Роль антикваров и арт-дилеров: повышение эффективности • Новости • Институт арт-бизнеса и антиквариата

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

Искусно покупать искусство

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Поделиться:
Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Искусство и православие», «Оценка движимых культурных ценностей»

Роль антикваров и арт-дилеров: повышение эффективности

THE ROLE OF ART & ANTIQUA DEALERS: An Added Value

Ассоциация CINOA провела исследование бизнес – моделей фирм занимающихся антиквариатом.

Исследование отражает влияние  арт-дилеров и их фирм на рынок искусства и антиквариата с исторической  позиции, а так же как они изменились за прошедшие  50 лет и как формируется их будущее.

Это исследование проведено, чтобы заполнить некоторые пробелы в специальной литературе. В нем рассмотрены результаты качественного анализа. Материалы собраны непосредственно от членов CINOA в 2010. Были заданны вопросы, связанные с их работой и рынком, на котором они работают.

1.1 Методология исследования

Данные, представленные в этом отчете, базируется на двух основных источниках информации:

1. Серия всесторонних опросов дилеров

2. Опрос  коллекционеров

  1. Приблизительно у 45 дилеров взяли интервью по телефону от имени CINOA. Их попросили ответить на ряд вопросов касающихся бизнес - моделей их фирм и ключевых вопросов, затрагивающих их интересы на рынках антиквариата  и искусства. Президенты всех ассоциаций входящих в CINOA выбрали дилеров из своих ассоциаций, чтобы те приняли участие в этом опросе. Опрос проводился в среднем  60 минут ( колебался от 30 минут до 2 часов). Чтобы получить более точный результат, у некоторых ключевых экспертов рынка также взяли интервью.

  2. Опрос  коллекционеров произведений искусства был проведен через The Antiques Trade Gazette и Brandt — в США.  Его целью было  выявить предпочтения коллекционеров искусства и антиквариата при выборе  арт – дилера, который бы организовывал коллекцию и взаимодействовал бы с другими дилерами от имени этих коллекционеров. Опрос был проведен в  июне - августе 2010 года и был доступен  для всех читателей и/или подписчиков. Каждый из них мог один раз ответить на вопросы анкеты.

65 процентов опрошенных были  частными коллекционерами, которые не были связанны с искусством в своей профессиональной деятельности и не были связанны с художественным рынком.  35  процентов опрошенных  были связанны с арт-бизнесом  по долгу службы.

 

1.2 Дилеры и Художественный Рынок: Исторический аспект

Историки часто выделяют два периода в истории художественного рынка: период протекции и период рынка. В первом  - покровители искусств, богатые люди или учреждения, такие как Римско-католическая церковь, играли роль заказчика и конечного потребителя произведений искусства, а так же выступали спонсорами художников.

В ранний период патронажа самые большие и существенные художественные сделки проходили вне структуры рынка. Произведения  часто  должны были создаваться на месте заказчика (такие как, например запрестольный образ). Эти работы не могли быть проданы открыто. Художник не был "владельцем" работы в современном смысле, и её создание было обычно основано на соглашении между автором  и заказчиком о цене материалов, оплате  работы, и даже предмете и точном содержании произведения.

Развитие художественного рынка в его настоящей форме, зависело от  ряда факторов, включая фактор производства произведений искусства, которые могли быть проданы открыто, а акже появление достаточной массы продавцов и коллекционеров. Многие отмечают промышленную революцию, как движущую силу сегодняшней современной торговли. Это - то время, когда искусство начало свободно продаваться и роль покровителя уменьшилась.

Эта революция дала возможность появиться  новому среднему классу, у которого были время и деньги, чтобы собирать предметы искусства. Ранее это было доступно только  очень богатым людям. Еще одним важным стимулом для роста рынка искусства было развитие формальных механизмов для того, чтобы продавать произведения искусства непосредственно самим художникам или через посредников (дилеры и аукционисты), которые стали доминировать

на рынке начиная с 17 века.

Уже в 16-ом веке арт-дилеры появились на рынке в качестве специализированных профессионалов в крупных городах, таких как Рим, Флоренция, а позже Антверпен и Амстердам. С развитием галерей в этих ключевых городах покупка антиквариата стала более доступной.

В 1540 году, торговля картинами в Антверпене была сосредоточена на постоянном круглогодичном рынке, известном как "Schilderspand". Она была подобна, во многих отношениях, ярмарке современного искусства, но только на постоянной основе, которая позволяла ранним арт-дилерам  заняться развитием этих ранних рынков.

Дилеры считали, что живописцы больше не должны  зависеть исключительно от заказов, и могли производить спекулятивные работы для открытого и анонимного художественного рынка.

Арт-дилеры стали существенным звеном не только для продаж, но также и способом информирования художников о требованиях покупателей к работам. Они передавали художникам, какие типы картин больше всего пользовались спросом. Путешествуя, продавцы также добивались того, чтобы быть ключевыми игроками на местных рынках, и чтобы стать главными участниками международной торговли. Арт - дилеры становятся важными посредниками между различными географическими центрами в процессе развития рынка.

Войны, революции, меняющиеся правительства, расширение торговли связей и повышение популярности длительных путешествий - это влияло на местоположение центров художественной торговли на следующие столетия в пределах Европы.

В I7 веке Амстердам и Лондон были ключевыми центрами художественной торговли:  Фонд English (1600) и  Dutch East India Companies ( 1602) принесли огромное увеличение объемов торговли между Европой и Азией. Дилеры в Амстердаме начали покупать фарфор и другие драгоценные артефакты из Китая. Когда голландский рынок разрушился, приблизительно в 1680 году, Лондон начал утверждаться как новый центр художественного рынка.

Во второй половине 18 века Великобритания и Франция выступают в качестве главных покупателей на художественном рынке.

Британский живописец и арт-дилер Гэвин Гамильтон (Gavin Hamilton) был одним из влиятельных дилеров того времени. Он помог развитию рынка антиквариата Италии и Греции. С  коллегами Томасом Дженкинсом (Thomas Jenkins) и Джеймсом Байресом (James Byres), эти британские дилеры управляли рынком в Италии, продавая много важных произведений оттуда коллекционерам в Великобритании.

В это время в Париже арт-дилеру Жерсену (Gersaint) доверили руководство аукционным домом. Жерсант (Gersaint), часто использовал аукционный канал, чтобы купить и продать искусство. Жерсант (Gersaint) регулярно покупал много картин в Амстердаме и привозил их в Париж, где продал их через аукцион. Однако, вместо того, чтобы действовать как агент от имени продавцов, он использовал аукционы в качестве торгового инструмента, покупая коллекции работ, часто финансируемых коллекционерами и банкирами, он был первым спекулянтом на этом рынке.

В это время появились на рынке, такие важные арт – дилеры, как Лазар Дюво (Lazare Duvaux), Симон-Филипп Пуарье (Simon-Philippe Poirier) и Доминик Дагерр (Dominique Daguerre). Они были важны для соединения французских и британских рынков, действуя одновременно как агенты Веджвуда в Париже и фабрики Севра в Лондоне.

Становлению британского рынка также помогла набирающие популярность художественные публикации. Прохождение Закона об авторском праве (часто называемого законом Хогарта) расширяло закон интеллектуальной собственности от литературы до изобразительных искусств, и было важным шагом для поддержания качества на возникающем рынке Лондона. Этот закон был продвинут дилерами, такими как Уильям Хогарт (William Hogarth), Артур Понд (Arthur Pond), Джон Бойделл (John Boydell) и другими.

Другим важным фактором в развитии лондонского рынка было формирование обществ художников, начавшееся с Академии сэра Годфри Кнеллера (Godfrey Kneller) (1711) и приведшее к созданию фонда Королевской академии художеств (1768). Французская революция вызвала некоторый спад на французском художественном рынке, и это принесло выгоду лондонским дилерам, таким как Уильям Бьюкенен (William Buchanan), Джон Смит (John Smith), Томас Агнью (Thomas Agnew), Пол Колнэги (Paul Colnaghi) и Джованни Баттиста Торрес (Giovanni Battista Torres), появившимися бизнесе в конце XVIII и в начале XIX веков.  Аукционы во Франции, по закону, должны были быть проведены чиновником, названным комиссионером. В Великобритании первый картинный аукцион произошел в Лондоне в 1682. В 1766 Джеймс Кристи (James Christie) основал Christie's, & Sotheby's начал продавать книги с аукциона. Эти аукционные дома извлекли выгоду из Французской революции, поскольку работы из многих больших французских коллекций были распроданы в Великобритании, подрывая позицию Парижа как лидера европейской художественной торговли и приводя к перенасыщенности Лондонского рынка.

Британский художественный рынок расширился в течение второй половины 18-ого столетия. Дилеры были главной причиной возрастания цен на современное искусство. Видные дилеры, такие как Эрнест Гэмбарт (Ernest Gambart) активно продвигали современных художников, проводя большие коммерческие выставки их работ. Эти выставки были открыты только для  богатых коллекционеров, так как вход был платным.

Много факторов в конце XIX века, включая появление важного движения Импрессионизма и снижение английского патронажа, привели к географическому изменению на художественном рынке от Лондона до Парижа, особенно для авангарда. Париж обладал позицией культурного капитала в течение всего этого периода. Среди ранних покровителей авангарда были дилеры, такие как Джон Арроусмит (John Arrowsmith) и много видных фигур на французском рынке современного искусства, включая издателя Теодора Виберта (Theodore Vibert), Альфреда Кэдарта (Alfred Cadart), и Адольфа Гупиля (Adolphe Goupil), который был одним из первых французских дилеров, вышедших на рынок США.

Среди других отмеченных дилеров был Пол Дуранд-Руель (Paul Durand-Ruel), - одна из ведущих фигур, связанных с Импрессионизмом. Он известен тем, что был одним из первых дилеров, который покончил с системой патронажа и следовал за бизнес-моделью высокого риска вложения в относительно немодный сегмент художественного рынка, так же как поддержкой художников непосредственно через сольные выставки и стипендии.

Он и другие коллеги, такие как Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard), помогли создать арт-рынок. Этот рынок стал намного более конкурентоспособным во второй половине XIX века с интенсивной конкуренцией между Дурандом – Руелем (Durand-Ruel) и более новыми дилерами, такими как Джорджес Петит.  Дуранду-Руелю (Durand-Ruel), как и его коллегам вверяют в заслугу то, что они поощряли раннюю глобализацию художественного рынка, распространение Импрессионизма в Германии. Как говорили, он помог организовать союз между Дурандом-Руелем (Durand-Ruel) и Полом Кэссирером (Paul Cassirer) (немецким дилером, работающим в Берлине). Германия, хотя и имела меньший художественный рынок, также стала видным центром ультрасовременного искусства.

Аукционы во Франции также процветали в этот период, поддерживаемые богатыми коллекционерами. Государство спонсировало аукционный дом,  Hotel Drouot, в 1850-ых. В Великобритании новые законы, такие как  Закон о земле и введение налогов на наследство в 1894 году, объединенные с сельскохозяйственной депрессией 1870-ых, привели к многочисленным  аукционам аристократических коллекций.

Французское господство как центра художественного рынка было относительно недолгим, поскольку широкие экономические и политические события, биржевой крах Уолл-стрит и массивная девальвация Французского франка заставили французских  дилеров обанкротиться и отдать власть американским и британским рынкам.

1.3 Современный Период.

Одним из самых существенных событий на художественном рынке  21 века  стал рост значимости американских арт - дилеров и коллекционеров. Во время спада мирового рынка (с тенденцией на понижение 1920 – 1930 годов), американские покупатели начали доминировать на международном художественном рынке. Они часто участвовали в авантюристической покупке, особенно в секторе старых мастеров, одним из ведущих арт-дилеров  этого периода был Джозеф Дувин (Joseph Duveen). У Европы было много искусства, а у Америки было много денег, и Дувин (Joseph Duveen) и его коллеги с обеих сторон Атлантики, извлекли выгоду из этого, создавая очень успешные художественные представительства. Большая часть процветания Дувина (Joseph Duveen) была построена вокруг покупки произведений искусства у европейских аристократов и продажа их богатым покупателям в США. Он был ответственен за собрание части некоторых больших коллекций европейского искусства в США.

Расцветающий американский художественный рынок  замедлился с крахом фондовой биржи 1929 года, однако, в определенных секторах были факты крупных продаж. Известный пример 1931 года, когда консорциум дилеров, включавший Колнеги (Colnaghi)в Лондоне, Ноедлер (Knoedler) в Нью-Йорке, и Мэттисон (Matthieson) в Берлине продал группу шедевров Эндрю Меллону, чтобы сформировать коллекцию фонда Национальной художественной галереи в Вашингтоне (округ Колумбия).

В 1935 году была организована CINOA в Бельгии и включала в себя ассоциации самых авторитетных торговцев произведениями искусства и Европы и Америки.

В течение 50-ых и в начале 60-ых, Париж переживал временное возрождение, однако, с 60-х  Лондон и Нью-Йорк стали  доминировать. В значительной степени это связанно с их  богатством и экономической мощью, а так же из-за введения новой системы налогов на художественные сделки и другие средства устрашения, которые отпугивали и покупателей и продавцов от Франции к либеральным торговым режимам.

Главные аукционные дома Christie's, Sotheby's и Parke-Bernet в Нью-Йорке процветали, и стали вызывать более широкий интерес у богатых коллекционеров, особенно для продажи импрессионизма и современного искусства. В предыдущие десятилетия аукционы были посещаемы немногими чрезвычайно информированными дилерами, которые поняли рынок и покупали по более низким ценам товар на перепродажу. Однако, в течении 1960-ых и особенно в в начале 1970-ых, искусство стало рекламой  против необузданной и возрастающей инфляции, привлекая розничных клиентов. Аукционные дома, которые ранее были в значительной степени оптовыми, стали активно привлекать розничных клиентов побуждая их покупать на аукционах, а не  через дилеров. Хотя продажи во многих секторах были в  затронуты более широкими экономическими событиями, такими как нефтяные кризисы в 1973, искусство все более и более покупалось и коллекционерами и инвесторами.

В течение 1970-ых различия между двумя международными художественными капиталами также стали более определенными: Лондон занял главную позицию для торговли в жанрах, таких как старые мастера, английское и французское искусство 18-ого столетия и азиатские старинные вещи, в то время как Нью-Йорк был международным центром современного искусства, импрессионистов и постимпрессионистов.


Глава 2. Дилеры на современном художественном рынке: некоторые ключевые факты

В 2010 году только 1 % сделок проводят аукционные дома. В некоторых развивающихся странах количество продаж у арт - дилеров было всего 10 %, тогда как в развитых странах, на зрелых рынках это количество выросло до 70 %.

2.1 Глобальные Художественные сделки

Совокупные продажи искусства и антиквариата во всем мире в 2010 составляли приблизительно €43,0 миллиарда (€21,1 миллиард на аукционах, и €21,9 миллиард через дилеров). Это был период восстановления рынка антиквариата во всем мире, после падения более чем на 33% в 2009, когда рынок достиг нижней точки €28,3 миллиарда. До этого, однако, рынок пережил период удивительного роста, достигая пика в €48,1 миллиардов в 2007, почти удваиваясь в размере, за последние пять лет.

Ядро данного рынка составляет всего 5 000 арт-дилеров во всем мире, которые ответственны за приблизительно половину товарооборота этой части ценностей. Трудно определить точное число дилеров во всем мире, так как есть небольшие галереи, и фирмы не включенные в списки. Если рассмотреть 375 000 арт - дилеров искусства и антиквариата на главных художественных рынках, то «средний» дилер получал бы 60 000€ в области продаж, ежегодно.

Есть  большое количество дилеров, получающих меньше чем 100 000€, а есть дилеры, на которых приходится  более чем половина  ценности всех продаж в данном секторе.

Аукционный сектор состоит из приблизительно 25 000 фирм. Но есть два крупных аукционных дома (Christie's и Sotheby's), которые  доминируют  во многих секторах.

 

2.2 Занятость

Данные по сектору рынка арт – дилеров получить гораздо сложнее чем по аукционным домам  и зависят в большой степени от обзоров и опросов. В 2010 году  арт - дилеры входящие в  CINOA были опрошены, с целью выявить более точную информацию об арт - рынке. Согласно этому опросу, фирмы большинства дилеров могли бы быть классифицированы как малые и средние предприятия, с ежегодным товарооборотом меньше чем €50 миллионов. Большинство из малых могло бы быть классифицировано как "микро предприятия", то есть с товарооборотом меньше чем €2 миллиона в год. В этом опросе, только 4 % сообщили о продажах на сумму больше чем €10 миллионов в год, и только 1% из них сказали о том, что  у них был оборот, больше чем €50 миллионов. Другими словами результаты опроса подтвердили, что есть небольшое количество арт - дилеров, ответственных за большую часть товарооборота в секторе.

Другой метод классификации фирм - подсчет занятого персонала. Используя это метод, большинство арт - дилеров можно отнести к категории SOHO. Понятие СОХО (акроним для небольшого офиса/домашнего офиса) относится к категории фирм, которые имеют от одного до десяти сотрудников. Подсчет работников установил, что фирма с 1-40 работниками – малый бизнес, с 50-250 – средний и более 250 сотрудников - крупный.

В отличие от арт - дилеров, аукционные дома высшего ранга (Christie's и Sotheby's) дают работу  (500 и 1 901), рабочим в офисах во всем мире, хотя аукционные дома меньшего размера имеют в среднем по 23 служащих.

Более чем 21 % дилеров, которые приняли участие в опросе, были индивидуальными предпринимателями, и 26 % работали только с одним  человеком. Большинство арт-дилеров (77 %) сообщило, что они продолжили улучшать показатели, установившиеся в 2009 году, несмотря на спад. В 2010 году 26 % дилеров сообщили, что сократили число работников ( 1-2 человека) — существенное уменьшение в контексте предприятий малого бизнеса. За год занятость в большинстве фирм (54 %) осталась такой же как и была, и 20 % фактически увеличили свое число служащих (1 человек).

Большинство дилеров, описало свои фирмы, как «слегка управляемые» с точки зрения их структур, и занятость имела значение, затраты были значительными. Самые высокие расходы были на рекламу и маркетинг € 2,1 миллиарда

2.3 Международный бизнес

В отличие от аукционных домов, которые проводят продажи в различных секторах художественного рынка, дилеры склонны специализироваться на определенных областях, в которых у них есть определенный опыт и знания.. Из-за их высокого уровня концентрации много арт-дилеров производят продажи и на локальном уровне и в других странах. Согласно опросу в 2010 году, в среднем, арт-дилеры провели 72 % продаж в той стране, где их бизнес зарегистрирован, и 28 % — в другой, включая например участие в художественных ярмарках. В общей сложности 28 % дилеров приписывали, по крайней мере, половину их доходов к сделкам, выполненным за границей, и 11 % сообщили, что заграничные деловые сделки составляли 75 % продаж.

США, Германия и Италия, сообщили, что местные продажи составили 81 %, 80 % и 86 % соответственно. Великобритания и Франция, сообщили, что заграничные сделки составили: 62 % в Великобритании и 52 % во Франции. Для французских и британских арт - дилеров самыми важными рынками были США, часть ЕС и некоторые азиатские страны. Для американских дилеров это были крупные художественные рынки в Европе, Азии и Южной Америке. Некоторые из меньших европейских рынков имели тенденцию продавать в пределах непосредственной близости (например немецкая / австрийская / швейцарская торговля).

Таблица 1. Ключевые фигуры рынка.

Продажи на художественном рынке: €43,0 миллиарда

Арт-дилеры:  €21,9 миллиарда

Число арт-дилеров во всем мире: более 375 000

Занятость:  1.4 миллионов


Глава 3. Фонды дилеров.

 

3.1 Фонды и Образование

Систематизируя ответы на вопросы о профессиональной подготовке арт – дилеров, мы получили следующую информацию.

Приблизительно половина дилеров знает историю искусства или другую подобную дисциплину, которая имеет отношение непосредственно к их бизнесу. Остальные учились в несвязанных с искусством областях, включая юриспруденцию, экономику, технические науки. Большинство из них до того как стали арт - дилерами имели опыт коллекционирования.

Приблизительно одна треть опрошенных дилеров, описали себя как самостоятельно подготовившихся. Однако многие из них понимали, что нужно учиться у более опытных наставников. Из тех, кто занимался изучением этого вопроса - приблизительно 70 % учились у других дилеров (включая членов семьи), в то время как 30 % работали в аукционном секторе и получали знание и практический опыт художественной торговли.

3.2 Демография дилеров

Из тех, у которых взяли интервью, средний отрезок времени нахождения в бизнесе до настоящего времени, составляет приблизительно 30 лет, и этот возраст колеблется от 12 лет для самого молодого дилера (кто был в 35-45летней возрастной группе) до 50 лет и самого старшего.

Большинству дилеров, у которых взяли интервью, было более чем 50 лет и работать они предпочитают с людьми того же возраста.

Интересно отметить, что демографический профиль возраста арт - дилера подобен профилю коллекционера.

Работа дилеров может быть классифицирована, как "профессиональные услуги", в которых обычно не заняты люди молодого возраста. В США, например, меньше чем 10 % профессиональных сервисных рабочих моложе 25 лет, и приблизительно 22 % - 55 лет.

Возраст указывает на два ключевых вопроса относительно дилеров:

  1. Некоторые сектора торговли имеют тенденцию к  "старению". Некоторые дилеры старшего возраста назвали себя "удачливыми" относительно их выбора времени входа в бизнес (или "бенефициарии исторического несчастного случая"), стартуя в то время, когда было легко купить дешево  антиквариат, например, в послевоенный период. Для тех, кто хотел бы начать свой бизнес сегодня, этот бизнес будет связан с высокой стоимостью и нехваткой поставки в некоторых секторах.

  2. Относительно предприятий малого бизнеса,  антикварные предприятия долговечны. Для сравнения, согласно исследованию, выполненному в США,  приблизительно 66 % мелких фирм разоряются через два года, 44 % держатся 4 года и только 31% - 7 лет. В то же время как, арт- дилеры находятся в бизнесе более 30 лет.

Искусство и антиквариат, обычно, были семейным бизнесом, но сейчас это все меньше встречается.

Приблизительно четверть опрошенных подтвердили  их семейный бизнес. Многие дилеры отметили также, что это-то и помогло их силе и долговечности, поскольку базировалось вокруг таких  “старомодных элементов”, как  тесные контакты и доверие, которые могли передаваться из поколения в поколение.

Многие дилеры сообщили что, если бы их дети не продолжали бизнес, он по существу прекратил бы существование, в отличие от крупных корпораций в других отраслях промышленности. Главное препятствие - нежелание преемника вступить во владение бизнесом. Поскольку дилеры часто строят тесные отношения с клиентами в течение долгого времени, которые основаны на доверии и дружественных отношениях, это иногда вызывало осложнения с новыми людьми, и покупатели были потеряны, когда старый дилер оставлял бизнес или удалялся от него. Главные причины нежелания молодого поколения принимать бразды правления – отсутствие свободного времени,  не прогнозируемый доход, не желание много работать.

Приблизительно в 30-ти % семейный бизнес переходит ко второму владельцу и в 15-ти % к третьему, однако, эти показатели уменьшены на пять - десять лет для небольшого семейного бизнеса, такого как дилеры.

Многие дилеры говорят, что они или их коллеги не хотят уйти из бизнеса ("дилеры имеют тенденцию умирать на стуле"). Некоторые дилеры сочли невозможным передать управление бизнесом следующему поколению, потому  что молодое поколение, по их мнению, не готово к ведению этого бизнеса.

Интервью с дилерами показали, что большинство дилеров не планируют свой бизнес. Они рассматривают его как "образ жизни", который позволяет им получать доход.

Большинство дилеров никогда не писали формальных бизнес-планов, где их фирма будет через пять или десять лет. Многие дилеры убеждены, что всегда будет рынок для того, что они продают. Многие уверены, что они всегда смогут найти покупателей на антиквариат с хорошим качеством.

А вот многие из молодых дилеров, входящие на рынок, умеют планировать будущее через стратегию, ресурсы, и финансирование.