Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

Искусно покупать искусство

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Поделиться:
Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Галерейное дело и коллекционирование. Антиквариат», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Искусство и православие», «Оценка движимых культурных ценностей»

Цикл лекций
«Новое искусство».
Художники, дилеры, коллекционеры.

с 3 марта 2017 года
по пятницам с 19:00 до 22:00

Оставить заявку

Курс состоит из 5 занятий, на которых будет разбираться такое многогранное понятие, как «Новое искусство». Импрессионизм, постимпрессионизм, авангард — изменили отношение к произведению искусства и художнику, создали невиданную структуру художественного рынка, вызвали к жизни несколько страстных и увлеченных поколений коллекционеров. Если в конце XIX века многие еще воспринимали «Новое искусство» как рискованное приобретение, то к середине ХХ-го оно уже обладало незыблемым статусом музейного экспоната. Мы проследим историю того, как художники, их дилеры и коллекционеры создавали историю и миф «нового искусства».

Лекция 1
Импрессионизм и постимпрессионизм. От насмешек к признанию

Первые шаги импрессионизм сделал под улюлюкание критиков и публики, но к 1890-м годам работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега стали вожделенными для коллекционеров Франции и мира; такую репутацию помогли создать многолетние усилия соратников художников-новаторов — арт-дилеров Поля Дюран-Рюэля и Жоржа Пти. Путь наследников импрессионизма в искусстве — постимпрессионистов — был трагичнее и тяжелее: не увидев признания при жизни, Поль Сезанн, Винсент ван Гог и Поль Гоген превратились в почти мифические фигуры, за шедеврами которых в начале ХХ века началась настоящая охота. Рубеж веков — время выхода на сцену эмоциональных и уверенных в себе и своих целях коллекционеров, время появления первых исследователей «нового искусства» и его музеев.

Лекция 2
«Новые обретения» начала ХХ века. Выставки и ценители

Первым -измам ХХ столетия помогла появиться на свет десятилетиями отработанная культура парижских художественных выставок и салонов, которая под натиском молодых художников обретает теперь особую динамику. Новации «дикарей»-фовистов находят дорогу к ценителям и дилерам намного быстрее своих предшественников, наэлектризованная среда парижского рынка привлекает все больше клиентов со всего мира. Фовисты заставляют современников иначе посмотреть на историю искусства, всерьез интересуются находками неевропейских культур. А вожак этого направления Анри Матисс становится своим и в доме «американцев в Париже» Гертруды и Лео Стайнов, и в в московском дворце коллекционера Сергея Щукина.

Лекция 3
Кубизм «истинный» и «салонный». Таинство и скандал

«Банда Пикассо» с Монмартра, в недрах которой зародился кубизм, в 1908 году волей молодого прозорливого арт-дилера Даниэля-Анри Канвейлера превратилась в сообщество посвященных, окруженное ореолом таинственности. Фотографии картин кубистов, как конспиративные материалы, рассылались верным клиентам — в Швейцарию, Австро-Венгрию, Россию... А в то же время жажду знаний о новом направлении в искусстве заполняли многочисленные талантливые продолжатели дела кубистов, создававшие более понятные и доступные работы; необходимую же дозу эпатажа щедро вносили обосновавшиеся в Париже громкоголосые итальянские футуристы. Тогда же, на пороге Первой мировой, парижский авангард делает смелый шаг за океан, в Америку.

Лекция 4
Париж 1920-х. «Возвращение к порядку» или «Безумные годы»

Потрясения мировой войны лишили привлекательности строгий и непримиримый авангард и выдвинули на первый план традицию; правда, теперь она стала гибкой, свободной и открытой. Бури «нового искусства» уходили в историю, и послевоенное поколение коллекционеров собирало уже не по воле эмоции, но с благородной целью создания фундаментальных музеев. Художники, вслед за Пабло Пикассо, наперебой возвращались к классическим мотивам, а столица Франции продолжала принимать сотни талантов со всего мира. Интернациональное сообщество Парижской школы стало благодатной средой для рождения новых арт-мифов, подогреваемой растущим рынком, множеством новых галерей и тысячами состоятельных клиентов, стекавшихся во Францию.

Лекция 5
Дада и сюрреализм. Антиискуство от эпатажа до рынка.

Абсурд и кажущаяся бессмысленность акций дадаистов тоже стали ответом на всеевропейскую бойню 1914-1918 годов. Но в их эпатирующих и необъяснимых действах проходили проверку новые художественные принципы: дадаизму удалось стать подлинно международным явлением в разорванном войной мире. Объединившись в Париже, дадаисты попали в орбиту нового движения — сюрреализма, балансировавшего на неописуемой грани между фрейдизмом и марксизмом. Строгость его лидера Андре Бретона с лихвой компенсировалась свободолюбивыми художниками-сюрреалистами, а появление в их кругу Сальвадора Дали полностью изменило и без того непростую ситуацию. К началу 1930-х сюрреализм стал модным увлечением коллекционеров, а вскоре — даже объектом изучения музеев.

Авторский курс ведет:

Петухов Алексей Валерьевич — кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор коллекции нового французского искусства.

А.В. Петухов является специалистом по живописи Франции второй половины XIX - начала XX вв., изобразительному и декоративно-прикладному искусству Европы и Америки 1910-1930-х годов и стилю арт-деко в архитектуре. А.В. Петухов был куратором знаковых выставок ГМИИ им. Пушкина в своем направлении. Кроме того, он является постоянным участником конференций и автором книг и статей в научных журналах.

Поделиться: