Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Русская версия / Version Française

Моё детство,
Теперь ты бесстрашно
Остаёшься на амальгаме этого зеркала.
Едва уловимое, словно блики на воде,
Придуманное вновь в моих ночных бдениях,
Свободное -
Моё потерянное детство.
Элизабет Улес

Дорогие читатели!

Предлагаем Вашему вниманию некоторые размышления и уточнения в связи с Конференцией, посвящённой вопросам дадаизма «Несправедливость в адрес красоты...», которая состоялась 2017-07-12 в Сент-Этьен-лез-Орг (Альп-де-От-Прованс, Франция)
в Художественной галерее «На углу улицы де Ль'Анфер»
по случаю экспозиции Dada 1917 (12-27.08.2017)

I часть: Фредерик Верлинден, Куратор Музея де Гап
"Нарисуй мне слово, напиши мне рисунок ..." :
Об истории и современности Dada. Портрет Тристана Тзары. Dada сегодня.

II часть: Жан-Мари Глез, Писатель, Директор литературного и философского обзора "Тель Кель"
"Dada - губительные подозрения" :
Исторический контекст и современность Dada. Литературное продолжение Dada во 2-й половине ХХ века.

III часть: Франк Дакен, Актёр
"Как я стал милым, очаровательным и восхитительным" (Тристан Тзара)
Чтение отрывков из поэм Тристана Тзары

Dada и революция взглядов

2017 год. Столетие назад два ошеломляющих события оказали влияние на мироустройство : Революция 1917 и Первая Мировая война 1914-18. Произошедшее оставило глубокий след в сознании писателей, поэтов, художников. Русский радикализм и революция взглядов привели к появлению супрематизма, а затем и Dada.

Новое видение, расколовшее общество и уничтожившее прежние ценности, породило значительное число художественных течений, и главное - Абстрактную живопись.

Конструктивизм и супрематизм

Кандинский в 1910 создаёт первое произведение Абстрактного искусства, происходит это в Германии при весьма курьёзных обстоятельствах. Благодаря русским супрематистам рождённая геометрическими формами Абстракция становится наиболее узнаваемым изобразительным средством радикализма.

Малевич, Татлин, Эль Лисицкий развивали Абстракцию посредством самых смелых воплощений.

Малевич, в частности предложил принципиально новую трактовку объекта, отличную от модернистской с её бесчисленными фигуративными интерпретациями.

Супрематисты изменили наше восприятие; позволили посмотреть на мир иными глазами, предложив универсальную дихотомию изобразительного искусства - деление на фигуративное и Абстрактное.

Оба события - социальный переворот и переворот в изобразительном искусстве - наступают одновременно. И здесь невозможно вести речь о последовательности. Социальная революция и революция в живописи наступают одновременно и представляют собой две грани одной реальности.

nůn - Maîtres – Lazar Lissitzky

Конструктивизм и супрематизм

прочно связаны с именем Казимира Малевича. Главенствующее значение цвета - вот что сближает художественные течения Германии и Франции с Московской активностью, где опыты с геометрией и ритмичностью форм, линейной силой и динамизмом имели колоссальный успех у Малевича.
Справедливы слова манифестантовреализма ("Манифест Реализма" 1920), что элементы Искусства "основаны на ритмичной динамике".

Казимир Малевич
Супрематизм, 1915г.

В начале своего творческого пути Малевич работал в стиле фовизма, затем пришёл к кубизму. Далее следовали супрематизм и порождённый им конструктивизм - необходимые смены на пути к Чистой Абстракции.

Супрематизм появляется в 1915 благодаря провозглашению Малевичем "независимости абстрактных форм, заключённых в квадрат, прямоугольник, круг и перекрещенных между собой".

Этот абсолют нигилистского воззрения применим и к цвету, когда Малевич предлагает зрителю непревзойденное - "Белый квадрат на белом фоне" (1918). С появлением этой работы Малевич обращает свой интерес к пластическому искусству : скульптуре, архитектуре, объектам промышленного строительства. Он объёмно излагает идеи о новой роли художника в "Мире без предмета" 1922. В этом фолианте раскрываются нигилистские социалистические взгляды, столь же утопичные, как и идеи Абсолютной, напрочь лишенной форм Абстракции.

Введение в течение Dada

Dada зарождается в обстановке коренных изменений, в годы Первой Мировой войны в Швейцарии (Цюрих) и представляет собой авангардистскую группу художников, писателей, музыкантов - непокорных космополитов.

Эта группа обрушилась с резкой критикой в адрес западных устоев, выражая опустошающее презрение к существующему миропорядку, отрицания ценности просвещения, проповедуя отказ от всех условностей и тупиковых идеологических, художественных, политических ограничений и, будучи вдохновлённой идеями Маркса, "беспощадно критиковала всё существующее".

В Манифесте 1918 Тристан Цзара обрушивается на нас с сокрушительными угрозами ликвидировать прошлое и начать все с чистого листа : Основа любого искусства состоит в полном разрушении, очищении ; "уничтожение прежнего порядка - сложнейшее преодоление".

Тристан Тзара
Румынский поэт и писатель

Чтобы реализовать свой проект дадаистам придётся отказаться от здравого смысла и логики, условностей и правил. Они дерзки по отношению к прошлому, экстравагантны в трансляции позиции. Руша традиции, Dada ищет вдохновение для новых образов, пластичные и вербальные возможности для применения всё новых средств. Ради воплощения этой разрушительной идеи они выберут в качестве метода случайность и доведут её до автоматизма.

Дадаистская случайность

Dada приводит Случайность в произведение, систематически применяя в качестве метода и, таким образом, позволяет проследить её генеалогию в искусстве.

Случайность диаметрально противопоставляется заранее согласованному развитию; становится средством выражения радикализма Dada, допуская отказ от рациональности и наделяя общество возможностью уничтожения в самых страшных формах.

Случайность - основополагающий принцип антиискусства, абсурда и нонсенса.

Больше вдохновения, творческих планов, и случайность становится источником креатива.

Побег в случайность сознателен. Это приглашение в креативное действо, когда художник ищет форму отречения от продуманности, стремится к спонтанности результата.

Случайность стали проповедовать духи Dada : Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Мэн Рэй.

Все подчинено деструктивизму, нацелено на разрушение.

Такое стремление радикально отличает Dada от развивающих сформированные идеи модернистов : кубизм, экспрессионизм и прочие "измы" представляют собой лишь пространства формальных идей..

Дадаисты разрушают искусство! Поэтому есть Dada, но нет dadaïsm...

Исторический экскурс в Абстракцию

Герои-протагонисты : Кандинский, Малевич, Деланау, Мондриан по сути совершили возврат к примитивизму, акцентуализирующемуся на творческом синтезе, или сочетаемости изобразительного ряда.

Абстракция - это новый эстетический базис.

Что замещает фигуративную логику? Отсутствие сюжета не освобождает полотно от эстетического восприятия. Новые формы позволяют задать вектор движения размышлениям, философским, научным, политическим, религиозным - любым.

Фиксация движения атома, запечатление бесконечного деления материи не могут быть подчинены логике имитации мира, его фигуративному копированию; они требуют новой реальности - философской!

Василий Кандинский открыл абстракционизм посредством цвета. Искушение цветом не может сравниться с манипуляцией контурами и перспективой.

Казимир Малевич, подобно Цзара, разрушает сложившиеся культурные коды и оковывает новый взгляд на искусство. Зачем?

Амбиции. Малевич хочет показать миру новую эстетическую реальность, он изменяет идеологию искусства : разрушает с целью воссоздать.

И несмотря на критику в свой адрес, его идеи оказываются не менее прочными, чем коммунистические воззрения.

Дзара - противник событий 1956, но в своём поэтическом и писательском амплуа он дистанцирован от политики. В отличие от Дзара, многие его современники основывали свои произведения на политических предпосылках. Дзара представляет "поэзию свободной от политики".

Наследие

Имел ли супрематизм продолжение? Dada?

Супрематизм был запрещён в стране, где зародился. Причина тому - вмешательство государства в вопросы культуры, установление запрета "формализма" Советской Россией.

Жёлтый - Красный - Синий - Василий Кандинский

Однако его продолжение мы видим в работах движения Де Стиль, трудах некоторых иных художников и скульпторов, экспериментировавших с геометрическими формами за пределами России, преимущественно в Голландии.

И что самое важное, супрематизм и Dada - предтече Абстракции ХХ века.

Другое, более глубинное следствие в том, что такие работы как "Белый квадрат на белом фоне" Казимира Малевича приводят нас в онтологический тупик, из которого под влиянием Dada искали выход такие выдающиеся нонконформисты как Марсель Дюшан, Мэн Рей, Франсис Пикабия.

Наследие Dada представляет и Флюксус. Dada породило Боди Арт, Джона Кэйджа - в музыке, множество поэтов в Европе в 70-е гг ХХ века.

Dada оказало также влияние на Ленд Арт, Концептуальное, жестикулярное и автоматическое искусства.

Понять Абстракцию!

Почему Абстракциях направляет наше сознание к глубинному пониманию, стремится разрушить сложившиеся стереотипы?

В момент написания Абстракции художник соприкасается с миром идей, подразумеваемой реальностью. Абстрактное искусство позволяет увидеть то, что наш взгляд не в состоянии передать.

История искусства, начиная с 1910, это время, когда художник обретает свободу благодаря Абстракции. Потребность в фигуративной интерпретации исчезает : линия и цвет самостоятельны в выборе формы. Абстракция наделяет художника правом выбора. Необходимость конкретизации, поиска ассоциаций исчезает. Зритель ощущает произведение Абстракции, оно заполняет сознание подобно музыке без слов. Здесь нет необходимости поиска значений, связей, идентификаций. Это удовольствие восприятия нюансированных форм, их исполнений в виде планов, поверхностей, с присущими напряжённостью, контрастностью, материалистичностью, переходящее в рассуждение об Абстрактной картине как о мире совершенном и законченном.

С приходом Чистой Абстракции в искусство язык живописи становится более изобразительным. В этом заключена особенность изобразительного языка.

Даниэль Лаком

Взгляд, обращённый в Будущее

Популяризация Абстрактной живописи в России приведет к повышению культурного уровня. Безусловно, интерес к картине, приятие Абстракции - это вопрос индивидуального восприятия, утвердительный ответ на вопрос нравится ли. Принятие же Абстракции составляет гораздо большее, нежели чем вкусовое предпочтение : Абстрактность - это наша мыслительная способность, способ мыслить.

Нет необходимости в поиске объяснения, ни литературного, ни семантического, ни тематического, политического, или юмористического - произведение Абстрактного искусства воплощено связями свободных форм и цветов, иное не нужно.

Абстракция освобождает взгляд, позволяет сконцентрировать его на чувственном восприятии, всегда индивидуальном.

Наконец, политика и искусство должны быть дистанцированы друг от друга. Любая попытка повлиять на стиль художника и сюжет его произведения заключает в себе ограничение свободы. В целом, обращение художника к политическому сюжету губительно.

Произведения, созданные в результате воздействия государственной власти и идеологии, остаются инструментами пропаганды, запертыми в историческом и социальном контексте. В противоположность этому, произведения искусства, создаваемые свободными от политических воззрений, не имеют временных границ.

Даниэль Лаком
Татьяна Андреева