Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост-релиз мастер-класса "Время как искусство.Старинные французские часы"

В лабиринтах времени. Французские часы ХVIII-ХIХ вв.

Лекция Института Арт Бизнеса и Антиквариата в Государственном Историческом музее.

Особенности атрибуции  старинных французских часов студенты Института Арт Бизнеса и Антиквариата изучали в Государственном Историческом Музее в последний день января. Антонова Светлана Евгеньевна, директор антикварного салона «На Патриарших», вице-президент Международной Конфедерации антикваров и арт-дилеров,  любезно согласилась показать часть своей коллекции антикварных часов в рамках экспозиции и раскрыть часть профессиональных секретов, ответив на многочисленные вопросы.

 

Довольно редкое явление – ручной завод старинных часов – смогли увидеть студенты Института Арт Бизнеса и Антиквариата. Светлана Евгеньевна поделилась накопленным многолетним опытом и рекомендациями по поводу хранения, перевозки этих хрупких произведений искусства.

Представленная коллекция демонстрирует разнообразие и оригинальность художественных композиций, материалов и техник изготовления. Более того, она позволяет вспомнить художественные стили и античную мифологию, проследить исторические перемены Франции, полюбоваться архитектурой готических соборов или даже мысленно подняться на воздушном шаре или покачаться на палубе-паруснике, созерцая фантазийные модели часов индустриального дизайна эпохи научно-технической и промышленной революции ХVIII-ХIХ вв.

Безусловной жемчужиной выставки являются  дворцовые часы «День и Ночь», где скульптурные изображения, выполненные по моделям Микеланджело Буанаротти,  вызывает истинное восхищение.

Под чутким руководством Антоновой Светланы Евгеньевны студенты Института раскрывали секреты мастеров работы с бронзой и даже научились различать «сахарное» золочение бронзы от «огневого».

В изысканном сочетании техник и материалов французы были настоящими мастерами, при этом многообразие сюжетов, диктуемое историческими периодами, позволяет более точно подходить к вопросу датировки произведения.

Так на смену аллегорическим сюжетам барокко и рококо и темам Изобилия и Процветания, Времени и Любви в образах Церерры, Амура приходит период часов в виде архитектурных сооружений: обелисков, стел и пирамид, прославлявших военные победы французской армии и важные государственные события конца 18 –начала 19 века. Целая линия часов в эпоху ампира посвящена торжественным, монументально-героическим композициям, насыщенным военными трофеями, образами героев Древнего Рима (Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря и др.)

Невозможно не отметить, что Франция ХVIII-ХIХ вв. была законодательницей стиля. В представленной коллекции встречаются часы «Минин и Пожарский» по эскизу И. П. Мартоса в исполнении прославленного парижского бронзовщика П.Ф. Томира. Русский промышленник и меценат Н.Н. Демидов заказывал Томиру несколько часов и среди них часы «Минин и Пожарский» - символ национального патриотизма. Этот сюжет пользовался большой популярностью среди представителей русской аристократии и не раз воспроизводился впоследствии.

Во время лекции студенты смогли узнать, какое влияние эпоха Просвещения оказало на часовое искусство. Как стремление высших и средних слоев французского общества к образованию и науке проявилось в модели  часов «Библиотека». Увлечение средневековьем в 1830-е гг. и выход романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» нашло свое отражение в часах в виде - порталов готических соборов. А не меньшее удивление вызывают  часы с обнаженным механизмом – часы-скелетоны, ставшие ответом на интерес к изучению устройств.

Промышленная революция, которая положила свое начало в Британии и охватила в 19 веке всю Европу, не могла пройти стороной  и часовое производство. В 1860-1890 гг. появляется модель индустриальных часов. В коллекции встречаются часы паровой молот, часы–паровоз, часы-дирижабль, но больше всего моделей было связано с темой парового  двигателя.

В конструкции подобного дизайна встречаются элементы приводимые в движение либо самим часовым устройством, либо автономным механизмом. В некоторые модели даже встроены измерительные приборы: барометр, термометр, компас и др. При этом, чем сложнее механизм, тем больше внимания уделяется регулярному осмотру каждого экспоната, который обычно проводится ни реже, чем один раз  в год.

На выставке экспонируются около 100 часов за более чем столетний период истории французского часового производства с 1770-х до 1900-х гг., а объединение собрания Исторического музея и частных коллекций позволило максимальное широкое подойти к изучению представленного периода.

 

Антонова Светлана Евгеньевна в окружении студентов института Арт Бизнеса и Антиквариата на фоне своих любимых часов.