Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

Искусно покупать искусство

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Поделиться:
Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Искусство и православие», «Оценка движимых культурных ценностей»

Арт-путешествие

«Сокровища Габсбургов и Мир Фаберже»

Автор – Татьяна Николаевна Мунтян

Вена 10-15 мая 2014 г. (5 ночей)

 Арт-путешествие в Вену проходило под руководством эксперта, хранителя коллекции Фаберже в Оружейной палате, удостоенной награды Мемориального фонда Фаберже - Ордена К. Фаберже, Татьяны Николаевны Мунтян (автора монографий и статей: «Великие ювелиры России: Фаберже. Сокровища Оружейной палаты», «Фаберже. Пасхальные подарки», «Шедевры Фаберже из собрания фонда «Связь времен») и организатора поездки, учредителя Института Ирины Александровны Колосовой.

 Цель поездки: не только познакомиться с произведениями ДПИ и памятниками архитектуры барокко и модерна, но и закрепить и применить знания по атрибуции и экспертизе ювелирных изделий, полученные на занятиях в Институте.

 В предвкушении «царского приема», который сулит Вена каждому своему гостю, мы приземлились в аэропорту Швехат (Schwechat) и отправились в легендарный отель «Астория» (Hotel Astoria), построенный в 1912 году на знаменитой улице Кертнерштрассе (KärntnerStraße) в самом центре австрийской столицы.

 Наша программа началась с посещения знаменитого венского антикварного (вернее, блошиного) рынка на улице Нашмаркт (Naschmarkt). Здесь можно было не только полюбоваться старинными вещами, но и применить навыки экспресс экспертизы, полученные в Институте. Наметанный глаз начинающих экспертов позволил распознать подлинные предметы старины, заслуживающие внимание искусствоведов. Мы знали, что каждая такая ярмарка богата на совершенно поразительные истории о том, как «один господин » обнаружил здесь артефакт, который не только перевернул всю его жизнь, но и открыл новую страницу в истории атрибуции антиквариата.

                               

Каждый из нас был  уже готов обнаружить на Блошке что-то такое, что позволило бы ему сразу перейти на уровень экспертов мирового уровня, но мы здорово проголодались и решили на какое-то время предпочесть славу рыбному ланчу в павильоне "CityFish" на улице Нашмаркт (Naschmarkt) . Там мы не только показывали друг другу антикварные сувениры, приобретенные на Блошке, но и поднимали бокалы с горьковатым и пряным Аперолом(Áperol) за наши будущие находки и открытия. 

              

Но главным событием этого дня стало посещение самого значительного в Центральной Европе и одного из ведущих в мире аукционного дома Доротеум (Dorotheum), существующего с 1707 года.

                                

     В Доротеуме на  предаукционных выставках предметов декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов, выполненных в югендстиле, у нас была уникальная возможность получить профессиональный комментарий эксперта по ювелирному искусству. Наиболее важные рекомендации по атрибуции и подлинности изделий из серебра и золота мы получили у русской витрины. 

                                

Первый день путешествия был завершен в одном из атмосферных ресторанов Вены Do&Co, где наша группа наслаждалась традиционными австрийскими деликатесами, любуясь прекрасным видом на город.

                 

   Следующий день нашего арт-путешествия оказался еще более насыщенным.  Историко-художественный музей Вены распахнул свои двери в марте 2013 года после завершения реконструкции, начавшейся в 2002 году. Богатейшую коллекцию музея мы посетили чуть позже, а в этот день нам посчастливилось побывать в Кунсткамере (KunsthistorischesMuseum) на уникальной выставке «Мир Фаберже», приуроченной к открытию музея. Более ста шестидесяти великолепных произведений ювелирного искусства из коллекции Музеев Московского Кремля и Минералогического музея А.Е. Ферсмана дали нам возможность получить полное представление об искусстве Карла Фаберже и его современников - царских ювелиров и серебряников Карла Бланка,  Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова и других мастеров. С выставкой нас познакомил ее куратор со стороны Австрии, директор отделения декоративно-прикладного искусства KunsthistorischesMuseum Паулус Райнер. На пресс-конференции он особо отметил, что работы представляют то время, когда «очень многое произошло в истории за очень короткий период» и когда «развитие технологий оказало огромное влияние на формы искусства».

                                

   Экспозиция выставки была продумана таким образом, чтобы вписать экспонаты не только в историю отечественного ювелирного искусства, но и в историю российской императорской семьи. На выставке демонстрировались как эксклюзивные изделия, созданные по заказам августейших особ, так и предметы для широкого круга покупателей.

Например, крайне редко в музее экспонируется записная книжка с иллюстрациями ювелирных изделий императора Николая II, в которую монарх записывал все дорогие семейные подарки. В ней на 41 листе выполнены 305 акварельных рисунков мужских ювелирных украшений, принадлежащих императору. Очень выразительные рисунки дают исчерпывающее представление о предмете. Даты получения подарков от близких людей связаны с праздниками и памятными событиями в жизни императора Николая II: днем его рождения, именинами, днями помолвки и свадьбы, днем коронации, крестинами и по случаю больших христианских праздников - Пасхи и Рождества. Николай II зарисовывал драгоценные вещицы в течение двадцати пяти лет: с 1 января 1889 года по 1913 год, хотя в книжке были отражены также подарки, полученные еще в детстве и юности.

                                  

Записная книжка Николая II(с рисунками ювелирных украшений) Россия, 1889-1913 г.

Бумага, картон, кожа, акварель, белила, графитный карандаш, твореное золото, чернила. Музей Московского Кремля.

На этот же день была запланирована экскурсия по Аукционному дому Кински, где нас встретил шампанским директор по связям с общественностью. Она представила нашей группе  печатную продукцию об аукционе и о самом барочном дворце, в котором расположился Аукционный дом Кински. Мы получили подробную информацию об истории здания и аукционного дома, а также о топ-лотах торгов. 

 

                                

                                

Барочное великолепие дворца Аукционного дома Кински

Музейным экспертом для нас была  организована специальная экскурсия по выставке европейской живописи 19-20 века.

                                

Татьяна Николаевна любит Оскара Кокошку   Ирина Александровна любит Сиси            

 Мы очередной раз убедились в справедливости утверждения, что Вена – это «город дворцов» или «город-дворец», когда на третий день нашего арт-тура посетили зимнюю резиденцию Габсбургов  Хофбург (Hofburg), которую еще называют «город в городе» - в Ховбурге насчитывается 2600 залов и комнат. Хофбург  - это исторический центр Вены. Хофбург строился как средневековый замок («хоф» и «бург» — императорский двор, готовый к обороне) и был обнесен крепостной стеной, выполнявшей оборонительную функцию. Стена была частично разрушена  во время войны с Наполеоном,  но окончательно стену снесли  только в 1857 году. Многие поколения Габсбургов жили внутри городских стен, не выходя за их пределы, и даже хоронили своих близких  внутри города, рядом с собором св. Стефана. Естественно, что городская стена ограничивала развитие города. Дворец строился, постоянно перестраивался, расширялся и рос вместе с могуществом Габсбургов. Резиденция императора находилась в этом дворце до 1918 года. Сейчас в здании дворца размещается официальная резиденция президента Австрии.

В путешествие по дворцу-городу мы отправились в сопровождении Паулюса Райнера, директора отделения декоративно-прикладного искусства Кунсткамеры (KunsthistorischesMuseum).  Паулюс начал свой рассказ с истории правления династии Габсбургов и рассказал нам историю императорских регалий.

                                

Последний император Священной Римской империи германской нации и первый император Австрии Франц II вынужден был изменить порядок престолонаследия в ответ на принятие Наполеоном титула императора. В отличие от Священной Римской империи, правители которой избирались коллегией  курфюрстов, титул австрийского императора отныне стал наследоваться по мужской линии. Император Франц II выбрал в качестве главного императорского символа власти новоиспеченной Австрийской империи венец, изготовленный для императора Рудольфа II в 17 веке.

                                

Корона Рудольфа II, позднее ставшая короной австрийских императоров.

Ян Вермейен (1606). Золото, эмаль, бриллианты, рубины, сапфиры, жемчуг, бархат.

Особого внимания также заслуживает еще один шедевр ювелирного искусства -  корона Карла Великого. По сложности символической концепции эта корона превосходит многие известные венцы. Восьмиугольная форма короны символизирует Небесный Иерусалим; выполненные эмалью сцены из Ветхого и Нового Завета с изображением Царей Давида, Езекии, Соломона и Христа на троне, а также надписи на них символизируют господство и добродетели императора; крест символизирует христианскую веру; выложенная жемчугом надпись на дуге   –  («ChonradusDelGratiaRomanoru(m) ImperatorAug(ustus)») – «Конрад Божиею Милостью Император Римлян»)  –  служит указанием на то, что власть императора исходит от Бога.

           

Император Карл Великий в этой короне. Альбрехт Дюрер, около 1512 г. Холст, масло. 209х119,5 см.

Нас потрясли атрибуты сакральной власти императоров Священной Римской Империи. Её правители, призванные продолжить традиции Римской империи, считали, что сам Владыка небесный утвердил за ними верховную власть – отсюда пошло наименование империи Священная. Правитель империи, в которой церкви отводилась особая роль, избирался коллегией семи императорских курфюрстов. Состав коллегии и порядок избрания правителя регламентировала Золотая булла: архиепископы Майнцский, Кельнский и Трирский, король Чехии, маркграф Саксонский, пфальцграф Рейнский и герцог Браденбургский избирали германского короля, на голову которого несколько позже папа римский возлагал императорскую корону.

                                

Императорский крест служил не только символом императорской власти, но и своего рода священным сосудом, в котором мог хранится обломок Креста Господня или наконечник Священного копья.

Мы решили сфотографироваться у этой реликвии, т.к. она важна для истории Европы.

Другой важнейший исторический знак могущества и доблести - Орден золотого руна - рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским в 1430 году  в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Этот династический орден - одна из самых древних и почётных наград Европы. Его можно увидеть на портретах многих известных людей прошлого.  Однако статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской). Награждать испанской ветвью имеет право король Испании, а австрийской — потомок Габсбургов.  В наши дни этим орденом   награждены 50 наших современников. Шейный орденский знак представляет собой подвеску или кулон в виде Золотого руна (то есть изображения овечьей шкуры), перехваченный «поясом», который крепится к орденской цепи. Подвешивается головой вправо к центральному звену цепи. Орденская цепь состоит из перемежающихся золотых звеньев двух типов: первого — в виде кресал (связанных инициалов — букв «В») и второго — в виде кремня в облаке искр (овал чёрной эмали с каплеобразными точками белой эмали и язычками искр). Используется в особо торжественных случаях.

                                

Более древний вариант ордена: знак крепится непосредственно к центральному звену-огниву (1435-1465)(на фото слева). Potence (латное ожерелье, горже) Герольда ордена Золотого руна(справа на фото).

                                

На  портретах Антуана Бургундского (слева) и Филиппа Доброго (справа) кисти Рогира ван дер Вейдена  (1399/1400-1464) изображен орден Золотого Руна.

  В замке Хофбург мы осмотрели еще три экспозиции: императорскую коллекцию серебра с роскошными столовыми сервизами, позолоченными подсвечниками, огромными вазами и белоснежными скатертями, которые  дают примерное представление о размахе и шике монарших приемов.

   Но Австрия гордится не только дворцами и роскошными регалиями императорской власти - классические венские десерты – вот что привлекает в Вену подлинных ценителей национальной кухни. Вот почему мы не могли не посетить элитную кондитерскую Дэмель (Demel), имеющую свою богатую историю. В 1778 году на окраине Вены открылся небольшой магазинчик с леденцами и засахаренными орехами.  В 1857 году магазин сладостей был  выкуплен помощником управляющего Кристофом Дэмелем, который вместе с сыновьями основал пекарню и кофейню. При Дэмеле кондитерская укрепила своё положение и получила признание. После смерти предприятие перешло к сыновьям Дэмеля Йозефу и Карлу. В 1874 году кондитерская получила статус поставщика императорского двора, чему способствовало расположение кондитерской в непосредственной близости к Хофбургу. По особым случаям для балов и празднеств в кондитерской Дэмеля для обслуживания двора даже арендовали персонал и оборудование. Кондитерская поддерживала свой статус, быстро осваивая новейшие кондитерские технологии из Парижа.

В 1888 году после реконструкции площади Дэмель был вынужден переехать на улицу  Кольмаркт. Интерьеры из красного дерева с зеркалами на новом месте были выполнены в стиле неорококо. Постоянными посетителями Дэмеля стали члены венского королевского двора. 

                                

Насладившись австрийскими десертами, мы отправились на променад по Вене. Мы прогулялись по центральной площади героев – Хельденплац (Heldenplatz). Хельденплац является внешней дворцовой площадью резиденции Хофбург. Площадь была построена при императоре Франце Иосифе в рамках проекта колоссального Императорского форума (Kaiserforum) на древнеримский манер, который так и не был построен. Площадь использовалась для проведения военных парадов и стала немым свидетелем многих знаковых событий, которые повлияли на ход европейской истории. Так, например, на площади 15 марта 1938 года выступал Адольф Гитлер, провозгласивший  с балкона Нового замка аншлюс Австрии и Третьего рейха. В 2008 году на площади Хельденплац было проведено мероприятие памяти жертв фашистского режима, приуроченное к 70-летию аншлюса, где было зажжено 80 тысяч свечей.

     Мы также посетили прекрасных липицианов – белоснежных танцующих лошадей, которые содержатся в помещении конюшенного корпуса прямо во дворце. В Вене буквально все носит эпитет венская: опера, кофейни, лес, шницель, сосиски, кофе. И лишь Испанская школа верховой езды выбивается из этого ряда. Все дело в том, что школа состоит из лошадей породы липициан, выведенной из испанских, арабских и итальянских скакунов. Официально Испанская школа верховой езды существует с 1572 года. Роскошный манеж, в котором выступают липицианы, был построен Фишером фон Эрлахом в зимней резиденции Габсбургов - дворце Хофбург. Сегодня липицианов заводят на Пиберском государственном заводе в Штирии. В возрасте трех лет жеребцов отправляют в Вену, где белоснежные красавцы проходят дрессировку, чтобы  впоследствии очаровывать публику в красочных  представлениях, которые проходят в Зимнем манеже. Обучение липицианов продолжается не менее пяти лет, причем каждый жеребец имеет «личного» берейтора, который и обучает своего питомца и выступает с ним.

                                

В ходе реставрационных работ, завершившихся в 2008 году, в аркадах первого этажа Конюшенного корпуса были оборудованы новые просторные стойла. Теперь их любопытные обитатели могут выглядывать во двор.

    Прогуливаясь по улицам и площадям Вены, мы не уставали отмечать архитектурное изящество города.  Если барочные  архитектурные ансамбли, дворцы и дома в стиле классицизма напоминают произведения венского кондитерского искусства, то здания, выполненные в знаменитом стиле Венского модерна, кажутся каравеллами открывателей новых земель. Они величественны в своей лаконичности и неброском изяществе. Наше воображение потрясла изысканная архитектура Венского Сецессиона (Wiener Secession/Sezession),  на  фронтоне которого золотыми буквами написаны слова художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода».  Словом Сецессион (от лат. secessio — отделение, обособление) в искусстве обозначают разрыв группы художников с художественным направлением, считающимся ими несовременным в эпоху модерна. Фактически речь идёт о разрыве с художественным рынком, где господствовали официальные союзы художников и их жюри, и отказе от государственной поддержки. Сецессионы были тесно связаны с югендстилем.  Вот почему в Австрии и  в Венгрии «сецессион»  стал синонимом югендстиля.

                                

     Венский сецессион был основан 3 апреля 1897 года Густавом КлимтомАльфредом Роллером и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве. 

     В 1898 году  Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile) недалеко от площади Карлсплац (Karlsplatz) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt) был возведён выставочный павильон, который также называют «Сецессионом». Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Здание на площади Карлплац стало постоянным местом проведения выставок группы. Первая выставка Венского Сецессиона состоялась в 1898 году. К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты. Особую известность получила 14 выставка Сецессиона в 1902 году, которая была посвящена Людвигу ван Бетховену. Выставка была организована Йозефом Хофманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, которую окружали «Бетховенский фриз» Климта.

    Отличительным элементом стиля Венский модерн являются орнаменты, которые используются, прежде всего, во внешнем оформлении зданий. Благородный вид зданиям придает мрамор, стекло, плитка, металлические аппликации, разноцветная лепнина или позолота. Мы  посмотрели и другие здания, выполненные в стиле Венского модерна. Поражает своими эстетическими и практическими свойствами глазурованная майолика фирмы Винербергер (Wienerberger), украшающая фасад  Доходного дома с майоликой (Majolikahaus) (дом №40), который был построен на улице Винцайле (Wienzeile) в 1898 году Отто Вагнером неподалеку от Нашмаркета.

                             

                                              Барельефы львов на фризе  Дома с майоликой

Вся улица Винцайле, которую украшают дома, построенные Отто Вагнером, создают этому уголку Вены свой неповторимый облик. Каждый из домов Вагнера и его учеников свидетельствовал об окончательном падении историзма: Фасад дома №38 по левой стороне Винцайле выложен золотыми орнаментами Коломана Мозера. Дом №3 был построен в 1899 году, и в нем некоторое время жил сам Вагнер. Выделяются на фоне городского ландшафта  и Музей музыки (Haus der musik ) на улице Винцайле и церковь больницы Штайнхоф (Kirche Am Steinhof), тоже построенная по проекту Отто Вагнера. Церковь Ам-Штайнхоф, также называемая церковь Святого Леопольда, расположена в Вене на холме Штайнхоф при психиатрической больнице и считается одной из самых интересных среди церквей в стиле модерн в мире. Оформлением церкви занимались Коломан Мозер (витражи), Отмар Шимковиц (скульптуры ангелов)и Рихард Лукша.

   Идея построить клинику для душевнобольных появилась в начале 20 века в связи с большой популярностью психоанализа и лечения психических расстройств в Вене. При клинике Ам-Штайнхоф было решено возвести церковь, которую освятили в честь Святого Леопольда. Она была построена на холме высотой в 310 метров в 1907 году. Отто Вагнер создал церковь в своем фирменном стиле: голубой цвет, позолота, кованые элементы. По периметру расположены фигуры святых, среди которых есть фигура Святого Леопольда, держащего в руке миниатюрную копию самой церкви. Говорят, что на этой копии можно разглядеть и фигурку Святого Леопольда.

Интерьер церкви создавался с учетом того, что прихожане - это психически нездоровые люди. Поэтому внутри церкви, рассчитанной на 800 молящихся, нет острых углов, а алтарь отделен от зала. Вход в церковь отдельный для мужчин и женщин, а скамьи разделены под разные категории больных. В храме предусмотрены служебные выходы для экстренной эвакуации больных при необходимости.

             

Отдав дань Вене эпохи модерна мы пришли к дому, который унаследовал черты стиля арт нуово – Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus) — жилой дом, построенный  Фриденсрайхом Хундертвассером в 19831986 годах совместно с архитектором Йозефом Кравиной. Здание  отличается «холмистой» этажностью, крыша покрыта почвой с кустарниками и травой, а внутри некоторых комнат-ниш высажены деревья. Это здание напоминает корабль из романа Г.Маркеса «Сто лет одиночества», который каким-то чудом оказался в джунглях, вдали от моря.

                                                               

Мы насладились архитектурой - «музыкой в камне». Пришло время наслаждаться самой музыкой. Вена – столица Музыки. Всем известны ее симфонические оркестры, концерты и балы. А Венская опера - одна из ведущих в Европе, и мы не могли не посетить это традиционное место встречи аристократии, богемы и богатых буржуа. Мы отправились на концертное представление оперы Винченцо Беллини «Норма». «Норма» - синтез классицизма и зарождающегося романтизма - считается шедевром итальянского бельканто 19 века. Самыми известными исполнителями партии Нормы были в числе прочих Монсеррат Кабалье, Джоан Сазерленд и Мария Каллас. Мы получили огромное удовольствие от концерта и атмосферы праздника, царившего в Венской опере.

                                

Новый день нашего увлекательного арт-путешествия начался с визита в Садовый дворец князя Лихтенштейна.  Здесь хранится художественное собрание Лихтенштейнов, входящее в десятку самых крупных частных коллекций в мире. Это династическая коллекция, начало которой было положено в 14 веке. В ней представлены основные полотна Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Лукаса Кранаха Старшего, Франса Хальса, Рафаэля. Ценной частью коллекции является графика, итальянская бронза 16 - 17-го века, предметы мебели, фарфор, гобелены и изделия из слоновой кости, некогда украшавшие замки и дворцы семьи. Нам посчастливилось получить редкие каталоги экспозиции. Особое внимание заслуживает каталог “Princely treasures”, в котором представлена история коллекции  в контексте истории династии Лихтенштейнов с публикацией их прижизненных портретов. Каждый представитель этой семьи становился патроном коллекции и расширял ее.

                                    

                                

Примечательно, что в этой коллекции за все 600 лет ее существования не было значительных утрат. Когда какие-нибудь работы уходили из коллекции, то на их место приходили равноценные произведения искусства. Главный урон коллекции был нанесен во время Второй мировой войны, однако она быстро восстановилась. В показе участвуют 300 работ из 1500, находящихся в коллекции.

В музее коллекции выставлена уникальная позолоченная карета, выполненная в стиле рококо. Созданная для принца Йозефа Венцеля фон Лихтенштейна (1696-1772), карета чудом пережила все события французской революции.

Принц использовал карету, чтобы отпраздновать свое появление в Париже и Версале, а также чтобы привести свою невесту из Пармы в Вену.  В 1764 он в последний раз появился  в этом экипаже в звании прославленного главного комиссара на избрании императора и коронации Иосифа во Франкфурте. 

                                

Портрет принца Йозефа Венцеля фон Лихтенштейн.  Франческо Солимена (ок. 1720)

В Музее Лихтенштейна у нас была редкая возможность восхититься самым дорогим предметом мебели в мире - кабинетным бюро «Бадминтон». Он является образцом уникальной техники «Пьетра Дура» (Pietra Dura). Pietra Dura в переводе с итальянского обозначает «поделочный камень». Эту технику еще называют флорентийской мозаикой, так как она представляет собой  декоративную инкрустацию полудрагоценными камнями и разными породами деревьев. Кабинетное бюро было заказано в 1726 году третьим герцогом Бофорским – Генри Сомерсетом – представителем одной из знаменитых фамилий Британской короны. Заказ был размещен в мебельных мастерских во Флоренции, принадлежащих Великому герцогу Тосканскому. Это были не просто мастерские, это был один из центров мебельного искусства Италии того времени, который уже тогда диктовал моду в мире мебели и изготавливал уникальные изделия.

Бюро изготавливали целых шесть лет. Лишь в 1732 году работа была закончена. Его делали 30 мебельщиков, работавших во Флоренции в Галерее деи лавори (Galeria dei Lavori) под руководством мастера Фоджини. Кстати, флорентийские мастера не смогли больше повторить этот уникальный  предмет мебели.

Кабинетное бюро «Бадминтон»  выполнено из черного дерева, а десять его ящиков - из кедра. Для бюро в качестве инкрустирующего материала были выбраны различные декоративные камни – яшма, малахит, лазурит.  Но на традиционных материалах выбор не ограничился. Для украшения были также использованы кварц, аметист, лазурит и позолоченная бронза.

В верхней части бюро находится позолоченный герб Бофоров. По четырем углам изделия расположились фигуры, символизирующие времена года. Ящики украшены изображениями птиц, листвы, цветов и панелями из различных поделочных материалов и бронзы. Бюро представляет собой массивную конструкцию: почти 4 метра в высоту и 2,3 метра в ширину.

Кабинетное бюро было заказано во время The Grand Tour – «Большого тура» молодого князя Бофорского по Франции и Италии. Без подобного тура образование английской аристократии XVIII века считалось неполным, поэтому это была обязательная процедура. Но только после долгих шести лет заказ прибыл в Англию и был установлен в фамильной резиденции герцогов Бофорских – поместье Бадминтон (Badminton) в графстве Глостершир (Gloucestershire) . Именно название поместья и дало имя знаменитому кабинетному бюро. И не только ему. Название игры «бадминтон» также произошло от названия поместья Бофоров, в котором была сооружена первая площадка для этой игры.

Бюро находилось в поместье Бадминтон вплоть до 1990 года, пока его не решили впервые продать через аукцион Кристи (Christie's). Тогда его продали за более чем 15 млн. долларов. Но новый владелец решил не оставлять бюро у себя надолго и выставил его на аукцион повторно уже в 2004 году и заработал сумму в два раза больше прежней - бюро «Бадминтон» было продано за 36 млн. долларов в Музей князя Лихтенштейна. До сегодняшнего дня оно находится в Садовом дворце Лихтенштейнов.

                                

Кабинетное бюро "Бадминтон", XVIII век.

От придворной роскоши дворцов мы перешли в теплую атмосферу дома известного русского ювелира Василия Коноваленко.Бренд Vasily Konovalenko Art —  международная ювелирная фирма, бутик которой находится в Париже. Всегда приятно заграницей отмечать знаки присутствия русской культуры. Вот и встреча с вдовой Василия Коноваленко, которого называют «вторым Фаберже», в их доме в Вене, позволила испытать нам радость и гордость. Анна Коноваленко прожила в Вене долгую и интересную жизнь. Она поддерживала дружеские отношения с Марком Шагалом и Лилей Брик. 

                                

              

Анна Коноваленко показывает нам знаменитые работы ювелира..

                                   

                                

Увлекательный разговор с этой великой женщиной, неповторимая возможность увидеть своими глазами предметы из её частной коллекции и  ланч с прекрасным австрийским вином, накрытый для нас подругой Анны Коноваленко и ее дочерью, сделали наше путешествие еще более ярким и запоминающимся.

Из уютной атмосферы частной коллекции Анны Коноваленко мы переместились в просторные залы Историко-художественного музея Вены, где познакомились с   шедеврами западноевропейского искусства: картинами Рафаэля, Веласкеса, Вермеера, Рубенса, Рембрандта, Дюрера, Тициана, Тинторетто. Музей обладает крупнейшим в мире собранием картин Брейгеля. 

                                

Начальник отдела учебных программ провела для нас экскурсию по знаменитой коллекции живописи, которая обладает целостностью и имеет свою специфику. По словам австрийского искусствоведа Вольфганга Прохазка: «Задача подытожить общий характер коллекции живописи Музея истории искусств, безусловно, нелегка, хотя и менее сложна по сравнению с подведением итогов других больших коллекций, хранящихся по обе стороны Атлантики: менее сложна потому, что коллекция имеет специфичную  внутреннюю форму и чрезвычайно тесно связана со странами, в которых почти 500 лет правил Дом Габсбургов. Наиболее важные для коллекции картины происходят из Германии, католических Южных Нидерландов и Северной Италии, в то время как Франция, Голландия, Англия и итальянские города-государства позднего Средневековья не охвачены ее диапазоном. Особый статус имеют несколько испанских картин. Великие правители, Габсбурги испытывали любовь ко всему завершенному, совершенному а, значит,  уже прошедшему процесс неуклюжего становления. В коллекции мало работ «ранних» периодов развития стилистических направлений, работ, стремящихся к внутренней завершенности, ни одной картины XIII-XIV вв., полностью проработанные, совершенные, даже несколько декоративные образы, утонченность, непринужденная элегантность без малейшего намека на хвастовство. Сама коллекция воспринимается как декоративное целое. Вкус Габсбургов «благочестив», но без фанатизма, и эротический стимул, возможно, не столь сильный, как у их кузнецов испанцев, играет тут одну из главных ролей. В любом случае, ханжество не было свойственно Габсбургам до не столь давнего времени. Все великие коллекционеры Дома Габсбургов любили ранненидерландскую живопись, Брейгеля, Тициана, Дюрера, а из более поздних периодов – Рубенса и Ван Дейка. До сегодняшнего дня венская коллекция живописи обозначена  маркой их «семейного вкуса», каким бы он ни был тенденциозным». 

                                             

Каждый день путешествия был насыщен познавательными экскурсиями и приятными встречами. Мы очень устали, но научный и творческий энтузиазм Татьяны Николаевны Мунтян все эти дни нас подпитывал, поэтому мы нашли в себе силы еще раз вернуться в Кунсткамеру и посмотреть ее постоянную экспозицию.  Экспозиция, открывшаяся после реставрации в 2013 году, стала новой вехой в истории Кунсткамеры. Для нее были выбраны около 2200 изысканных предметов, размещенных на площади 2700 квадратных метров. Новая концепция венской Кунсткамеры основана на теме «Коллекционеры дома Габсбургов и их собрания».

В музее мы увидели всемирно известную  Saliera(Солонку). Она представляет собой единственную сохранившуюся ювелирную работу Бенвенуто Челлини (1500-15710, одного из самых значительных ювелиров и скульпторов эпохи Ренессанса. Он создал свой шедевр для Франциска I, короля Франции. Это аллегорическое представление мира. Стихии Воды и Огня противостоят друг другу: бога морей Нептуна несут морские кони, рядом находится корабль, а Теллус, римская богиня Земли, восседает на слоне, сбоку от нее видна миниатюрная триумфальная арка. Символизируя стихию Огня, у ног Теллус стоит саламандра, смотря вверх на нее. Четыре дующих толстощеких путти на цоколе обозначают ветра и, таким образом, четвертую стихию – Воздух, а также страны света. Кроме того, на пьедестале изображены олицетворения времен суток. Пьедестал из эбенового дерева стоит на деревянных роликах: передвигая солонку, король, как властелин, потрясает весь мир. Этот предмет не был  бы настоящим экспонатом Кунсткамеры, если бы он при этом не имел практического назначения, присущего столовому прибору: в кораблике Нептуна есть место для соли и, откинув крышу триумфальной арки на шарнирах, туда можно насыпать перец.

                                

БенвенутоЧеллини

Сальера, 1543

Saliera

Золото, эмаль. Высота: 26

Музей истории искусств, Вена

 

Конечно, мы не могли оставить без внимания и один из самых роскошных экспонатов Кунсткамеры - столовый сервиз герцога Карла Александра Лотарингского  (1755) (авторы: Петер Йозеф Фонсон и Якоб ван дер Донк,).

В ресторанчике «Zuden 3 hucken», расположенном рядом с маленьким антикварным магазином,  у нас был прощальный ужин,  так как на следующий день нас собиралась покинуть Татьяна Николаевна.

                                

                                

Татьяна Николаевна уехала, и мы «осиротели», но нас ждало увлекательное искусствоведческое погружение в историю венского мебельного дизайна.  В Музее прикладного и современного искусства представлены экспонаты, начиная с эпохи Средних веков и до наших дней: изделия из стекла и фарфора, серебра и текстиля, мебель. Нас встретил хранитель фондов мебели этого музея и провел с нами занятие, рассказав об истории венского дизайна.

         

Мы узнали, что на развитие венского искусства оказали большое влияние художественные идеи шотландского архитектора и мастера Чарльз Ренни Макинтоша (1868-1928). Это секретарское бюро было представлено в 1902 году, как часть «Rose Boudoir» на Первой международной выставке современного декоративно-прикладного искусства в Турине и приобретено Фрицом Ваерндорфером для его дома в Вене.  Декоративные панели на дверях внутренних и наружных поверхностей, а также на задней внутренней стенке были сделаны женой художника Маргарет Макдональд Макинтош. Они демонстрировали «плачущие розы»  и женские фигуры с розовыми цветками.

                            

Для первой выставки Сецессиона в 1900 году, основная идея которой состояла в том. чтобы покончить с различием между изобразительным и прикладным искусством, известный архитектор Мозер представил свою оригинальную мебель. Его шведский стол рассматривался как новаторский и знаковый образец венского мебельного стиля.

Гуляя по музею, мы очень устали, но на знаменитых венских стульях сидеть не разрешалось.

                                

Наше внимание привлек знаменитый экспонат музея - позолоченный эскиз фриза для дворца Стокле в Брюсселе работы Густава Климта.

                

                                                              Ирина Александровна Колосова,

                                                                     учредитель  Института Арт Бизнеса и Антиквариата

После экскурсии мы зашли в кафе Figlmueller, в котором попробовали настоящий венский шницель. Они здесь очень большие и очень вкусные. Рядом с кафе находился антикварный  магазин, куда мы с удовольствием заглянули.

            

Мы использовали каждую минуту, каждый час нашего арт-тура, чтобы впитать атмосферу загородных резиденций австрийских императоров. И на этот раз мы устремились в Бельведер несмотря на то, что в  этот день на улице был сильный ветер и дождь. Однако погода не смогла испортить впечатление от осмотра завораживающего своей красотой дворца и коллекции картин. В музее запрещено фотографировать, но мы все-таки не удержались и нарушили правила.

                                

                                

Вечером мы поужинали в ресторане Sofitel, откуда открывается прекрасный вид на город. Нам не хотелось покидать Вену и этот ресторан,  и  мы ушли из этого уютного места, когда уже стемнело.

        

На следующий  день нас ждала выездная экскурсия  во дворец  Шёнбрунн (Schonburn), основную летнюю резиденцию австрийских императоров династии Габсбургов и одну из крупнейших построек австрийского барокко архитектора Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха. Мы оказались в величественных императорских покоях и прошли по дивно украшенным залам дворца. 

        

В этот день мы ужинали в знаменитом кафе CaféResidenz, где можно увидеть, как делается настоящий венский штрудель, и полакомились этим изысканным десертом.

                                

                                

Последним штрихом нашего путешествия стала картинная галерея Альбертина (Albertina). Международную  известность музею принесло  уникальное собрание гравюр и рисунков старых мастеров.  Из прекрасного каталога выставки Дюрера мы узнали, что  собрал эту коллекцию  Дюк Альберт, младший сын Фредерика-Августа, польского короля. В настоящее время в экспозиции музея представлены работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Питера Пауля Рубенса, Оскара Кокошки, Рембрандта, Альбрехта Дюрера, Густава Климта, Эгона Шиле, Сезанна и Раушенберга.

Покидая  Вену  -  город, которому покровительствуют все музы искусства – мы  испытывали смешанные чувства: с одной стороны нам казалось, что мы посмотрели практически все, что стоит увидеть в Вене, но с другой – возникло желание вернуться сюда после окончания Института, чтобы еще раз убедиться в том, что полнота Знания создает полноту Впечатления.