Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

Искусно покупать искусство

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Поделиться:
Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Искусство и православие», «Оценка движимых культурных ценностей»

< Назад

Неаполь

Специальным сюрпризом нашего арт-путешествия, который выхватил нас из ритма вечного города, стала однодневная поездка в Неаполь. Главной целью визита в Неаполь было посещение музея Capodimonte.  В стенах музея хранится большое количество шедевров живописи. Учитывая это, странно было наблюдать пустые залы королевского дворца.

Дворец Бурбонов был построен по приказу Карла VII, короля Неаполя и Сицилии, по проекту архитектора Джованни Антонио Медрано. По замыслу короля одной из первоначальных целей постройки было размещение коллекции пармских герцогов Фарнезе, которая попала в Неаполь после брака  Изабеллы Фарнезе с отцом Карла VII, испанским королем Филиппом V.

Одна из жемчужин коллекции  музея – «Распятие» Мазаччо.

 

В коллекции музея находятся произведения таких известных художников как Микеланджело, Тициан, Питер Брейгель Старший, Боттичелли, Пармиджанино, Мазаччо и друх великих мастеров.

 

Вадим Анатольевич  патетично рассказывает о  знаменитых тициановских портретах Папы Павла III.  

В музее собраны шедевры Тициана:  «Даная», «Мария Магдалена» и «Портрет молодой девушки».

 

Вадим Анатольевич указывает на картину «Слепые»  Питера Брейгеля Старшего, рассказывая о сложном сюжете безысходности человечества, во главе которого идёт слепой калека. С технической точки зрения работа выполнена очень редким материалом на подобии гуаши.

 

У работы А. Карраччи «Геркулес на распутье».  Аллегорический сюжет, изображающий колебания античного героя между двумя жизненными судьбами — Добродетелью, путем трудным, но ведущим к славе, и Пороком, путем, на первый взгляд легким и полным привлекательности. Выражение «Геркулес на распутье» применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями, одно из которых явно является правильным, зато второе — приятным.

В залах музея сохранились интерьер времен  неаполитанских королей.

   

Фрагмент фарфоровой комнаты дворца Неаполитанских королей. В оформление этой комнаты использовался фарфор местной королевской фабрики Real Fabbrica di Porcellana di Capodimonte, основанной Королем Неаполя Карло де Бурбоне в 1743  г. В оформлении комнаты причудливо переплетаются диковинные птицы и животные, цветочные гирлянды и фрукты. Мастера фабрики создавали фарфоровую скульптуру и пластику – персонажей итальянской комедии, мифологических героев и древнегреческих богов.

 

Francesco Pagano «Polittico di san Michele», дворец Capodimonte

 

Само же раннее неаполитанское искусство, по словам Вадима Анатольевича – «вещь в себе» (плохо изучена, не понятно по какой причине), потому как шедеврально. Вот несколько работ, отмеченных нами в музее:

 

Niccolò di Tommaso «Cв. Антоний со святыми», дворец Capodimonte.

 

 

Неизвестный мастер «Мадонна Смирение», дворец Capodimonte         

Cesare Magni копия картины

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»

  

Joos van Cleve «Поклонение волхвов», дворец Capodimonte

 

Bernardino di Betto detto il Pinturicchio  и его мастерская «Вознесении Марии», дворец Capodimonte.

 

Girolamo Mazzola Bedoli «Благовещение», дворец Capodimonte.

 

Luigi Rodriguez «Святая Троица со Св. Giovanni Battista и Francesco d'Assisi», дворец Capodimonte.

 

Фламандский мастер  «Иисус и Иоанн», дворец Capodimonte.

 

 

Неизвестный художник «Михаил Архангел со Св. Girolomo и Св. Giacomo della Marca», дворец Capodimonte.

 

А за стенами музея, на лужайке отдыхают горожане.  В  то время как  залы пустуют, парк не знает недостатка в посетителях. Музей расположен на вершине горы, и кажется, что стальные птицы пролетаю совсем рядом.

 

Побывав в Неаполе, понимаешь, что это город контрастов, между ослепительной роскошью и небрежностью  жизни приморского города.

 

Прогуливаясь по улочкам, наблюдаем вереницы белья на веревках.


В Неаполе мы посетили главный собор города Duomo, где находится одна из важных достопримечательностей - капелла святого Януария. Капелла богато украшена фресками Доменикино, Дж. Ланфранко, Х. де Риберы и скульптурами, из которых выделяется бюст Св. Януария работы трёх французских мастеров из золота и серебра, украшенный пышными одеждами и драгоценностями.

 

 

В крипте хранится основная реликвия собора, известная со времён средневековья - сосуд с кровью Св. Януария. Когда реликвию дважды в год демонстрируют верующим (в первую субботу мая и 19 сентября), кровь необъяснимым образом закипает, занимая собой весь сосуд.

 

В сокровищнице собора находится уникальный экспонат - величественная митра епископа, украшенная 3964 бриллиантами, рубинами и изумрудами и предназначенная венчать бюст святого во время торжественной процессии в День Святого Януария. Митра, которую никогда не надевали живые епископы, она изначально была сделана для того, чтобы венчать бюст святого Януария во время праздничной процессии.

Закончить прекрасный день в Неаполе мы решили ужином в ресторане Reginella. Мы не только отведали настоящую неаополитанскую пиццу, в городе где ее впервые начали готовить, но и полюбоваться прекрасным видом вулкана  Везувий.

 

 

В Неаполь с  нами путешествовала талантливый коллекционер древностей и старых мастеров Римма.

 


Гастрономические впечатления

Путешествие по Италии невозможно представить без гастрономических впечатлений и открытий. Каждый день наши  обеды и ужины проходили в римских тратториях и ресторанах, где мы  пробовали традиционную римскую кухню. Старались совместить радость вкуса и радость созерцания: один из наших вечеров был проведен в ресторане с видом на легендарный Везувий, другой  - на Колизей. И даже выпить чашечку кофе хотелось с римским шиком.

Наверное, еще никогда чашка  кофе не была так полна эстетических  наслаждений. На террасе атмосферного кафе в мастерской ученика Кановы.

Вид на Колизей, открывающимся с террасы ресторана «Aroma» в Palazzo Manfredi.

Palazzo Manfredi - редкая жемчужина элегантности и гостеприимства в уникальном историческом месте. Из окон и террасы взору открывается потрясающий вид на Колизей, " Золотой дом" (Domus Aurea) и на Императорские Форумы.

   

Ужин в первом рыбном ресторане в Риме «La Rosetta», открытом в  1966 году. Сегодня – это  место встречи  любителей морских деликатесов и устриц.
Кухню ресторана возглавляет шеф-повар Массимо Риччиоли. Традиции и мастерство передались ему по наследству от отца Кармело Риччиоли – пионера своего дела и основателя ресторана «La Rosetta».

   

Традиционные для итальянской кухни артишоки в старейшей траттории «Antonio», основанной в 1934 году между Пантеоном и фонтаном Треви. В обстановке типичной римской таверны, простая и очень вкусная еда, из продуктов привезенными местными фермерами.

 

   

Посетили ресторан «Sicilianbocca», в которой ужинали с семьей коллекционеров. В Буфете выбрали закуски antipasti сицилийской кухни из свежих морепродуктов и рыбы, а главное блюдо -  двухкилограммовая  рыба в тесте.

   

А в этой маленькой остерии мы образовали очередь своим приходом.

 

Обед в итальянском ресторане   напротив французского посольства. В меню нам рекомендовали римские каннеллони в томате или сливочном соусе, а в карте вин наша главный сомелье Яна выбрала  franciacorta.

Типичный римский ресторан, где мы попробовали оссобуко (итал. osso buco).  Традиционное блюдо итальянской кухни, представляющее собою тушёную телячью голяшку. Оссобуко означает буквально «полая кость» (от итал. osso — «кость» и buco — «дыра»), поскольку кость вместе с мозгом являются составной частью блюда. Ужин был дополнен  вином  Valpolicella  богатым тонинами.

В ресторане "Dal Bolognese" в меню традиционной кухня болоньезе - Bollito misto, Fritto alla bolognese с овощами и мясом, crema dolce с яблоками. Некоторое время этот ресторан был любимым местом художников, политических деятелей, журналистов и бизнесменов. Заведение, на наш взгляд, скорее для снобов.


Атрибуционные признаки, характерные работы

Вадим Анатольевич делился с нами своим бесценным опытом, рассказывая о различных атрибуционных признаках, связанных с качественными особенностями материалов. К примеру, работы, написанные на медных листах, отличаются особой яркостью красок.

 

 

В галерее Памфили эксперт отметил картину Яна Брейгеля Старшего «Мадонна с младенцем и животными». Этот почти фарфоровый блеск обусловлен тем, что работа написана на медном листе. Соответственно на таких работах нет кракелюра. Картины, написанные на холстах, часто могут быть покрыты кракелюрами, особенно те, которым больше двух сотен лет.

В Памфили оценивали сохранность  красочного слоя, и какие факторы могли повлиять на образование кракелюра.  

Также неоднократно встречали картины, на плоскости холста которых были швы, свидетельствующие о том, что холст был предварительно соединен из нескольких частей.

 

Во дворце Памфили Вадим Анатольевич рассказывает о происхождении швов на картине.


 

Анализ работ, оставшихся незаконченными, позволяет получить ценные подробности  технологии письма художника. Вадим Анатольевич рассказывал о картине Леонардо да Винчи, на примере этой композиции из Пинакотеки Ватикана: художник сделал на загрунтованной доске подготовительный рисунок, сначала карандашом, потом кистью. Затем шла очередь светотеневой разработки и тональной гаммы, обратили внимание на ту часть композиции, где расположен  пейзаж – там колорит холоднее. По мнению эксперта, это не моделло (не эскиз), это имприматур.

 

 Незаконченная картина Леонардо да Винчи  демонстрирует порядок работы над   произведением – живописный слой накладывается от темного  к светлому.

 

Выбор гостиницы был обусловлен не только  комфортом, но и расположением. Отель расположен в здании на Piazza de la Minerva около  базилики  Santa Maria sopra Minerva,  рядом - знаменитый Пантеон, всего в 5 минутах ходьбы - Piazza Navona и  знаменитый фонтана Trevi.

   

 

В центре площади обелиск Минервы.  Обелиск обнаружили после раскопок  на Марсовом поле и в 1667 году установили на площади перед церковью Santa Maria sopra Minerva на  симпатичном базаменте, слонике, который выполнил Эрколе Феррата по рисунку Бернини.



В Риме в гостях у Риммы

Наряду  с изучением коллекций музеев нам выпала уникальная возможность познакомиться с частной римской коллекцией  в гостях у коллекционеров, в чьем собрании работы музейного значения!

 

 

Работа немецкого мастера XVI в. "Лукреция", выполнена  на доске.

 

 Pietro Novelli  "San Giovane Battista". 

Хозяйка дома гостеприимно встретила нас и устроила  обед в   итальянском духе. В этом доме все дышит невероятной эстетикой и красотой. И даже угощение было подано в антикварной посуде.

 

 

Настоящая домашняя лазанья, тирамису в серебряной посуде, вино из виноделен друзей хозяев дома – удивительно теплый прием.

Два маэстро: коллекционер и эксперт Садков Вадим Анатольевич

 

Хозяева дома рассказали нам о своей коллекции, демонстрируя любимые старинные предметы.

   

Каждый занят своим делом: дегустация сыров, «дегустация» гемм и камей.

   

Подарок на память – Римма подписывает каталог своей коллекции.

< Назад