Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Авторский курс
«От истории Византийского искусства к канону древнерусской Иконы»

17 марта и 7 апреля 2022 г.

Одно занятие (3 часа) - 2500 ₽

Оставить заявку Оплатить одно занятие

Ранее в нашей учебной программе были предметы «История Византийского искусства» и «История древнерусского искусства». В этом году мы решили посмотреть на ситуацию в синтезе и обучению анализу произведений через ключевые влияния. В данном случае речь идёт о художественном образе иконы. Остались культурные мифы от тех далеких временах, прочтение памятников и понимание иконописного образа зависит от ученых - интерпретаторов. Наш лектор сферой своих научных интересов объединяет эти важные темы в объяснении иконографии Иконы. Откуда корни? Как сформировались истоки канона русской Иконы? Символика и возможности сочетаемости друг с другом.
Курс лекций «От истории Византийского искусства к канону древнерусской Иконы» — редкий курс и не от теоретика, а эксперта по культурным ценностям и специалиста по Византии.

БУТЫРСКИЙ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ — старший научный сотрудник Гос. музея Востока, эксперт по культурным ценностям Минкультуры РФ.
Сфера научных интересов исследователя: византийская, античная нумизматика, христианская (византийская/древнерусская) иконография.


У нас будет 5 интенсивных занятий, каждое - по 3 часа 

Даты и время:
11:00-14:15
17 марта четверг
07 апреля четверг
Одно занятие (3 часа) - 2500руб. 


  1. Византийская живопись.

Византийская монументальная живопись постиконоборческого периода. Система росписи византийского храма: образы и темы. Главные ансамбли византийской мозаики (м-ри Хосиос Лукас, Неа Мони, Дафни, соборы Св. Софии Киевской, Чефалу и Палермо) и фрески (росписи ц. в Нерези и Курбиново) 11-12 в. Классицистические (ренессансные) и аскетические тенденции византийского искусства. Динамический стиль (вторая половина 12 в.).
Центры и памятники византийского искусства 1204-1261 гг. Трансформация героической эпики 13 в. в стиль палеологовского ренессанса. Мозаики столичных монастырей Хора и Богоматери Паммакаристос, фрески Греции и Балкан 14-15 вв.

  1. Иконография Христа.

Определение иконографии, её цели и средства. Основные иконографические типы Христа: их происхождение, символико-догматическое обоснование и литургические коннотации.
Средовек Пантократор, Ветхий Денми, Эммануил.
Христос Священник и Христос Жертва.
Христос Царь царем и Великий архиерей.
Христос в Деисусе и Спас в силах.
Поздневизантийские иконографии: Христос Ангел Великого Совета, Древо Иессево, Лоза истинная.
Древнерусские иконографии Христа: Благое молчание, Единородный Сыне.

  1. Иконография Богоматери.

Основные типы икон Богоматери: Одигитрия (варианты: Перивлепта, Страстная, Троеручица), Ласкающая (вариант: Взыграние), Воплощение (варианты: Никопея, Знамение), Молительница-Оранта (вариант: Агиосоритисса, Параклесис).
Позднесредневековые русские иконы: Богоматерь Казанская и т.д.
Ветхозаветная (прообразовательная) символика в иконографии Богоматери – лествица, Неопалимая купина, скиния, жезл, стамна и т.д. Иконография Похвалы Богоматери.

  1. Цикл 12 праздников Господних (Додекаортон, Евангельский цикл).

Рождество: сиро-палестинская и византийская редакции иконографии. Рождественский цикл: Поклонение Волхвов, Бегство в Египет, Избиение младенцев.
Сретение (Принесение во Храм). Связь с темой страстей и искупительной Жертвы. Евхаристическая символика.
Крещение (Богоявление). Тема искупления грехов в воде. Аллегорические изображения Иордана и Моря.
Преображение как Теофания. Иконографическая интерпретация света в византийской и древнерусской живописи – образ славы Христа, символ нетварного сияния Божества.
Воскрешение Лазаря как вестник грядущего сошествия Христа во ад и всеобщего воскресения. Ветхозаветные параллели – Моисей, изсекающий воду из скалы.
Вход в Иерусалим. Тема Adventus и образ кроткого царя, шествующего на осляти. Храмоздательная символика и отражение исторических реалий в изображении Иерусалима.
Распятие. Акт исполнения божественного промысла, таинство добровольной искупительной жертвы Христа. Крест – символ победы Христа над Смертью в раннехристианской традиции.
Сошествие во Ад. «Евангелие Никодима» как источник иконографии. Иконографические типы Сошествия, их происхождение и содержание.
Вознесение. Источники: новозаветный текст, апокрифы и богословские толкования (Слова на Вознесение Иоанна Златоуста). Отражение в иконографии ветхозаветных теофаний и эсхатологических представлений. Образ Богоматери в Вознесении как олицетворение Церкви на земле.
Пятидесятница. Утверждение миссии апостолов, установление таинства священства. Прообраз Вселенских соборов, символ единства Церкви. Аллегорические фигуры царя-Космоса и Девы, олицетворения святого города Давида и Церкви.
Успение Богоматери. Уникальный состав источников: церковное предание, апокрифы (Слова Иоанна Богослова и Иоанна Солунского), гимнография. Утверждение догмата о нетленности плоти Богоматери – сцена вознесения Богоматери, апостолы у пустого гроба.
Несение одра Богоматери в Гефсиманский сад. Чудо с Авфонией.


Кто не сможет посетить весь курс- отвечаем, каждое занятие длительностью 3 часа носит самодостаточный характер!
Это очень редкий курс для знатоков.
Пишите — регистрируйтесь в Вотсапе +7 916 500-57-37

Контактная информация

Оплата

Заявки не принимаются

Авторский курс «От истории Византийского искусства к канону древнерусской Иконы»

Форма закрыта по ошибке?
Свяжитесь с нами

+7 495 909-17-75