Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Арт-путешествие

«Старинные вещи в современном интерьере, BRAFA 2014»

Автор - Виктор Владимирович Музыка

Брюссель 24-29 января 2014 года

 24 января.

 Мы вылетаем из Москвы в 11 утра и прилетаем в Брюссель по местному времени в 11. Впереди ждет очень насыщенный арт-событиями день. Группа в эту поездку собралась из 7 человек, все слушатели из разных групп, поэтому первым событием стало знакомство друг с другом. Далее, после размещения в отеле нас ждет вип прием BRAFA и ужин.

Традиционно мы живем в отеле Hotel Le Dixseptième, расположенном в историческом центре Брюсселя, с прекрасным внутренним убранством. В 17-м веке в здании отеля находилась резиденция испанского посла, в тот период здесь были сооружены величественная дубовая лестница и мраморный камин. Отель гордится своим присутствием в книге о лучших пансионах и отелях класса люкс "Bruxelles Chambres d'hôtes et Hôtels de charme", более того – фото отеля Le Dixseptième «открывают» этот сборник.

Обратите внимание, гостиничные номера названы именами великих художников, таких как Куртанс, Босх, Ван Эйк, Брейгель, Йорданс, Рубенс, а дизайн номеров, в свою очередь, отображает творческий стиль каждого художника.

В этот раз некоторых членов нашей группы разместили в лучших номерах отеля: номер «Рубенс» и номер «Навез», расположенные на первом этаже и по главной лестнице.

Номер «Навез» Номер «Рубенс»

Вечером первого дня нам предстоял вип прием на BRAFA. Благодаря Екатерине Лимонад де Рошамбо, официальному представителю мы получили карты уважаемых гостей BRAFA, которые дали нам возможность посетить пред показ и без очередей попасть в лучшие арт-музеи Брюсселя.

Каталог такой крупной арт ярмарки носит не только рекламный характер но и описывает последние тренды арт продаж и некоммерческие проекты, которые должны служить положительному имиджу ярмарки. Помимо каталога на Ярмарке распространяется специальное, приуроченное, интервью с президентом BRAFA.
   C директором BRAFA Beatrix Bourdon.На фото: И.А. Колосова , Beatrix Bourdon, Е. Лимонад де Рошамбо, В.В. Музыка, Е.Н.Шаркова
Хозяином первого же стенда, при входе на Ярмарку, является президент BRAFA Harold t’Kint de Roodenbeke. Его галерея Harold t’Kint de Roodenbeke представляет старинную и модернистскую живопись и графику. Галерея была создана в 1995 году и специализируется на бельгийских и зарубежных авторах ХХ века. По разнообразным и выдающимся полотнам, собранным в галерее, можно проследить эволюцию европейской живописи от импрессионизма до абстрактного искусства.
Галерея Harold t’Kint de Roodenbeke  

Вечером мы посетили офис Jan De Maere.

Как и полагается в традиционном понимании Брюссельца, где присутствует непременный дефицит места в ширину, офис и галерея Jan De Maere развиваются в вертикаль, обрастая новыми и новыми скрипучими старинными лестницами вверх.

 

Вход в галерею Jan De Maere

 На первом этаже расположена галерея. Но мы большую часть времени провели на втором этаже, где также выставлены работы на продажу. Соотношение цены- качества справедливое. Но, к сожалению, рассматривать работы не хватало времени, так как Ян улетал кататься на лыжах, а мы хотели осмотреть весь его офис.
На лестнице в галерее Jan De Maere  

Jan издал уникальный трехтомник “The Illustrated Dictionary of XVIIth century Flemish Painters” (Иллюстрированный Словарь фламандских Живописцев века XVII века) и является признанным экспертом в этой области.                                                         

Jan написал удивительную диссертацию по теме «Сonnoisseurship – art perception and the brain» (понимание - художественное восприятие и мозг), единственную в своем роде, где нейробиология дает понимание в функционировании мозга и в исключительной физиологии, вызванной шедевром. В своем исследовании он использовал сканер головного мозга при показах испытуемым шедевров старых мастеров.  Недостатка в подлинниках Jan не испытывает, так как уже родился в семье, которая долгие годы собирала искусство. Он доказывает по вспышкам в нейронных сетях наличие особого эстетического центра головного мозга, который существует у всего человечества и может быть развит при определенном усердии для знаточеско-интуитивного определения шедевров. 

На данный момент Prof. dr. Jan De Maere преподает в пост дипломной программе «Сonnoisseurship» (знаток, специалист в области искусства) в Vrije Universiteit Brussel (Брюссельском свободном университете). 
Рабочий стол Маэстро  

Несколько этажей маленьких комнат с коробками в которых строго систематизированы все накопленные материалы об искусстве. В офисе постоянно работают несколько человек.

В этой галерее мы встретились с Simon Hewitt. Он историк искусства и журналист в области художественного рынка с 1985 года, окончил Оксфорд.В один из дней в рамках Ярмарки BRAFA он проводил мастер-класс - расследование происхождения недавно обнаруженного произведения Леонардо - Portrait of Bianca Sforza (1482/3-96), незаконной дочери Людовико Иля Моро, Герцога Милана – созданный для Sforziada, одной из самых роскошных книг по истории Ренессанса. В теме лекции: Как Леонардо оказывался замешанным в иллюстрирование Sforziada? Почему книга теперь в польской Национальной Библиотеке в Варшаве и что делает Sforziada 'Книгой Гибели'?
   Simon Hewitt

25 января

На следующее утро мы отправляемся во второй раз на BRAFA, теперь уже послушать Сурию Садекову, которая рассказывает нам о французких галереях, представленных на BRAFA 2014, о специфике данной ярмаки по отношению к подобным во Франции и к TEFAF. Мы получили бесценные коментарии от Сурии. Узнали, что на разных по статусу ярмарках галерее могут предствавлять различные предметы. Например так поступает галерея Галерея BERES.

На Ярмарке, среди художников второго ряда надо искать качество, а не имя и это видно по этой галерее…

 … На март 2014 г. запланирована продажа в Париже частной коллекции Феликса Маркильака (Félix Marcilhac)  «Шедевры декоративного искусства 20-го века»: 11-12 марта Sotheby's, в сотрудничестве с Artcurial, имеют честь предложить для продажи Частную коллекцию великого дилера, эксперта, историка искусства и пионера Ар-нуво Феликса Маркильака.

 

… Galerie Michel Descours (Lyon) представляет вещи не первых имен но хорошего качества и сохранности. Что бы это оценить надо иметь наметанный глаз и знание, даже музеи покупают у владельца этой галереи.

К Сурие было много вопросов, поскольку мы ведь совсем бедно представляем историю ведущих европейских галерей! А ведь одной из важных вех провенанса для художественного произведения является строка о том, в какой галерее оно преобретено - это увеличивает стоимость произведения.
Произведения Севрского фарфора престижны для любого коллекционера керамики. Выставляемые на аукционах изделия из Севрского фарфора почти всегда являются раритетами и стоят очень дорого. В этом году на BRAFA  Sèvres Porzellan выставил новые современные имена - интересное сочетание: антикварный бренд на антикварной ярмарке продает современных художников по стеклу и фарфору.

 

 Девушки разных возрастов в нашей группе оказались легкими на подъем! Кроме того, вдохновленные ранней вылазкой на блошку на Саблоне и разочаровавшись невозможностью покупки антикварных сувениров на BRAFA, мы стремительно меняем маршрут и на второй день, после обеда, оказываемся в антикварной деревушке Харлеке под Брюсселем. Здесь несколько ангаров со старьем, новоделами и антиквариатом. И с очень привлекательными ценами…

Просто: Яна Катерина и Маша на BRAFA на vip-приеме тестируют брюссельские сладости  
Виктор Владимирович активно изучал все антикварные музыкальные инструменты, попадавшие ему на ходу. Ирина Александровна с хозяином антикварной торговли
Многие девочки посоветовавшись с Екатериной купили какие-то вазочки и стаканчики…

Екатерина Шаркова - начальник отдела реставрации керамики ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря,и конечно же мы с замиранием следим за всеми ее комментариями, связанными с фарфором…


 
А вечером мы ужинали в знаменитом гастрономическом проекте Belga Queen. Это ресторан полностью оправдывает свое название: Запах денег.

Восторженные отзывы от ресторана еще свяны со знаменытым туалетом  …)))

26 января

В третий день мы посетили один из Королевских музеев Брюсселя (Royal Museums of Fine Arts) - Oldmasters Museum. В этом музее Виктор Владимирович Музыка уделил особое внимание в рассказе о старых мастерах теме взаимовлияния фламандского примитивизма и итальянского ренессанса.

В.В. Музыка О СТАТУСЕ пропорций и построения художественной перспективы в далекие 15-16 века В.В. Музыка о влиянии Босха на некоторые работы Брейгеля и,  в связи с ними, об эстетическом наслаждении разглядывания живописи.
Ни Виктора Владимировича, ни студенток было просто не вытащить из музея и мы решили вернуться в последний день, потому как не успели посмотреть ни Рубенса, ни 17 век.
Далее мы побывали на BRAFA в третий раз. В это последнее посещение,  мы смотрели вещи на некоторых стендах. Виктор Владимирович Музыка обращал наше внимание на соотношение цены и возможных скрытых реставраций или подмены деталей. Например, передние ножки у этого кресла…
Мы обсуждали то, почему только данная ваза Гале является вазой Галле, а остальные, по тем или иным причинам, сомнительно соответствуют своему этикетажу.
Также мы отметили галерею из Цюриха Kunstberatung, а хозяином ее оказался Андриан Мельников, который на фото сидит к нам спиной с Эвелиной Хомченко. У Андриана не менее прекрасная галерея в особняке и в Москве.

27 января

Очень-очень холодный день и сырой. Мы подготовлены, казалось бы, хорошо (низкие каблуки и зонты), но, оказывается, без шапок и перчаток не обойтись! В этот день нас ждала обзорная пешеходная экскурсия по Королевской площади. В 1998 году площадь занесли в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждые два года Гран-плас накрывают цветочным  ковром, который изображает разные символы и события.
Не долго мы выдержали пронзительность брюссельского холода и, благо что знаменитое кафе напротив писающего мальчика, в это время приняло нас глитвейном и коньяком. Здесь мы, сидя у огня, продолжили внимательно вслушиваться в информацию о достопримечательностях, окружающих нас.
Кроме работ старых мастеров, Брюссель - город модерна. Мы направляемся в сохранившиеся интерьры частного дома семьи банкира Ван Бюрена.
     
Банкир поддерживал художественную жизнь страны и "баловался" сам - свой дом и мебель в нем, например, он спроектировал отчасти сам.

      

 

 Знаменитый лабиринт, который приснился жене Ван Бюрена - Алисе Пьетт.
  Вечером мы посетили концерт в Королевской Консерватории Брюсселя. В программе вечера были  редкие произведения сыновей  Иоганна Себастьяна Баха. Мы прослушали концерт для флейты с оркестром одного из сыновей Баха Карла Филиппе Эммануэля, где партию соло исполняла знаменитая европейская флейтистка Anne Freitag.

  

28 января

Знаменитая светлая мебель Орта

Сегодня целый день модерна!

Также в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2009 внесен Дворец Стокле, построенный между 1905 и 1911 году австрийским архитектор Йозеф Хоффманном , одним из основателей Венского Сецессиона.Среди достижений Брюсселя четыре городских особняка Орты, которые были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году под общим названием «Основные городские особняки архитектора Виктора Орта». Это Отель-Тассель (отель – кисточка), Отель-Сольве, Отель-ван-Этвельде, а также собственный дом-мастерская  Орта .

С утра у нас аудиенция в доме-мастерской Орта. Кроме нас в музее никого нет. Виктор Владимирович Музыка может наконец-то говорить громко и эмоционально о соединении декоративности и функциональности в модерне, о гении Орта!

 Взгляд с мансардного этажа: тайны золотого сечения и алхимии математики…

Так как группа у нас была дружная и мобильная, то после дома-мастерской Орта мы успели заглянуть в Музей Музыки. Посетить его решено в основном из-за того, что само здание из металла знаменито на весь мир, а на крыше расположено прекрасное кафе для романтических путешественников и любителей обозревать город с высоты птичьего полета.
Вид из окна кафе в музее музыки, один из золотых шпилей Брюсселя.  
Затем, после ланча, мы отправились по фешенебельным районам Брюсселя ознакомиться с архитектурой фасадов в стиле модерна и нам еле хватило 3 часов!! Этих фасадов целые улицы! Здесь можно гулять задрав голову ни один день, особенно у Икселовских прудов, правда с «погодной» оговоркой: гулять хотя бы с ранней весны…
    Maison Cauchie на улице Rue des Francs.

В самом центре фасада, Cauchie оставил надпись "Par Nous - Pour Nous" (Мы - Для Нас). Дом был спроектирован, с самого начала, как совместная работа, предназначенная исключительно для частного использования.

 

Дом банкира и собирателя произведений искусства А. Стоклё - самое характерное произведение Хоффманна-архитектора, прозванного «дощатым» и «квадратным» за стиль прямых линий, квадратов, окружностей и «шахматной клетки». Он известен как лучший ученик Отто Вагнера и организатор «Венских Мастерских». Дом Стоклё называют «музеем Сецессионизма», воплотившим в своем образе стиль геометрического течения Модерна.
 Hannon House  
В этом великолепном замке, построенном Жюлем Брюнфо в 1903, размещается центр Contretype, который посвящен выставкам фотографии. Сегодня, как и прежде, можно восхищатся экстраординарной гармонией мрамора, мозаик, витража и древесины.
  Lake Street, 6. Любимая: вилла, построенная Леоном Delune в 1904 году, знаменитым также  игрой вокруг имени: полная луна, полумесяц или серп …

Вокруг Ixelles Ponds (пруды Иксель) на улицах расположены здания с фасадами в стиле модерн зданий. Самое главное: Blérot (42-46 Rue Bellevue), Monastère (30 Rue Bellevue), Vilain XIIII (7-11 Rue Bellevue), Delune (6 Rue Du Lac) и Балле (2-12, 18-28, 32. Rue Du Lac)

Также на Quartier Louise, есть еще чем полюбоваться: Отель Solvay (224 Avenue Louise), гостиница кисточкой (6 Rue Янсон), Maison Ciamberlani (48 Rue Defacqz), и дом Hankar (71 Rue Defacqz).

Около дома La Maison Saint Cyr, созданного Гюставом Стровеном в 1901-1903гг. для художника Жоржа Сен-Сира. Стиль этого дома иногда называют барочным модерном.

29 января

Bozar - Дворец изящных искусств, построенный в стиле модерн.

Центр изобразительных искусств в Брюсселе, где находятся концертные залы и выставочные площадки, где проходят художественные события из области музыки, театра, кино и изобразительного искусства. Мы посетили его в последний день, поскольку это был первый день представительной выставки «ZURBARÁN - Master of Spain's Golden Age» (Zurbaran - Мастер Золотого Века Испании). Франсиско де Сурбаран был одним из самых важных живописцев испанского Барокко, рядом с Веласкесом и Мурилло. Впервые, обзор его художественых работ представляется в Бельгии.

Виктор Владимирович причащал нас к эстетике внимательного разглядывания.

 

А после обеда мы со специальным гидом осмотрели живопись только что открывшегося музея Musée Fin-de-Siècle, одного из Королевских музеев изящных искусств Бельгии. Но на шедевры Галле, Лалика и Мажореля времени у нас не хватило!

Работы Désiré and Henri Muller, созданные для  Val Saint Lambert.

 Вот такими аппетитными фотографиями хотелось бы закончить отчет о поездке…