая всех желающих, в которую было сложно попасть и откуда было непросто выбраться. Тем не менее, благодаря такой конфигурации присутствующих была создана некая общность людей, объединенных не только интеллектуально, но и физически. В этом контексте интересно замечание Катрин де Зегер, куратора нынешней Московской биеннале современного искусства: в интервью «Артгиду» на вопрос, будет ли она развивать идею совместных практик и понятия общности в Москве, Катрин ответила утвердительно, «потому что эта идея помогает по-новому определить современный мир, общество». И далее добавила: «Ведь мы находим свою субъективность через «другого».

Итак, кто же такой куратор, и каким он должен быть? Координатор, создатель произведения искусства наряду с художником, исследователь... На этот счет существует несколько точек зрения. Остановимся на одной из наиболее любопытных. В своем выступлении Екатерина Деготь рассказала о новом тренде - образе куратора как конвинера. Кто такой конвинер? Бизнес-словарь определяет такого человека как «члена комитета, общества, назначающего день собрания и подготавливающего его». В мире современного искусства куратор-конвинер выполняет те же функции: он одновременно и лидер проекта, и менеджер, и модератор ключевых обсуждений. Его цель - организовать своего рода «ассамблею», в ходе которой будут определены задачи и перспективы проекта.

В качестве примера новой стратегии Деготь упомянула совместную с Давидом Риффом работу для Бергенской ассамблеи, выставку «Понедельник начинается в субботу», на которой Екатерина и Давид выступили именно в роли конвинеров: они не столько занимались кураторской работой в традиционном смысле, сколько создавали сами, размышляли и исследовали. Конвинеры вдохновлялись повестью-сказкой братьев Стругацких, и выставка приобрела ностальгически- футуристическое направление.

Какие новые тенденции нас ожидают в обозримом будущем, приживется ли тренд куратора- конвинера на российской почве, как будут развиваться художественные стратегии, какими будут кураторы следующего поколения - на эти вопросы еще предстоит ответить. С нетерпением будем следить за новыми выставочными и дискурсивными проектами.