Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Определение понятия «Музей»


icom-russia.com

Определение, что такое музей, существенно изменилось впервые за полвека. Это произошло после открытого голосования членов Международного совета музеев (ICOM — ИКОМ) в Праге 24 августа 2022 года. Новое определение было принято после нескольких лет споров.

В 2019 году на последней конференции ИКОМ в Киото консенсус не был достигнут и до голосования так и не дошло.

Пересмотр был одобрен 92 процентами голосов в заключительный день Генеральной конференции ICOM. В преддверии этой конференции 24 члена национального комитета ICOM возразили против ранее предложенного определения из 99 слов, которое включало такие слова, как «демократизация» и «инклюзивность», термины, которые показались членам комитета чрезмерно «идеологическими». Впоследствии голосование было отложено, и ICOM запустил 18-месячный опрос, чтобы взвесить мнения о пересмотре определения.

Новая формулировка звучит так:

 «Музей — это некоммерческая, постоянно действующая организация на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они действуют и общаются этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, развлечения, побуждая к размышлениям и обмену знаниями».

До принятия нового определения в российском обществе шла дискуссия по вопросу хранения музейных коллекций. Исторически сложилось, что отечественные музеи en masse — продукт собирательства объектов, произведенного после серии законов 1918—1920 годов о национализации частного имущества, и переброски музейных коллекций и отдельных объектов в пределах музейной сети в 1920-е — 1950-е. Таким образом, музейные коллекции формировались за счет централизованного распределения культурного наследия страны, осуществляемого государством.

На практике получается так, что концептуально понятия «общественное достояние» и «культурная ценность» не имеют автономии вне государственного управления музеями. Так, для властей функция хранения экспонатов — гораздо более удобная трактовка музея для управления культурой, чем образ музея как выразителя исторически доказанных интересов конкретных групп людей. При отсутствии альтернатив для музеев консервативные функции также остаются самыми оптимальными. Вопрос об агентности, то есть об участии в музейной жизни каких-то других сил, имеющих свою социальную повестку (кроме государства и корпораций), у нас все еще маргинален и представляет опасность для устоявшихся структур управления музейной политикой. Ввиду этого новое определение музея как бы бьет мимо российского контекста.

Директор Эрмитажа, Михаил Пиотровский, высказывался о необходимости принять закон о неделимости музейных коллекций. Также он выступил с критикой определения, принятого ICOM. По его мнению, оно не совсем корректно, так как включает в себя такие термины как «инклюзивность», «доступность» и «устойчивость», но упускает самое главное: в нем нет ни слова о науке. «Есть обучение и развлечение, но нет воспитания и просвещения» - высказался Пиотровский.

Мы солидарны с мнением Пиотровского и следим за развитием событий.