Антиквариат и знаточество
Одно из интереснейших определений антиквариата относится к концу ХIX века и дается в первом томе Энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (1890). Особенностью этой словарной статьи является то, что она написана не к слову «антиквариат», хотя само понятие «антиквариат» в нем встречается. Статья дает толкование ныне устаревшему слову «антикварий» - «знаток древностей и археолог», человек занимающийся приобретением и сбытом предметов старины. В обязанности антиквария, согласно словарю, входила не только оценка и экспертиза предметов древности, но также торговля антикварными вещами, старыми автографами, предметами искусства, гравюрами, политипажами, чертежами и т. д. С течением времени, торговля вовлекала антиквариат в рынок, услуги на котором становились все более многочисленными и разнообразными. Соответственно и деятельность антиквариев обогащалась новыми умениями и навыками. Помимо экспертизы и оценки произведений искусства, антиквар должен разбираться в вопросах страхования и формирования частных и корпоративных собраний, а также вопросах описания и каталогизации. Но это не исключает восприятие антиквара как ученого, занимающегося исследованием предметов старины, знатока истории культуры, популяризатора, философа и психолога. В Институте арт бизнеса и антиквариата все учебные программы («Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Галерейное дело и коллекционирование. Антиквариат», Менеджмент и маркетинг в антикварном бизнесе», «Менеджмент и маркетинг в современном искусстве») позволяют любителям и собирателям предметов старины стать антиквариями в том, старом значении этого слова – «знаток древностей и археолог», а также получить новые смежные специальности в области современного аукционного бизнеса, галерейного дела, менеджмента и маркетинга в антиквариате, менеджмента и маркетинга в современном искусстве. Все эти специализации не просто расширяют представление о профессии антиквара, но и выводят новую формулу успеха. Для того, чтобы быть успешным антикваром, галеристом, менеджером в области современного искусства и антиквариата необходимо стать подлинным знатоком своего дела, овладеть секретами знаточества. Слово «знаточество» происходит от французского глагола connaître, значения которого очень точно выражает суть профессии. Если пройтись по всем рубрикам словаря, толкующим слово connaître, то можно составить идеальный портрет профессионала в области оценки и экспертизы, коллекционирования, купли и продажи произведений искусства. Сonnaître – знать, быть осведомленным, понимать, изведать, познать, выяснять, пережить, приобретать, испытать, разбираться, быть компетентным. Французские пословицы с этим словом добавляют штрихи к портрету человека, тесно связанного с оценкой и экспертизой:
a l'œuvre on connaît l'ouvrier | по работе узнаётся мастер | |
connaître sur le bout du doigt | знать, как свои пять пальцев | |
à l’ongle on connaît le lion | по когтям узнают льва | |
il en connaît un rayon là-dessus | он на этом собаку съел |
Разговорные выражения расширяют наше представление о свойствах антиквара:
connaître la java- | знать что к чему | |
en connaître un rayon | знать толк в (чем-л.) | |
il la connaît dans les coins | его не проведёшь | |
je connais | это мне знакомо | |
je la connais | меня не проведёшь! | |
ça me connaît | дело мастера боится |
Даже устаревшее выражение «connaître ce fourbi» - «знать что к чему» – позволяет определить суть знаточества.
Современное образование дает возможность получить специальность, даже стать эрудитом, но знаточеством овладеть можно только тогда, когда обучение носит прикладной характер. Только приобретая навыки и умения в новом для себя деле можно приобщиться к знаточеству. В Институте арт бизнеса и антиквариата преподают дисциплины практическое значение которых позволяет вступить на путь знаточества:
Атрибуция и экспертиза живописи и графики. Атрибуция и экспертиза икон. Атрибуция и экспертиза фарфора и керамики. Атрибуция и экспертиза произведений из художественного металла. Экспертная и стоимостная оценка произведений ювелирного искусства. Клейма в ювелирном деле. Атрибуция и экспертиза русского ювелирного искусства. Атрибуция и экспертиза художественного стекла. Атрибуция и экспертиза зарубежного ювелирного искусства. Ювелирные бренды. Современные мастера ювелирного искусства. Атрибуция и экспертиза мебели и методы реставрации. Атрибуция и экспертиза букинистики и книжной графики. Экспертиза оружия и предметов военного искусства. История и атрибуция костюма. Нумизматика и бонистика. Галерейное дело. Основы профессии арт - дилера и современный антикварный рынок. Методика проведения аукционов. Законодательство в сфере антиквариата. Принципы коллекционирования. |
Все слова, которые представлены в нашем словнике, взяты из глоссариев к учебным дисциплинам и дают представление о том, из чего складывается знаточество.
Бонистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время. Возникла в начале XX века и тесно связана с нумизматикой. Коллекционирование бумажных денежных знаков также называют бонистикой. (Из глоссария к курсу «Нумизматика и бонистика»).
Воронение - получение на поверхности деталей из углеродистой или низколегированной стали и чугуна слоя окислов железа толщиной 1—10мкм. Воронение имеет двоякую цель: 1) предохранение от ржавчины и 2) уничтожение отсвечивания металлических поверхностей. Вороненая поверхность может представлять различные оттенки, от коричневого до черного цвета; темно-коричневый цвет придается полевым орудиям, а черный - ружейным стволам. (Из глоссария к курсу «Экспертиза оружия и предметов военного искусства»).
Гравирование – используется для создания более сложных и утонченных узоров, сцен, пейзажей, портретов и т.п. прибегают к гранению медным колесиком или гравировке алмазным наконечником. Современная техника гранения и гравирования восходит к концу 16 в., когда в Праге придворный ювелир императора Рудольфа II К.Леман возродил античные методы и приемы. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза произведений из художественного металла»).
Дилер – арт-дилер – постоянно действующий на художественном рынке покупатель и продавец произведений искусства. Дилер отличается от галериста тем, что работает исключительно с целью извлечения прямой материальной прибыли из своей деятельности. Как правило, произведения не берутся им на комиссию, а выкупаются. Дилер стремится приобретать произведения оптом для продажи в розницу. (Из глоссария к курсу « Основы профессии арт-дилера и современный антикварный рынок»).
ЖАН-ФРАНСУА ОБЕН(1721 – 1763) - выдающийся французский столяр-краснодеревщик немецкого происхождения, создатель новых мебельных форм, конструкций и декора, великий маркетрист эпохи Людовика XV, гениальный механик. В историю он вошел как специалист по мебели «с секретом» и трансформирующейся мебели, а также как автор знаменитого «бюро Короля» - бюро-цилиндра, выполненного для Людовика XV.(Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза мебели и методы реставрации»).
Закисное патинирование - закисное патинирование получается в результате восстановления на поверхности бронзы закиси солей меди. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза произведений из художественного металла»).
Извод - свод, список, канонический образец для написания иконы или фрески на тот или иной сюжет. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза икон»).
Каласирис (егип.-греч. kalasizis) – национальная одежда женщин, а затем и мужчин, в Древнем Египте. Каласарис имел простую форму и представлял собой рубашку, сшитую из двух прямоугольных полотнищ, с двумя или одной широкими лямками. Такую одежду носили члены семьи фараонов и рабыни. Различие социального положения заключалось не в покрое, а в качестве ткани: знать носила каласарис из тонких тканей, крестьянки и рабыни - из грубых. (Из глоссария к курсу «История и атрибуция костюма»).
Левкас - в иконописи название грунта, представляющего собой меловой , размешанный на животном или рыбьем жире клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу. Чеканный левкас — левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами. (Из глоссария к курсу «История и атрибуция костюма»).
Меццо-тинто – «чёрная манера» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза букинистики и книжной графики»).
Номинал монеты - (лат. nominalis - именной) - обозначение достоинства на монетах и банкнотах. Монеты получали свои названия от весовых единиц, если название монеты совпадало с содержанием в ней ценного металла. Со временем вес монет уменьшался, а их названия не менялись. (Из глоссария к курсу «Нумизматика и бонистика»).
Олифление — завершающий процесс в иконописи, окончательное покрытие тонким слоем олифы красочного слоя для предохранения от неблагоприятных воздействий, для усиления яркости живописи и придания общности красочного тона. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза икон»).
Провенанс – история бытования произведения, включающая подтвержденные факты участия в выставках, принадлежности к частным собраниям, упоминания в литературе, публикации в каталогах. Наличие подтвержденного провенанса снижает риски неверной атрибуции, повышает ликвидность произведения, и нередко служит фактором, корректирующим его стоимость. В частности, принадлежность в прошлом произведения к знаковой коллекции, способно привести к кратному росту его цены в ходе аукционных торгов. (Из глоссария к курсу «Консалтинг в сфере коллекционирования»).
Рекамье - Победоносные походы Наполеона, обращение пристального внимания к античным формам, светское общество, которому уже несколько приелась излишняя помпезность - все это ставит перед художниками и архитекторами новые задачи, а именно, создание качественно нового, более рационального и строгого стиля, который бы соответствовал эпохе нового времени и новых потребностей. С одной стороны, новый стиль должен был подчеркивать величие и статус зарождающейся империи, с другой - функционализм и военное положение требовали монументальности, строгости форм и парадного настроения. Изучая наследие Древнего Египта и Рима, художники перенимают основные их качества - удобство и строгость форм, простоту, орнаменты и военные мотивы. Статичность мебели в таком случае трактуется не иначе как мощь и непоколебимость новой империи.
Среди появившихся новых типов мебели особое значение приобретают кушетки. Это, пожалуй, одни из немногочисленных предметов интерьера, в которых осталось присутствие предыдущих стилей - деликатные, плавно изогнутые S-образные спинки и подлокотники как нельзя лучше подходили для светских дам, грациозно подчеркивая изысканность и формы тела.
Одну из первых таких кушеток запечатлел в своей картине "Портрет мадам Рекамье" (1800) выдающийся художник новой эпохи Ф. Жерар. Непривычные доселе контуры подлокотников и спинок кушетки были благосклонно приняты придворной знатью как эталон грации и сдержанности форм, а с маленькой подставкой для ног как нежности и, некоторой, непринужденной манерности и изысканности.
Впоследствии кушетки приобретают все новые, более смелые формы, но, основной их атрибут - волнообразная спинка, остается неизменным, меняя только угол наклона и степень изогнутости. Мадам Рекамье, имевшая в ту пору во Франции большую известность и огромное количество поклонников, дала этим кушеткам второе имя - их стали называть кушетка мадам Рекамье или, проще кушетка Рекамье. Таким образом, в истории, в очередной раз имя собственное становится именем нарицательным. Поскольку кушетки были предназначены исключительно для женщин, к их изготовлению подходили с особой тщательностью - в качестве материала для каркаса использовались дорогие сорта древесины: орех, красное дерево, палисандр. В духе времени, и, повинуясь законам стиля, широко использовались бронзовые накладки, часто удачно маскирующие места членений, а иногда и как независимые декоративные элементы. Практически ни одна светская дама не могла больше обходиться без кушетки - теперь она стала местом для непродолжительного отдыха, приема гостей, чтения книг, размышлений...
В качестве обивки кушеток используется шелковая ткань с вышитыми золотыми нитями звездами, атлас высоких сортов, кожа, гобелены. Мотивы обивки - это или несложная орнаментика, или сдержанные, редкие растительные узоры. Кушетки, для большего удобства, снабжают независимыми цилиндрической формы подушками - валиками - при этом для изголовья используют одну большую или две узкие подушки, известны разновидности кушеток, у которых в качестве подставки для ступней выступает подушка в форме полусферы. Ножки кушетки выполнены в форме небольших колонн, более дорогие модели "ставят" на лапы птиц и зверей, часто снабжают небольшими роликами для легкого перемещения.
Кушетки Рекамье, по сути, своим появлением во многом обязаны форме древнегреческого стула для женщин - клисмоса, так как увлечение античным искусством во времена империи приобрело огромное значение для создания нового стиля. Таким образом, через 2000 лет небытия клисмос был возрожден в формах спинок не только кушеток, но и в мебели для сидения, диванах. Стоили кушетки далеко не дешево, простолюдинам они были недоступны не только финансово, но, в первую очередь по статусу - кушетки были привилегией исключительно аристократии. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза мебели и методы реставрации»).
Стилизация - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. (Из глоссария к курсу «Методология искусствоведческой экспертизы»).
Травление — использование технологических приёмов для управляемого удаления поверхностного слоя материала с заготовки под действием специально подбираемых химических реактивов для нанесения рельефного рисунка при художественной обработке материалов (обычно металлов). Травление осуществляется химическим и электрохимическим способами. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза произведений из художественного металла»).
Углубленный рельеф – скульптурный рельеф, в котором предметы и фигуры представлены объемами «изнутри», углубленными в условный плоскостной фон рельефа. (Из глоссария к курсу «Экспертная и стоимостная оценка произведений ювелирного искусства»).
Филигрань (скань) - ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной проволоки.(Из глоссария к курсу«Атрибуция и экспертиза русского ювелирного искусства»).
«Хромая юбка» (Humpelrock или hobble skirt ) — длинная дамская юбка, так сильно зауженная в щиколотке, что женщины во время ходьбы прихрамывали. (Из глоссария к курсу «История и атрибуция костюма»).
Цек – трещины глазури на керамике, являющиеся производственным браком. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза фарфора и керамики»).
Четвертины - сосуды в виде бутыли с навинчивающейся крышкой. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза произведений из художественного металла»).
Шпонка - узкий брусок дерева, сплачивающий (скрепляющий) сзади несколько отдельных досок воедино, и (или) служащий для предохранения доски от деформации. (Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза икон»).
Энкаустика (от греч. enkáiō – выжигаю) - техника восковой живописи. Связующим веществом для красочных пигментов является воск. Восковые краски были известны ещё в Древнем Египте, но широкое применение и развитие энкаустическая живопись получила в греко-римском искусстве, в особенности с 5 в. до н. э. Наиболее известными произведениями, выполненными в этой технике, являются фаюмские портреты. Расплавленные краски наносили на доску кистью или цестром – металлическим стержнем с лопаточкой на конце. Воск быстро застывал, образуя неровную поверхность, что усиливало впечатление объёмности изображения. Иногда при изображении ресниц или для углубления тени ребром цестра проводили глубокие бороздки. Для энкаустических работ характерна особая фактурность письма. В некоторых фаюмских портретах скрупулёзная проработка лица сочетается с более широкой живописной манерой в передаче одежды, написанной более жидкими мазками. Авторы других работ прибегали для создания гладкой, словно лакированной поверхности к оплавлению красок (на некотором расстоянии от портрета держали жаровню с горячими углями, от чего краски разогревались и сплавлялись в единую массу).Эллинистическая техника энкаустики применялась также в ранних образцах иконописи, уступив позднее место темперной живописи. (Из глоссария к курсу «Техники и материалы изобразительного искусства»).
Юлина – инструмент скульптора для просверливания углублений в твердом материале. В отличие от дрели, приводится в действие особым смычком. (Из глоссария к курсу «Техники и материалы изобразительного искусства»).
Яркость цвета – качество цвета, связанное с его цветовым тоном, насыщенностью и светлотой и вызывающее ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности.(Из глоссария к курсу «Атрибуция и экспертиза живописи и графики»).