Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост релиз круглого стола
рабочей группы по разработке проекта национального стандарта РФ

«Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования»

В 15:00 состоялось обсуждение проекта национального стандарта РФ «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» и презентация проекта национального стандарта экспертизы, который в настоящее время проходит общественные слушания.

Мероприятие состоялось в пресс-центре Центрального дома художника (Москва, Крымский вал, 10). Модератором круглого стола рабочей группы по разработке проекта национального стандарта РФ «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» выступила Колосова Ирина Александровна — руководитель теоретической подгруппы, директор Института арт-бизнеса и антиквариата.

Среди участников мероприятия выступили представители законодательной и исполнительной власти, эксперты, музейные сотрудники, коллекционеры, антиквары и представители логистических компаний.

Встреча была открыта Колосовой Ириной Александровной, которая перешла к основной теме заседания – обсуждение услуги по искусствоведческой экспертизе. Живопись и графика. Общие положения. На вопросы модератора отвечали составители проекта, участники рабочей группы по разработке стандарта.

Генеральный директор АНО «Центр независимой оценки» Кудимов Игорь Степанович отметил два важных вопроса: как совместить стандартизацию с субъективностью восприятия художественных ценностей? С другой стороны, был обсужден вопрос по защите прав и обязанностей продавца, покупателя, посредника и эксперта, а также отмечен вопрос защиты от правоохранительных органов.

Были выделены основные направления: стандартизация терминологии для решения ряда смежных вопросов (страхование и оценка), а также стандартизация договорных отношений, стандартизация принципов экспертизы и стандартизация процедуры.

Перченко Михаил Ефремович, вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, рассказал о предыстории закона о культурных ценностях. Он отметил, что 20 февраля 2016 были разделены стандарты судебной и гражданской искусствоведческой экспертизы. Работа над ним была поручена Техкомитету (Куликов) при Реставрационных мастерских Министерства культуры РФ. В процессе работы над данным стандартом были исключены такие понятия как страхование и материалогический анализ (технические характеристики). Таким образом, как отметил Михаил Ефремович, генеральная линия работы сегодня намечена верно.

Ирина Александровна подчеркнула: «Группой была разработана терминология, которая связана с искусствоведческой экспертизой. Была проведена работа с такими экспертами, как Киселева Анна Рудольфовна, Лифшиц Лев Исаакович и другие, которые работали над определениями таких терминов, как: искусствоведческая экспертиза, атрибуция, эталонные образцы и определение подлинности». Главный вопрос, по словам модератора встречи, – обсуждение термина «подлинность».

Лесовой Александр Николаевич, директор ФГБУК «Всероссийского художественого научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря», также отметил основную задачу рабочей группы – определение терминологии. С другой стороны, Александр Николаевич прокомментирровал, что важно было «определить минимальный набор физико-технических исследований, который выдавал бы выводы по одной технологии и был бы сопоставим со второй независимой экспертизой. Сейчас идет такой минимальный набор. В этом документе отношение «заказчик, исполнитель и посредник» - очень важное звено».

Ряд головных вопросов станрта подчеркнул Рыбак Кирилл Евгеньевич — советник Министра культуры РФ по юридическим вопросам. Во-первых, он отметил основную задачу документа – «выработка категорийного аппарата, принятия единых правил игры, а также рекомендации к существенным условиям договора безвозмездного оказания услуг о проведении экспертизы». Советник отметил, что стороны в праве отходить от этого стандарта. Однако Кирилл Евгеньевич добавил: «стандарт нуждается в доработке по некоторым позициям, но может быть взят для дальнейшей работы».

Обсуждение было продолжено Пискуновой Еленой Владимировной — заместитель декана факультета подготовки специалистов для судебной системы по специальности «Судебная экспертиза» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». Она снова подчеркнула, что стандарт не имеет обязательной силы, а имеет добровольное исполнение. Но отметила, что «тем более высокую ценность он имеет, так как свидетельствует о том, что общество достигло определенного уровня ответственности и сознания, и готово работать по правилам, а не как придется».

Глебова Ольга Сергеевна, эксперт отдела живописи ЗАО «Научно-Исследовательская Независимая Экспертиза имени П.М. Третьякова», занималась разработкой технологической части, где, по ее словам, они столкнулись с большой трудностью. Она отметила: «Эта часть требовала определенного подхода. Главное - было принято решение об отказе от процедурных мер при обработке экспертизы». Ольга Сергеевна подчеркнула, что все описанные методы имеют сугубо рекомендационный характер.

Богданов Владимир Михайлович, главный редактор Интернет ресурса «Арт-инвестмент», отметил разработку экспертного заключения, которое требовало дополнений. Он рассказал, что в результате экспертное заключение было унифицировано и были прописаны рекомендации по структуре экспертного заключения.

В заключении, как и было отмечено представителями законодательной и исполнительной власти, экспертами, музейными сотрудниками, коллекционерами и антикварами, на данном этапе стандарт РФ «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» проходит общественные слушания и идет сбор заявок и дополнений к проекту.