Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост-релиз «Основы знаточества, принципы консервации...»

27 октября 2015 года студенты «Института Арт бизнеса и антиквариата» получили уникальную в своем роде возможность посетить святая святых – «неприступную крепость» известнейшей и уникальной реставрационной мастерской Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Академика И.Э.Грабаря и прослушать мастер-класс руководителя отдела реставрации и керамики центра, Шарковой Екатерины Никитичны.

Рассмотренная ею тема встречи «Основы знаточества, принципы консервации живописи и декоративно-прикладного искусства. Методы определения состояния сохранности произведений» была посвящена экспертизе керамики и фарфора, и затронула животрепещущий вопрос проблематики подделок в данной сфере в современном мире. Екатерина Никитична подробно рассказала про виды и методы исследований, и поделилась со студентами секретами мастерства определения подлинности предмета искусства на глаз.

Особое внимание и интерес вызвала часть мастер-класса по реставрации, консервации и реконструкции керамических статуэток и горшков. Екатерина Никитична затронула такие актуальные на сегодняшний день темы, как коммерческая и музейная реставрации: рассказала студенческой аудитории, чем они схожи и отличаются, и поделилась наиболее эффективными методами восстановления для каждой из них. Например, один из видов, музейной реставрации зачастую призван сохранить аутентичность предмета искусства, а поэтому после необходимых процедур подготовки, осколки соединяют, склеивают, делают слепки особо разрушившихся деталей, и оставляют на обозрение искушенного зрителя, совершенно не скрывая оставшиеся трещинки. Если более 50% экспоната утрачено, он не подлежит восстановлению. В иных случаях отдел реставрации тратит немалые усилия и ресурсы, чтобы подобрать верную тонировку и методы ее нанесения, чтобы максимально закрыть стыковочные швы. В коммерческой реставрации дела обстоят иначе.

Вторую часть мастер-класса Екатерина Никитична проводит непосредственно в мастерской своего отдела реставрации и керамики. Студенты аккуратно обходят столы с лежащими на них экспонатами, а хозяйка с энтузиазмом рассказывает о самых интересных и значимых экземплярах, которые вызвали у нее восторг и трепет, наравне с огромным количеством потраченного на реконструкцию времени. Она показывает варианты снятия форм, рассказывает, что значит «посадить деталь на место», демонстрирует возможности современного клея, который не оставляет следов на прозрачных деталях экспоната. В процессе «прогулки» по мастерской, к рассказу привлекаются и другие сотрудники отдела, с не меньшим энтузиазмом повествующие о своей деятельности, схожей, пожалуй, не только с творчеством, но и напрямую с воссозданием уникальных деталей великих мастеров.

Заканчивает свой рассказ хозяйка мастерской рассказом о различных экспозициях керамики и фарфора, которые сейчас проходят в Москве и России. Но об этом, и многом другом, не менее интересном, вы сможете узнать подробнее, посетив данный мастер-класс в нашем Институте.