Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

Искусно покупать искусство

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Поделиться:
Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей»

Арт-путешествие
«История роскоши и роскошь Истории. Флоренция»

Атмосфера предметного мира Возрождения с Мариной Георгиевной Пивень

22 – 26 января (4 ночи)

Контакты: +7 916 500-57-37

Оставить заявку

Флоренция

В поездке вы совместите знакомство с шедеврами изобразительного искусства из крупнейших музеев с изучением истории их создания и владения. Программой запланировано посещение и небольших музеев, созданных на основе частных собраний XIX- начала XX вв. Осматривая коллекции в интерьерах эпохи Возрождения, вы познакомитесь с убранством домов горожан, увидите антикварную мебель, оружие, керамику, гобелены.

Поездка предполагает «погружение» в историческую эпоху, знакомство с повседневной культурой и обычаями жителей Флоренции. Группу сопровождает историк искусства, специалист по интерьерам и предметам обстановки эпохи Возрождения.

Посещение достопримечательностей запланировано исходя из их территориального расположения. Каждый поход в музей будет дополнен знакомством с памятниками архитектуры и монументальной скульптуры.


Группу сопровождает Марина Георгиевна Пивень — эксперт, которая посвятила свою жизнь изучению эпохи Возрождения. В 2011 году она защитила диссертацию по теме «Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов Раннего итальянского Возрождения». Марина Георгиевна хочет поделиться своими знаниями о предметах декоративно-прикладного искусства. Член Российской Академии художеств, в настоящее время она читает курсы на кафедре Теории и истории искусства ФИИ РГГУ. В своих лекциях Марина Георгиевна затрагивает такие темы, как характерные черты искусства Возрождения, переход готики в Проторенессанс, европейское декоративно-прикладное искусство Раннего Нового времени.
Марина Георгиевна Пивень

День 1. Флоренция государей и поэтов.

Дуомо Санта Мария дель Фьоре, баптистерий Сан Джованни, Кампанила, Музей собора, Палаццо Медичи-Риккарди, Капелла Медичи в базилике Сан Лоренцо, Дом Данте, Палаццо Питти

Санта Мария дель Фьоре – главный кафедральный собор Флоренции. Это красивейшее сооружение с величественным терракотовым куполом – визитная карточка и самая узнаваемая достопримечательность столицы Тосканы. В музее собора вы узнаете о богатой почти 600 летней истории его строительства, увидите оригинальную скульптуру и элементы отделки.

Кампанила Джотто – колокольня собора, стоит отдельно от него и является одним из ярчайших образцов флорентийской готической архитектуры. С вершины башни открывается захватывающая панорама на весь город и округу.

Баптистерий Сан Джованни рядом с собором Санта Мария дель Фьоре - старейшее здание Флорентийского центра. В его стенах крестили самого Данте Алигьери. На экскурсии вы сможете полюбоваться его невероятно красивыми воротами с южной, восточной и северной стороны, а так же великолепным внутренним убранством, которое гораздо богаче его внешнего облика.

Палаццо Медичи-Риккарди – родовой замок семьи Медичи, первое здание в стиле раннего Ренессанса во Флоренции. По замыслу заказчика Козимо Медичи Старшего палаццо не должен был отличаться излишней роскошью, чтобы не вызывать зависть у других знатных семей города. В результате архитектор Микелоццо ди Бартоломео создал настоящий шедевр простоты и симметрии. Фасад дворца достаточно лаконичен, но в то же время элегантен. Внутреннее убранство поражает красотой, роскошью и величием. Интерьеры дворца наполнены произведениями искусства, собранными Медичи – античными бюстами, римскими саркофагами, фрагментами различных рельефов. Здесь же хранится скульптура «Орфей, усмиряющий Цербера» работы Баччо Бандинелли.

Капелла Медичи в базилике Сан Лоренцо – усыпальница наиболее известных представителей семьи Медичи от Козимо Старшего до Козимо III. Их гробницы украшают статуи работы Микеланджело, стены и пол капеллы отделаны цветным мрамором, лазуритом, перламутром, кораллом и порфиром. До создания Капеллы было принято размещать гробницы в центре помещения, но Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот и разместить их по периметру сооружения.

Дом Данте – музей великого флорентийского поэта располагается в старинном средневековом квартале в центре Флоренции. Его воссоздание началось в 1911 году на волне патриотических настроений, берущих начало еще с объединения Италии. На трех этажах здания разместилась замечательная коллекция артефактов, посвященная жизни и творчеству Данте и его современников. Многие из предметов являются подлинниками эпохи Данте, но к самому поэту и политику, создателю литературного итальянского языка, повлиявшему на жизнь всей Италии и умершему в изгнании, отношения не имеют.

Палаццо Питти – резиденция Великих герцогов Тосканских (Медичи и Габсбургов) и итальянских королей, дворец Питти отличается загадочной и запутанной историей основания. Банкир Лука Питти, близкий друг Козимо Медичи, начал строительство дворца в 1458 году, чтобы превзойти своего друга и покровителя: говорят, Лука приказал строителям сделать окна в палаццо больше, чем сам вход в дворец Медичи. Не до конца ясно, кто являлся главным архитектором здания: велись споры о том, был ли это Филиппо Брунеллески, или же его ученик Лука Франчелли. Сегодня большинство историков сходятся во мнении, что авторство все же принадлежит ученику – хотя бы потому, что Брунеллески умер за 12 лет до начала строительства. Во время объединения Италии в XIX веке Флоренция ненадолго стала столицей Итальянского королевства, и некоторое время дворец стал резиденцией короля Италии Виктора Эммануила II, а его внук в 1919 году национализировал дворец, сделав из него несколько галерей искусств.

Ночной вид на собор и город Купол собора работы архитектора Филиппо Брунеллески – самый большой кирпичный купол в мире, наиболее грандиозное произведение архитектора Роспись Джорджо Вазари внутри купола собора Кампанила Джотто
Фасад украшают копии скульптур Донателло, высота башни – 87,4 метра.
Вид на Флоренцию с кампанилы Баптистерий Сан Джованни
Период постройки - с 1059 по 1129 годы
Купол баптистерия украшает мозаика 13го века Восточные ворота баптистерия — Микеланджело называл их «Вратами рая» Вид на фасад Палаццо Медичи-Риккарди Скульптура «Орфей, усмиряющий Цербера» во внутреннем дворе Палаццо Медичи-Риккарди Палаццо Медичи-Риккарди. Капелла волхвов. Вифлеемская звезда в потолке Интерьер палаццо Медичи-Риккарди Вид на сад палаццо Медичи-Риккарди Микеланджело понадобилось около 15 лет, чтобы закончить заказ от семьи Медичи Статуи «День» и «Ночь» на саркофаге Джулиано Медичи: олицетворение неумолимо текущего времени. Статуя «Ночи» наполнена щемящим сомнением и предчувствием обреченности. Дом выглядит так, как будто застал самого Данте, однако здание было построено лишь в начале XX века. Экспозиция освещает не только жизнь поэта, но и историческую и культурную среду, в которых он жил и творил. Архитектор пошел против модных течений, сделав палаццо суровым и грозным на вид. Палатинская галерея – анфилада прекрасных залов с золотым убранством, в которых представлены картины мастеров эпохи Возрождения Фрески в зале Юпитера авторства Пьетро да Кортона В этом музее находится самое большое собрание картин Рафаэля – их здесь 11 В музее серебра хранятся уникальные сокровища со всей Европы За дворцом расположились сады Боболи – прекрасное произведение садово-паркового искусства

День 2. Флоренция клира.

Монастырь Сан-Марко, Базилика Санто Спирито, Базилика Санта Кроче, Церковь Санта Мария Новелла, Санта Тринита, Санта Мария дель Кармине.

Монастырь Сан-Марко – в числе прочих проектов Козимо Медичи поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео реконструкцию старого здания монастыря Сан-Марко. Основателем династии двигало не только христианское благочестие: на обновленном здании с тех пор красовались гербы и символика Медичи. Современная система водоснабжения и дренажа позволила разбить при монастыре красивый апельсиновый сад. Фрукт был выбран неслучайно – ведь пять багряных шаров на гербе знатной семьи очень напоминают оранжевые плоды на деревьях.

Базилика Санто Спирито – считается одним из чистейшей образцова архитектуры раннего Возрождения во Флоренции. Работа над возведением нового облика храма несколько раз прерывалась из-за нехватки средств: за 12 дней до смерти архитектора Филиппо Брунеллески был построен лишь фундамент базилики, а последняя колонна была установлена через 8 лет после кончины творца. Вопрос о количестве дверей в храме (три или четыре, как у светского сооружения) решался комиссией из 42 человек, в которую входили не только архитекторы, но и простые флорентийцы, имеющие отношение к зодчеству.

Базилика Санта Кроче – крупнейший францисканский храм Италии, в первую очередь знаменитый тем, что здесь захоронены виднейшие флорентийцы – одни имена Галилея, Макиавелли и Микеланджело говорят сами за себя. Прах гениального Данте тоже мог бы покоиться здесь, если бы не одно обстоятельство: жители Равенны, города, где поэт трудился и умер, отказались выдавать прах на его родину под предлогом изгнания Данте из Флоренции. На стенах сооружения красуются изумительные фрески мастера Проторенессанса Джотто, а над алтарем одной из самых грандиозных францисканских церквей работал сам Донателло.

Церковь Санта Мария Новелла – первая базилика во Флоренции, Санта Мария Новелла вскоре превратилась в главную доминиканскую церковь города. Примечательно то, что план строительства был разработан в XIII веке двумя монахами – фра Систо Фьорентино и фра Ристоро Кампи. Двумя столетиями позднее архитектор Леон Баттиста Альберти перестроил фасад церкви, придав ей современный нарядный вид. Именно здесь начинается действие романа Бокаччо «Декамерон» - молодые люди, встретившись в церкви, решают уехать из Флоренции во время чумы.

Санта Тринита - как и многие достопримечательности Флоренции, церковь Санта Тринита может похвастаться древним зданием (время постройки – XIII век) и более современным фасадом, выполненным архитектором Бернардо Буонталенти в стиле маньеризма.

Санта Мария дель Кармине – в сравнении с другими архитектурными сооружениями церковь не выделяется, однако, зайдя внутрь, можно увидеть небывалой красоты фрески. Они появились в начале XIV века по заказу богатого флорентийца Бранкаччи, в честь которого и названа капелла с фресками внутри. Три художника – Мазолино, Мазаччо и Филиппино Липпи – полвека работали над художественными сюжетами.

Сан-Марко стал первым монастырским сооружением, получившим изящные пропорции, характерные для эпохи Возрождения. Сад монастыря Сан-Марко. Когда-то здесь находились тенистые апельсиновые рощи… Кельи и коридоры доминиканского монастыря украшены фресками работы Фра Беато Анджелико и его мастерской. Фасад Базилики Санто-Спирито так и остался необлицованным Во внешнем и внутреннем убранстве поражает скрупулезное отношение к авторскому замыслу, особенно если учесть, что работы велись и после смерти Бруннелески. Базилика Санта-Кроче не утратила своей красоты за восемь веков Базилика Санта-Кроче с высоты птичьего полета Захоронение Галилео Галилея Пустой саркофаг Данте Алигьери На площади Санта Кроче по праздникам играют в старинный Флорентийский футбол… …с очень жесткими правилами Капелла Пацци работы Брунеллески – одна из самых больших капелл Санта Кроче Звезда Давида появилась на фасаде Санта-Кроче во второй половине XIX века, когда мраморной облицовкой собора занимался архитектор-еврей по имени Матас Украшенный черным и белым мрамором фасад… …выглядит совсем непримечательно с другой стороны Распятие Джотто – украшение внутреннего убранства церкви Один из красивейших алтарей Флоренции и Италии Строгость внешнего вида контрастирует с пышной внутренней обстановкой Фрески Доменико Гирландайо в часовне Сассетти Церковь Санта Мария дель Кармине снаружи… …и внутри Сам Леонардо да Винчи вдохновлялся фресками Мазаччо и изучал их

День 3. Флоренция творцов

Оспидале дельи Иноченти, Галерея Академии изящных искусств, Галерея Уфицци

Воспитательный дом – ничто так не подтверждает гуманистические и социальные взгляды флорентийцев эпохи раннего Возрождения, как Приют Невинных на площади Святейшего Благовещения. Созданный Филиппо Брунеллески, Воспитательный дом был призван решить проблему жилищных условий и санитарной обстановки. Под одной крышей были объединены ясли, школа, разного рода мастерские и церковь: новшество этого заведения заключалось в том, что здесь должны были не только лечить, но и растить брошенных детей до восемнадцатилетнего возраста. Примечательно и то, что учреждение приюта было связано с гражданской жизнью города, а не с религиозной, что соответствовало новому, гуманистическому миропониманию.

Галерея академии изящных искусств – не просто музей, в котором можно увидеть самые знаменитые сокровища культуры, особое место среди которых занимает статуя Давида работы Микеланджело. Коллекция лучших образцов искусства задумывалась в качестве учебного пособия для всех художников Европы: основание Академии в XVI в. было тесно связано с тем фактом, что центр культурной жизни Европы стал смещаться во Францию, а лучшие творцы покидали Флоренцию и уезжали в Рим. С целью изменить такое положение вещей и была основана Академия изящных искусств – первое в своем роде учебное заведение, куда бы приезжали учиться художники со всей Европы.

Галерея Уффици – появилась в эпоху наивысшего расцвета Флоренции по воле Великого герцога Тосканского Козимо Медичи. Галерея при постройке задумывалась совсем не как музей. Изначально Козимо хотел соединить в этом здании все административные здания Флоренции, чтобы увековечить в этом грандиозном дворце величие и богатство рода Медичи (даже название с итальянского переводится как «галерея канцелярий»). Постепенно в Уффици были перевезены все художественные произведения из других домой великой династии, а потомки неизменно продолжали пополнять коллекцию. Галерея была открыта простому люду в 1769 году Великим герцогом Тосканским Пьетро Леопольдо I Габсбургом, который считается одним из самых просвещенных правителей Европы.

Горизонтальный фасад принципиально отличался от готических и античных строений более раннего периода. С его сооружения и началась карьера знаменитого Филиппо Брунеллески. Флорентийский младенец из глазурованной глины –символ педиатрии в некоторых странах. Устройство, которое позволяло оставлять детей анонимно: крутящееся горизонтальное колесо относило младенца внутрь здания Всемирно известный художественный музей, хранящий уникальное собрание шедевров изобразительного искусства Собрание произведений в Галерее Академии – одно из самых ценных в Италии. Во времена наполеоновских войны папы Римские, опасаясь за художественное наследие «вечного города», передавали его Академии в качестве «учебных пособий» Статуя Давида – жемчужина коллекции, признанный эталон мужской красоты эпохи Возрождения. Сюда, в Галерею Уффици, «для красоты, для изучения, для удовольствия» были собраны шедевры величайших творцов Италии. Проходя по залам, растворяешься в красоте величайших произведений искусства Венера Ботичелли – один из шедевров, хранящихся в коллекции

День 4. Флоренция граждан

Пьяцца делла Синьория и Палаццо Веккьо, Национальный музей Барджелло, Дом Буонаротти, Палаццо Даванцати, Музей фонда Хорна, музей Стефано Бардини

Пьяцца делла Синьория – во все времена считалась центром политической жизни Флорентийской республики. Она получила свое название за то, что на площади заседало правительство Флоренции, чьей резиденцией являлся палаццо Веккьо – дворец, построенный в XIV веке Арнольфо ди Камбио, мастером Проторенессанса. Свое современное имя дворец приобрел, когда Медичи окончательно переехали в Палаццо Питти, отчего народ с легкой руки окрестил здание Palazzo Vecchio – старым дворцом.

Национальный музей Барджелло – старейшее здание во Флоренции, в Средневековье оно служило резиденцией городского совета, а также местом службы барджелло – должностного лица, призванного охранять порядок в городе во время волнений и бунтов. Первая городская ратуша затем стала казармой и тюрьмой, пока просвещенный герцог из династии Габсбургов, Пьетро Леопольдо I, полностью не отменил смертную казнь в 1786 году. Крепость служила образцом при возведении Палаццо Веккьо. Крепость Барджелло открылась в качестве национального музея в 1865 году, разместив в своих стенах крупнейшую коллекцию скульптур эпохи готики и Возрождения.

Дом Буонарроти является музеем, посвященным, как видно из названия, знаменитому скульптору Микеланджело Буонарроти, в котором он, что примечательно, никогда не жил. Дом находился во владении Микеланджело и его родственников. Даже когда семья Буонарроти прочно обосновалась во Флоренции и сумела купить имение, скульптор постоянно проживал в Риме и вернулся лишь после смерти, так как семья хотела похоронить его на родине. Здесь хранится архив семьи, более 200 рисунков художника и его писем.

Музей старинного флорентийского дома (Палаццо Даванцати) – палаццо Даванцати, возведенный во второй половине XIV века, поначалу принадлежал богатым членам гильдии торговцев шерстью, через некоторое время перейдя к семейству Даванцати, также богатым купцам. В XIX веке дом был выкуплен антикваром Элиа Вольпи, который сохранил дом в его оригинальном виде. Реставрация палаццо стала уникальным и счастливым событием для Вольпи, поскольку во время нее были обнаружены уникальные позднесредневековые росписи; недолго думая, Вольпи решил разместить в палаццо свою коллекцию произведений искусства, которая включала старинную мебель и другие предметы интерьера флорентийского дома.

Музей Фонда Хорна – в конце XIX века английский художник Герберт Хорн приобрел величественный особняк во Флоренции и взялся за его реставрацию, которую удалось закончить лишь после смерти владельца. В особняке разместилась богатейшая коллекция произведений искусств и ремесел, которую Хорн в итоге отдал в дар государству: он стремился воссоздать в особняке обстановку апартаментов ренессансного сеньора, что обусловило наличие в коллекции большого числа предметов быта.

Музей Стефано Бардини – в небольшом музее собрана коллекция наиболее авторитетного итальянского антиквара Стефано Бардини, который, после нескольких лет активной предпринимательской деятельности, решил пожертвовать свою коллекцию городскому муниципалитету Флоренции. Бардини собственноручно перестраивал купленное им здание, чтобы придать бывшей церкви Сан Григорио делла Паче вид палаццо в стиле неоренессанс.

Несмотря на роскошное внутреннее убранство, снаружи дворец выглядит довольно грозно: окна на зубчатой галерее вполне могут выполнять роль бойниц. Величественный фонтан Нептуна украшает площадь Сеньории Вход в палаццо Веккьо украшают копия статуи Давида, а также копия «Геркулеса, победившего Какуса» работы Бачьо Бандинелли. По замыслу оформителей эти скульптуры должны были вдохновлять правителей города по пути в Палаццо Веккьо. Зал пятисот – построенный по приказу монаха Савонаролы, который после изгнания Медичи реформировал управление республикой по венецианскому образцу. В 94-метровой башне Арнольфо находится каморка, в которую перед казнью помещали политических узников. Именно в ней провел свои последние дни Джироламо Савонарола. Снаружи музей Барджелло – настоящая крепость Лестница и внутренний двор поражают суровостью... ...Тогда как внутри здание полно изящных статуй Ранние барельефы Микеланджело: «Мадонна у лестницы»... ...и «Битва кентавров» В музее воссоздана обстановка типичного богатого флорентийского дома эпохи Возрождения. При взгляде на интерьер хочется родиться в Средневековье в богатой флорентийской семье Музей Хорна обставлен таким образом, чтобы создать впечатление пребывания внутри частного дома. Лучшее в коллекции – резные поделки из слоновой кости и мебели, сделанной флорентийскими мастерами. После огромных дворцов музей подкупает своей камерностью и уютом: ко всем экспонатам можно спокойно подойти и посмотреть Музей Стефано Бардини – отличное место, чтобы провести там дождливый день, неторопливо осматривая залы

День 5. (если хватит времени)

Музей Фредерика Стибберта, поездка во Фьезоле

Музей Фредерика Стибберта – ещё одно собрание древностей, коллекция богача и мецената Фредерика Стибберта. Основа коллекции – средневековое вооружение, причем не только латы европейских рыцарей, но и доспехи японских самураев. На то, что Стибберт являлся поклонником Востока, указывают и коллекция японских вееров. Чего только не найдешь у этого знатного собирателя: здесь хранятся и коронационная мантия Наполеона, и оттоманский шлем XVI века…

Фьезоле – пригород Флоренции, основанный в IX веке до нашей эры, был известен еще с ранних времен: именно здесь находилась школа авгуров, в которую каждый год отправлялись 20 юношей-римлян, чтобы изучать искусство предсказаний. В эпоху Раннего Средневековья Фьезоле обладал влиянием, сопоставимым с флорентийским, пока флорентийцы не захватили его в начале XII века: город был разграблен, а богатейшие семьи Флоренции построили на холмах Фьезоле свои летние резиденции.

Стоимость

Программа без проживания €1 000

Входит: вся программа, трансферы, билеты в музеи и на выставки

Не входит: авиабилет, виза, питание и другое

Поделиться:

Оставить заявку

Арт-путешествие «История роскоши и роскошь Истории. Флоренция»