Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Хроника жизни М.К.Тенишевой

(Вступительная статья к каталогу выставки «Княгиня М.К.Тенишева в зеркале Серебряного века»)

1858 год, 20 мая (1 июня) – в Санкт-Петербурге в семье коллежского секретаря Клавдия Стефановича Пятковского и Марии Александровны Пятковской родилась будущая княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.

Детские и отроческие годы Мария Клавдиевна провела в доме отчима – Морица Петровича фон Дизена, бывшего, вероятно, состоятельным человеком. Ему принадлежали дома в Петербурге и Москве. Отношения с матерью никогда не были близкими. Тенишева вспоминала, что жила «постоянно с натянутым вниманием, чтобы только не навлечь на себя неудовольствия, удары и самые строгие наказания». Все это сказалось на характере девушки, сделав его легко ранимым и замкнутым. Об одной из особенностей ее личности, привносившей сложность в отношения с людьми, Репин писал ей в 1899 году: «У Вас есть одна странность в характере – Вы не можете простить». Сиротливое чувство ребенка, не знавшего родного отца и лишенного материнской ласки, детские мечты о другой, счастливой и благополучной жизни, желание вырваться из домашней «тюрьмы» и при этом – сильный, волевой характер, постепенно сформировали ее деятельную натуру. Именно здесь кроются истоки мифов о ее происхождении, которые не опротестовывались самой Тенишевой – от неубедительных предположений, что ее настоящим отцом был император Александр П, до скрывавшейся истинной даты рождения. Впрочем, мифотворчество непременным шлейфом тянулось за выдающимися женщинами разных эпох.

1869 год – поступает в только что открывшуюся гимназию М.П.Спешневой и М.Д.Дурново. Это была первая в России женская гимназия, где обучение велось по программам мужских реальных училищ. До этого получала домашнее образование.

1876 год – выходит замуж за правоведа Р.Н. Николаевв. Первый брак Тенишевой был неудачным, главной причиной чего явилась непримиримая разница двух натур.

1877 год – рождение дочери Марии Рафаиловны, будущей баронессы фон дер Остен-Сакен

1881-1882 годы – уход из дома и отъезд в Париж, где она поступает в вокальную школу М.Маркези. В Париже живет с дочерью и служанкой Лизой Грабкиной (верная служанка Лиза останется с ней до конца дней). Наконец-то Мария Клавдиевна попадает в близкую ее душе среду.

Портрет будущей княгини впервые пишет художник – К.Маковский. Возможно, это акварельный портрет работы неизвестного художника, фотокопия которого хранится в Смоленском музее. В пользу такого предположения говорит и близкая Маковскому манера живописи, и возраст изображенной.

В школе Маркези Мария Клавдиевна встречается с Антоном Рубинштейном и Шарлем Гуно, тогда же знакомится с русской актрисой М.Г.Савиной и И.С.Тургеневым.

1883 год – весной впервые приезжает в Талашкино, имение свое подруги детства Киту - Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской. Этому предшествовала их неожиданная и судьбоносная встреча, состоявшаяся в тяжелый период душевных переживаний после возвращения из Парижа. Скромная, но типично русская природа, с холмами и перелесками, с просторными полями и заливными лугами, обновляла ее душу, «возвращала надежды, любовь к жизни».

В том же году, осенью, она вместе со Святополк-Четвертинской и благодаря ее помощи возвращается в Париж для продолжения занятий в школе Маркези. Обе подруги самостоятельно изучают историю искусства, посещают музеи. В Лувре Мария Клавдиевна встречается с художником-копиистом Жильбером, берет у него уроки рисования. К этому же времени относится начало ее увлечения древними эмалями.

1887 год – открытие талашкинского сельскохозяйственного училища для крестьянских детей. Это начинание Святополк-Четвертинской стало истоком будущей просветительской деятельности Тенишевой, целью которой было не только дать крестьянским детям начальное образование, но повлиять на их жизнь в целом, научить новым приемам хозяйствования, обучить ремеслам. Впоследствии в школе важное место стали занимать уроки эстетики и художественного образования. В просвещении народа Тенишева видела залог будущего процветания России.

1888 год – через певца Ф.П. Комиссаржевского знакомится с К.С.Станиславским. Принимает участие в одной из его первых постановок – спектакле «Баловень» в театре «Парадиз».

Берет уроки акварели у Н.А.Гоголинского.

Поступает в класс рисования Училища барона Штиглица

1891 год – знакомится с И.Е.Репиным - вместе со своей подругой Н.Б.Нордман-Северовой, которая впоследствии стала женой художника.

В том же году впервые встречается с Александром Николаевичем Бенуа. Это произошло благодаря Альберу Бенуа, с которым Тенишеву связывал интерес к акварельному искусству. Позже Тенишева финансировала поездку Альбера Бенуа по России и Востоку, включив в свою коллекцию его акварели этого периода.

1892 год – 20 апреля Мария Клавдиевна выходит замуж за крупнейшего русского предпринимателя и ученого, впоследствии – основателя знаменитого Тенишевского училища в Петербурге, князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Став княгиней, получив социальный статус, о котором она, несомненно, мечтала, и который открывал перед ней огромные возможности, она решает употребить его не на личное процветание, а на служение русской культуре. Переехав в Бежицу, где располагался Брянский рельсопрокатный завод, которым руководил муж, Тенишева начинает активно заниматься просветительской и меценатской деятельностью. Этому во многом способствовали огромные капиталы Тенишева. Широко образованный, умнейший князь заработал свое состояние самостоятельно, начав карьеру простым служащим с жалованием в 50 рублей и затем удачно связав свою деятельность со строительством железных дорог. Но помимо этого, Тенишев получил международное признание как ученый-социолог, автор многочисленных научных трудов. Сторонник эволюционного развития человечества и противник революционных мер, он активно интересовался политикой. В Париже учредил премию за лучшее сочинение о народных волнениях ХУ1-Х1Х веков. Невозможно переоценить его роль в отечественной этнографии. В своем петербургском доме он основал этнографическое бюро и разработал программу сбора этнографических сведений, что позволило ему объединить деятельных людей в 23 губерниях для сбора ценнейших материалов. Князь, несогласный с социальной политикой правительства и находившийся под негласным надзором полиции, мечтал о том времени, когда «над русской землей взойдет свободная заря». Далекая от политики и осмысления социальных проблем, Тенишева видела свою «роль в том, чтобы поощрять таланты». Ситуация была парадоксальной: две талантливые и деятельные натуры, посвятившие свои жизни России и ее процветанию, почти не находили в жизни точек соприкосновения. Князь не любил художников, его раздражало всякое проявление «богемности». Не любил старины, считал никчемным коллекционирование, относя его к разряду «баловства». Почти единственное, что объединяло Тенишева с горячо любимой женой – просветительство и любовь к музыке. Талантливый музыкант, виолончелист, он дружил со многими музыкантами.

Зимой 1892 года, благодаря мужу, Тенишева знакомится с П.И.Чайковским. На вечере в петербургском доме Тенишевых на Английской набережной, устроенном в честь композитора, она решилась исполнить его романсы. Восторженный Чайковский кинулся к роялю, и сам стал ей аккомпанировать. Вечер пролетел незаметно, и композитор, увлеченный пением Тенишевой, опоздал на репетицию своей «Иоланты», ради которой прибыл в Петербург.

1893 год – 22 июля, в день равноапостольной Марии Магдалины (именины Марии Клавдиевны), приобретено у Святополк-Четвертинской имение Талашкино. Оно записывается на имя Тенишевой. Впоследствии этот день праздновался как «именины Талашкина». Е.К.Святополк-Четвертинская, получив право пожизненной аренды, остается жить в имении, по сути, оставаясь, наряду с Тенишевыми, его хозяйкой и разделив с Марией Клавдиевной все ее начинания. Талашкино начинает преображаться. За границей приобретается новая техника. Высококачественная продукция местного маслобойного завода поставляется в Петербург и Париж. Идет активное строительство – в комплекс талашкинских построек постепенно входили оранжереи, вольеры для редких животных, паровая мельница, мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники, дома для двухсот наемных работников, гараж для привезенного из Франции автомобиля и многое другое. Впоследствии сюда переводится из Хотылева конный двор, состоящий из 50 породистых лошадей. Конюшни оснащаются водопроводом с горячей водой. Приглашаются коневоды из Англии, а рядом с конюшнями возникает манеж с ложами.

1894 год – покупка соседнего с Талашкиным хутора Фленово. Начало занятий в школе, переведенной сюда из Талашкина.

1895 год – открытие нового здания Фленовской школы с общежитием, хозяйственными постройками и образцовой пасекой.

16 ноября начинаются занятия в Тенишевской рисовальной школе в Петербурге, расположенной в собственном доме Тенишевых. Она просуществовала до 1903 года. Школа готовила учащихся к поступлению в Академию художеств. Через эту школу за несколько лет прошло множество учащихся, среди которых были М.В.Добужинский, З.Е.Серебрякова, И.Я.Билибин, М.Я.Чемберс-Билибина, С.В.Чехонин, Ю.И.Репин (сын художника), А.К.Погосская (впоследствии руководитель талашкинской красильной мастерской), Е.К.Маковская (дочь художника), Я.Ф.Ционглинский. Руководителем школы становится И.Е.Репин, который был инициатором ее открытия. (Впоследствии его сменят художники Г.Г.Мясоедов – в 1899 году и Д.А.Щербиновский – в 1902 году).

В том же году композитор А.С.Аренский, ставший постоянным гостем музыкального салона Тенишевых в Петербурге, посвящает княгине романс «Ландыш» на слова П.И.Чайковского. Александр Бенуа начинает работу над систематизацией Тенишевской коллекции акварели и рисунка.

1896 год – на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде «красивый, весь стеклянный павильон с двумя большими у входа фигурами» (так его описывал журнал «Нива») представил достижения Брянского завода. «Детище» Тенишевой - ремесленная школа в Бежице – удостоена «высочайшей благодарности».

Панно М.Врубеля «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», подготовленные к этой выставке, не принимаются комиссией Академии художеств. С.Мамонтов, не согласный с этим решением, строит для них отдельный павильон. Репин охарактеризовал творчество художника как «образчик декадентства». Тенишева была одной из первых, кто понял гениальность Врубеля, и поддерживала его в последующие годы. С Тенишевой был солидарен и Рерих, писавший: «В хуле, грубой и бессмысленной, - желание затушить светящуюся искру». В творчестве Врубеля - «радость, близкая лишь сильнейшим, середина никогда не примирится с его вещами».

Летом Талашкино посещает Александр Бенуа. В течение нескольких дней им исполнены рисунки и акварели с видами Талашкина, Смоленска, церкви в Бобырях, возле которой был похоронен художник Н.А.Гоголинский. Там же, в Талашкине, Я.Ф.Ционглинский написал известный портрет Бенуа.

В Париже Тенишева поступает в Академию Жюльена, в класс Бенжамена Констана для продолжения занятий рисунком и живописью.

Она оказывает материальную поддержку Л.Баксту, оказавшемуся за границей в бедственном положении. «Я дошел до последней крайности и даже распродал часть моей одежды и с горечью думаю, что придется уехать, ибо платить за натурщика я не в состоянии» - писал Бакст Тенишевой (неопубликованное письмо находится в собрании парижского Фонда «Кустодия»). Бенуа сообщал Тенишевой: «Бакст написал мне, что был у Вас, и что Вы его озолотили». Тогда же Тенишева приобретает большую часть ранних графических работ Л.Бакста.

В конце года, во время пребывания Тенишевой в Париже, начинаются неприятности в Тенишевской рисовальной школе, о которых мы узнаем из писем Репина, (их копии хранятся в Русском музее). Выяснилось, что школа не имеет разрешения на публичные собрания – «и это при всяких бунтах молодежи». Дворник «может быть подвергнут большой опасности за то, что не донес своевременно о сборищах». Тенишева, считая, что решать школьные заботы – дело ее руководителя, пишет Репину: « … предполагала, что Вы все можете». Репин, не желавший заниматься этими проблемами, ответил: «… пришлось бы испытать такие полицейские мытарства, за которые я не возьмусь – не имею времени». Это было началом назревавшего конфликта. Однако в следующем году художник, опасавшийся закрытия школы, все-таки составил «Проект правил Студии княгини Тенишевой» и утвердил его у петербургского городского головы И.И.Толстого, сообщив княгине: «…дело можно считать вполне оформленным».

27 ноября открывается рисовальная школа в Смоленске, помещение для которой предоставляет в собственном доме Е.К.Святополк-Четвертинская. Руководитель – ученик Репина А.А.Куренной. Для Куренного была подготовлена квартира в первой этаже дома, где, как писал Репин, «даже посуда оказалась для него готовой».

1897 год – Александр Бенуа, благодаря материальной поддержке княгини, отправляется с семьей в Париж. Тенишева поручает ему продолжить комплектование своей графической и акварельной коллекции. Именно в этот парижский период Бенуа формируется как профессиональный искусствовед и совершенствуется как художник. Все это – благодаря поддержке Тенишевой. Поначалу Бенуа с восторгом принимает предложение пополнения и каталогизации коллекции: «Вы себе представить не можете, как я люблю порученное Вами это дело…». Однако позже тон меняется. Причина – в несходстве взглядов как на само собрание Тенишевой, так и на современное искусство в целом. В письме от 17 января 1897 года, хранящемся в парижском Фонде «Кустодия», в котором прозрачно ощущается неприятие «псевдогениального мастера» В.М.Васнецова, Бенуа просит дать ему право распоряжаться оставшейся для покупок суммой «на мое усмотрение. Впрочем, как знаете!» - заключает он.

25 января в залах Общества поощрения художеств на Большой Морской улице в Петербурге открывается выставка, представляющая Тенишевское собрание акварелей и рисунка. Выставка вызывает большой интерес. Ее посещает П.Третьяков. Его предложение купить у нее несколько работ Тенишева отклоняет, не желая разрушить целостность коллекции и лишиться лучших вещей. В свою очередь она делает неудачную попытку соединить оба их собрания и в итоге решает передать коллекцию Русскому музею. Однако музей, к сожалению, готов принять только русскую часть коллекции. Мечта Тенишевой создать доступное для широкой публики монографическое собрание европейского акварельного и графического искусства не осуществилась.

В преддверии открытия Русского музея, Великий князь Георгий Михайлович заказывает акварельный портрет Тенишевой художнику А.П.Соколову для ее будущих залов.

В том же году В.Н.Тенишев получает от правительства назначение генеральным комиссаром Русского отдела Всемирной выставки в Париже 1900 года.

Тенишева вместе с С.Дягилевым посещает Финляндию с целью подготовки русско-финляндской художественной выставки. Увлеченная творчеством финских художников, их подходом к интерпретации национальных мотивов, она включает в свою коллекцию их произведения, в частности – работы Акселя Галлена.

1898 год – торжественное открытие Русского музея и торжественная передача музею русской части Тенишевской коллекции акварелей и графики.

18 марта, в доме Тенишевых, подписан договор об издании журнала «Мир искусства», равноправными совладельцами которого становятся М.К.Тенишева и С.Мамонтов.

В.Серов пишет портрет Тенишевой, один из наиболее удачных из многочисленных ее портретов, написанных разными художниками (находится в Смоленском музее).

Через своего друга, археолога В.И.Сизова, одного из основателей Исторического музея, Мария Клавдиевна знакомится с выдающимся фотографом, проживавшим в то время в Ярославле - И.Ф.Барщевским. На Тенишеву производит сильное впечатление огромный труд, начатый Барщевским в Ростове Великом – фотофиксация и публикация всех выдающихся памятников древнерусской архитектуры.

Тенишева вместе с А.В.Праховым предпринимает путешествие по древнерусским городам (Ярославль, Ростов Великий, Москва, Киев). Барщевский выполняет фотографии древнерусской архитектуры для журнала «Мир искусства».

Прахов привозит из Кракова для коллекции Тенишевой редчайшую византийскую икону ХШ века (ныне – в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина).

1899 год – имение Тенишевых Хотылево и Талашкино посещает М.Врубель с женой. Здесь он пишет картину «Пан». Тогда же начинает работу над портретом Тенишевой в образе Валькирии (находится в Одесском художественном музее).

Интересно, что в это же время появляется карикатура П.И.Щербова: Тенишева изображена в виде коровы, которую, по выражению В.В.Стасова, «доят разные прохвосты». Эта карикатура носила откровенно оппозиционный журналу «Мир искусства» характер. Позиция Тенишевой в этом отношении послужила причиной многих нападок на нее. Пришедшийся на этот год разрыв с И.Е.Репиным во многом также произошел из-за идейных разногласий, связанных с концепцией журнала «Мир искусства».

Продажа имения Хотылево в Орловской губернии. В.Н.Тенишев отходит от дел рельсопрокатного завода, чтобы сосредоточиться на научной деятельности.

Тенишева организует в Смоленске, в залах Дворянского собрания выставку художников-передвижников.

Открывается выставка «Мира искусства» в залах Центрального училища технического рисования барона Штиглица, состоявшаяся при активном участии Тенишевой.

Знакомство с музыкантом В.В.Андреевым, основателем оркестра русских народных инструментов. Оно состоялось благодаря В.А.Лидину, который был приглашен Тенишевой для организации при талашкинской школе балалаечного оркестра. Помимо балалаек, в этот оркестр входили домры, смоленские свирели, рожок, бубны. Инструменты изготавливались в талашкинских мастерских под руководством специально приехавшего из Петербурга мастера или собирались по окрестным селам. Большим событием для детей и их учителей стал сопровождавшийся бурными рукоплесканиями публичный концерт, состоявшийся в Смоленске, в зале Дворянского собрания. Юные оркестранты выступали в концертных костюмах: на девочках были синие платья с красными бантами, на мальчиках – синие шаровары и красные рубахи. В концерте принял участие В.В.Андреев.

В Смоленске закрывается рисовальная школа, помещение которой передается художественным мастерским. Руководителем назначается И.Ф.Барщевский. Главной причиной его приглашения в Талашкино как крупного специалиста по древнерусской архитектуре была идея Тенишевой построить во Фленове церковь. В конкурсе на лучший проект, кроме Барщевского, принимали участие сама Тенишева, М.Врубель, С.Малютин, А.Прахов, К.Коровин, В.Суслов.

Несмотря на разрыв отношений, попытки принять участие в этом конкурсе делал И.Репин. Это известно из его письма Тенишевой (копия хранится в ГРМ): «Узнав, что на конкурсе Вашей церкви работали и живописцы, я совершенно невольно стал охватываться идеей церкви – через эскизы. Случайно, бывши в Иерусалиме, я натолкнулся на самые первые идеи христианских церквей у абиссинцев…Теперь это укладывается в оригинальный и очень отвечающий своему назначению храм».

В это время Тенишева начинает заниматься эмальерным искусством, организовав в Смоленске мастерскую и призвав в помощники Барщевского. Тенишевские мастерские начинают приобретать все более художественный характер, что объяснялось желанием Тенишевой создать церковь целиком силами местных мастеров и художников. Для этих же целей недалеко от Талашкина был построен кирпичный завод.

1900 год – 14 апреля открылась Всемирная Парижская выставка, в создании художественной экспозиции которой активное участие принимала Тенишева. Кустарный отдел, которым руководил А.Головин, создавался силами Н.Давыдовой, М.Якунчиковой и М.Якунчиковой-Вебер. Для экспозиции Выставки княгиня создала целый балалаечный оркестр, росписями которых занимались М.Врубель, А.Головин, С.Малютин, сама Тенишева и другие художники. Оркестр имел большой успех. Для оформления павильона Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера по инициативе Тенишевой был приглашен К.Коровин. Им было создано 28 панно, источником которых стали многочисленные этюды, сделанные художником с натуры. Коллекция предметов быта этих областей России была собрана и представлена П.П.Семеновым-Тянь-Шанским.

В конце работы выставки комиссары всех отделов решили дать торжественный обед в отеле «Континенталь» для членов французского правительства. Жене русского комиссара была поручена его организация. В своих воспоминаниях она писала: «Обед был на двести пятьдесят человек, и, желая придать ему больше оригинальности, я придумала сделать меню на пергаментной бумаге с виньетками, выполненными нашими художниками. Каждое меню представляло маленькую акварель кисти Коровина, Головина, Давыдовой, Бем, Малютина (двум последним я отправила картоны в Россию) и еще нескольких художников. Все было готово к сроку, и меню, перевязанные лентами, сразу сделались предметом вожделений, так что, как только вошли в залу приглашенные, на многих столах меню исчезли. Но я предвидела это, и у меня было оставлено в запасе известное количество». Часть оригиналов для этих меню, заботливо сохраненных Святополк-Четвертинской, можно видеть в альбоме, хранящемся в РГАЛИ. Создание этих акварелей нашло отражение и в переписке художников. В конце мая 1900 года Е.Бем сообщает Тенишевой: «Препровождаю Вам через любезное посредство В.В.Андреева заказанные Вами меню в количестве тридцати экземпляров, как было Вами сказано. Очень буду рада, если, во-первых, они Вам понравятся, а также и тем, кому будут предназначены. Старалась, по возможности, варьировать на все темы и, кажется, не повторялась». К кому же времени относится и письмо Н.Давыдовой, в котором она благодарит Тенишеву за щедрую оплату своей работы: «Я надолго у Вас в долгу». (Оба неопубликованных письма хранятся в парижском Фонде «Кустодия»). Последнее письмо завершается словами: «Мне так бы хотелось слышать балалаечников. М.Ф. (Якунчикова) от них в восторге».

Несколько концертов оркестра В.В.Андреева – еще одна инициатива Тенишевой в качестве жены русского комиссара. Ее историю можно узнать из письма Андреева княгине от 6 января 1900 года (Фонд «Кустодия»): «Должен доложить Вашему сиятельству, что приказание, полученное мною от Вас, исполнил. 25 декабря имел счастье говорить с Его Величеством и просил средства для поездки великорусского оркестра в Париж, на что получил Милостивое соизволение, так что теперь, дорогая и глубоко уважаемая княгинюшка, мы явимся в Париж Высочайше командированными и субсидированными, и я глубоко рад, что с этими пломбами Вам приятнее будет нами повелевать». Концерты, в том числе с участием Ф.Шаляпина и певицы Фелии Литвин, происходили каждый раз с огромным успехом.

По предложению М.Врубеля Тенишева приглашает в Талашкино С.В.Малютина. На три с лишним года Малютин остается здесь в качестве художественного руководителя мастерских.

Осенью состоялась закладка церкви Святого духа во Фленове.

В том же году Тенишева на время прекращает финансирование «Мира искусства» по причине несовпадения позиций и невозможности влиять на направление, выбранное журналом. Тенишева была сторонником его более национального характера, тогда как Дягилев, отражая позицию других членов этого художественного объединения, заявлял: «Западничество – мой девиз, а потому я не беспристрастен».

1901 – Тенишева финансирует раскопки Гнездова – находившегося недалеко от Талашкина крупнейшего в Европе славянского курганного комплекса. Руководитель раскопок – В.И.Сизов, один из основателей Исторического музея в Москве. Впоследствии она неоднократно помогала в организации раскопок Гнездова археологам В.А.Городцову и В.К.Мальмбергу.

В Петербурге на выставке Мира искусства представлены изделия талашкинских художественных мастерских, пользовавшиеся большим успехом.

1902 год – в августе открылось новое здание Талашкинского театра. Его оформлением занимались С.В.Малютин и сама Тенишева. Ранее спектакли проходили в здании школы. В них принимали участие, помимо учителей и учеников, все обитатели усадьбы. Шли пьесы многих авторов, в том числе А.П. Чехова и Н.В. Гоголя, а также самой княгини.

По просьбе В.Д.Поленова Тенишева предоставляет принадлежавшие ей акварели Е.Д.Поленовой для посмертной выставки художницы (позже были переданы в Русский музей). Письма Поленова с благодарностью за предоставленные работы хранятся в парижском Фонде «Кустодия».

В том же году на выставке в Смоленске представлены изделия талашкинских мастерских – вышивки, мебель. Среди выставленных предметов упоминаются стулья с эмалями работы Тенишевой. Интересно, что в те же дни, в Москве, на «Выставке Нового искусства», демонстрировалась мебель со вставками перегородчатой эмали, выполненная по проекту И.А.Фомина. Не имея возможности увидеть выполнявшуюся Тенишевой мебель, украшенную эмалями, мы можем провести какие-то аналогии с хранящимся в Смоленском музее деревянным футляром для часов с эмалевой вставкой. Через шесть лет стол с эмалями (часть комплекта работы Тенишевой, включавшего также зеркало и подсвечники) будет представлен на одной из парижских выставок.

1903 год – 25 апреля в Париже умирает В.Н.Тенишев. Отпевание прошло в Париже, а похороны состоялись в склепе неоконченного фленовского храма.

К тому же году относится и событие радостное – у Тенишевой родилась внучка Оля.

Тенишева организует аукционную распродажу зарубежной части своей коллекции акварелей и рисунка, состоявшуюся в собственном петербургском доме.

В Смоленске начинается строительство музея «Русская старина» для собрания русского старинного и народного искусства, в течение нескольких лет собиравшегося Тенишевой и Святополк-Четвертинской. Проект здания был создан С.Малютиным. Коллекции, которые вдохновляли талашкинских художников в их творчестве, уже не помещались в старом здании на территории Талашкина – «Скрыне». Кроме того, Тенишева хотела сделать их более доступными для публики.

В том же году в Москве, на углу Столешникова переулка и улицы Неглинной открывается магазин «Родник» для продажи изделий талашкинских мастерских. Это место – знаковое для русского искусства начала ХХ века. Именно здесь всего годом ранее состоялась программная «Выставка Нового стиля». Теперь это место привлекало многих любителей нового русского стиля. Малютиным было создано клеймо в виде жар-птицы, которым снабжались продаваемые здесь изделия. Оформление магазина производилось также под его руководством и его руками вместе с талашкинскими учениками художника Мишоновым и Самусевым. Это известно из «Расписки», выданной Малютиным Тенишевой после окончания его работы в Талашкине (хранится в РГАЛИ). Главным украшением интерьера стало резное панно, изображавшее плывущего на великолепном судне «богатого гостя» Садко, что символизировало успешную торговлю.

Летом этого года Талашкино посетили художники Бакшеев и Корин, предложившие Малютину стать преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества. Малютин покидает Талашкино и поселяется в Москве, на Мясницкой. Однако влияние талашкинского периода будет еще долго прослеживаться в его декоративно-прикладном и архитектурном творчестве.

В Талашкино приезжает новое поколение художников – выпускников Строгановского училища: Александр Зиновьев, работавший перед этим на ювелирном предприятии Фаберже и Владимир Бекетов – помощник К.Коровина в декорационных мастерских Большого театра. С этого времени начинается новый период в работе художественных мастерских.

Приезд Дягилева в Талашкино. Тенишева возобновляет свою помощь журналу. «Мир искусства» публикует рекламу магазина «Родник» и большую статью, посвященную талашкинскому периоду в творчестве Малютина. В письме от 2 июля этого года (парижский Фонд «Кустодия») Д.Философов сообщает: «В Москве мы были в «Роднике». Устроен он очень мило. Мы просили Погосскую (…) доставить нам несколько фотографических снимков для «Мира искусства». М.Ф.Якунчикова очень интересовалась Талашкиным. Особенно – красильней».

Летом того же года Тенишева предпринимает самостоятельные археологические раскопки Гнездова.

1904 год – Дягилев вновь посещает Талашкино, на этот раз - вместе с Д.Философовым.

В талашкинском театре состоялась премьера оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» композитора Н.П.Фомина, либретто которой написано Тенишевой. Композитор, которого познакомил с Тенишевой В.А.Лидин – однокурсник Фомина по классу виолончели петербургской консерватории, входил в кружок Андреева и являлся одним из представителей русского стиля в музыке. Премьера оперы прошла с большим успехом, при стечении публики из всех окрестных усадеб. В ней приняло участие 60 человек – почти все обитатели Талашкина. В главной роли выступила сама Тенишева. Декорации выполнили Бекетов и Зиновьев с использованием идей, которые принадлежали уже отсутствовавшему в Талашкине Малютину.

Приехавший в Талашкино скульптор и живописец Д.Стеллецкий принимает деятельное участие в подготовке костюмов для спектакля. Он останется в Талашкине почти на год.

В августе предпринято путешествие по древнерусским городам. Обе княгини, Барщевский, Лидин, Стеллецкий и Зиновьев посетили Москву, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Троице-Сергиев, Ростов, Ярославль, Романов-Борисоглебск, Кострому, Углич, Новгород и Псков. Во время этого путешествия продолжали пополняться коллекции.

Приехавший в Талашкино Н.К.Рерих решает выполнить проект обстановки библиотеки, располагавшейся в малютинском «Теремке», подготовив в течение короткого времени 48 эскизов.

1905 год – окончательный отказ Тенишевой финансировать «Мир искусства» и закрытие журнала.

Начало революционных событий.

Закрытие школы и мастерских в Талашкине. Переезд в Смоленск.

Отъезд и вывоз коллекций в Париж.

1906 год – парижская выставка старого и нового русского искусства, организованная С.Дягилевым. Решение Тенишевой сделать свою выставку, чтобы познакомить парижан с традиционным и современным искусством России.

1907 год – с 10 мая по 10 октября коллекции Тенишевой выставляются в четырех залах Лувра, в отделении прикладного искусства. Впервые зарубежная публика получает возможность широкого знакомства с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Парижский журнал «Декоративное искусство» писал по этому поводу: из коллекций старинного русского искусства «три особенно заслуживают внимания. Это музей Александра Ш в Петербурге (Русский музей), Исторический музей в Москве и музей княгини Тенишевой», находившийся в то время в Париже». Ей и Барщевскому, помогавшему организовать выставку, вручены французские награды, в том числе – «знаки отличия по народному образованию».

4 декабря в выставочном зале на рю Комартен Тенишева представляет современное русское искусство, где, помимо произведений Талашкинских художественных мастерских, были показаны работы художников Рериха и Билибина, архитектора Щусева, скульптора К.К.Рауша фон Траубенберга. Скульптура последнего «Илья Муромец» так понравилась Родену, что тот посоветовал высечь ее в скале.

В том же году Тенишева показывает свои эмали на парижской выставке Национального общества изящных искусств.

1908 год – по просьбе директора парижского театра Опера Комик Тенишева принимает участие в подготовке оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», заказывает эскизы костюмов Малютину и Рериху и сама работает над их изготовлением.

Парижский период жизни отмечен также ее активным эмальерным творчеством.

По возвращении в Россию Тенишева начинает предпринимать попытки передать свой музей государству.

1909 год – Тенишева ведет переписку с в.к. Георгием Михайловичем о передаче своего музея Русскому музею в качестве филиала. Комиссия Русского музея не поддерживает условия передачи, выдвинутые Тенишевой.

В Смоленске Тенишева финансирует раскопки Смядыни – древнейшего участка города, где стоял княжеский дворец, и с ХП века сохранилась церковь Михаила Архангела. Руководитель раскопок – И.Ф.Барщевский.

1910 год – трагическая гибель художника Бекетова, тяжело переживавшаяся Тенишевой. Художественные мастерские окончательно прекращают работу.

1 октября открывается Смоленский филиал Московского археологического института. В преподавательский состав входят А.И.Успенский, Р.Ф.Брандт, В.А.Городцов. Тенишева финансирует институт, собирает библиотеку, устанавливает стипендии.

Рерих заканчивает работу над эскизами росписей и мозаики церкви Святого Духа.

В Ковшарах, недалеко от Талашкина, Рерих предпринимает удачные раскопки славянского кургана, многочисленные находки поступают в тенишевскую коллекцию.

1911 год – 30 мая состоялась торжественная передача тенишевского историко-этнографического музея Московскому археологическому институту. В Совет музея входят Святополк-Четвертинская, Успенский, Рерих, Клетнова. Тенишева становится пожизненным председателем, а Барщевский – главным хранителем.

14 июня Тенишевой присваивается звание Почетной гражданки Смоленска, улица, на которой находится музей, переименовывается в Тенишевскую.

Над каталогом тенишевского музея работают Н.П.Кондаков, В.К.Клейн, В.И.Троицкий, А.И.Успенский и другие ученые Археологического института.

Рерих с семьей приезжает в Талашкино для работы над росписями церкви Святого Духа. Его помощники – художники Н.А.Тырса и П.С.Наумов.

В июле Талашкино посещает И.Стравинский, где совместно с Рерихом начинает работу над балетом «Весна священная». Стравинский позже вспоминал: «Рерих был хорошо знаком с княгиней, и ему хотелось, чтобы я ознакомился с ее русской этнографической коллекцией (…) Княгиня Тенишева предоставила в мое распоряжение домик для гостей, где мне услуживали горничные в красивой белой форме с красными поясами и в черных сапожках. Я занялся работой с Рерихом, и через несколько дней план сценического действия и названия танцев были придуманы. Пока мы жили там, Рерих сделал также эскизы своих знаменитых задников, половецких по духу, и эскизы костюмов по подлинным образцам из коллекции княгини». В настоящее время в коллекции Смоленского музея хранятся мордовские костюмы из Тенишевского собрания, ставшие источником для рериховских эскизов. Накануне премьеры Рерих так объяснял Дягилеву замысел балета: «Я хотел дать картины радости Земли и торжества Неба в славянском понимании (…). Я люблю древность, высокую в ее радости и глубокую в ее помыслах».

1912 год – тенишевскиймузей посещает император Николай П, прибывший в Смоленск в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года. Археологическому институту пожаловано право именоваться Императорским.

Тенишева избрана членом учрежденного 1 января Общества защиты и сохранения памятников искусства.

В Смоленске открывается Кустарная и сельскохозяйственная выставка, объединяющая центральные районы России. Тенишева назначается главой Кустарного отдела, строит павильон на свои деньги, финансирует награды.

Путешествие по Италии с Рябушинскими, В.С.Зыбиной (племянницей Тенишева), Святополк-Четвертинской.

1914 год – 14 августа объявлена война. Рерих, присутствовавший на установке мозаики на фасаде фленовской церкви, спешно уезжает к семье. Работы в церкви прекратились. Ее внутреннее убранство так и осталось незаконченным.

В Смоленске Тенишева открывает лазарет для раненых. Работает в нем и сама. Для перевозки раненых передает в лазарет свой автомобиль, шофером становится В.А.Лидин. 20 ноября лазарет Тенишевой посещает Николай II. Тенишева вспоминала: «Оставшись им очень доволен, он благодарил меня, милостиво обласкал и наградил медалями моих раненых».

После закрытия частных лазаретов Тенишева покидает Россию. В парижской мастерской работает над эмалями, участвует в выставках.

1915 год – переезжает в Москву для работы над диссертацией, посвященной искусству эмалей

1916 год – 1 мая защищает диссертацию с вручением золотой медали. Получает приглашение занять в Археологическом институте кафедру по истории эмали.

Но в воздухе уже весит предчувствие ужасных перемен. Военные невзгоды, невозможность спокойной творческой жизни вносят разлад в душу Тенишевой. «Какая щемящая тоска! Тяжелое разочарование мало-помалу охватило меня, и я не в силах справиться с собой. С каждым днем это чувство растет, с каждым часом что-то отрывается, до боли терзая душу. Чувствую нашу гибель, мы падаем куда-то в пропасть, мы завязли в такую пучину, где умирает все – и лучшие чувства, и надежды на будущее…». Тенишева и ее близкие - в Талашкине. Жизнь замерла, превратившись в выживание. «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злосчастного года. Что-то нам сулит 1917 год?».

У нас нет возможности создать хронологию двух последних лет Тенишевой, прожитых в России. Но судьба многих представителей дворянства и интеллигенции была удивительно схожей. Юг России был наводнен людьми, ожидавшими окончания страшных событий и возможности возвращения к привычной жизни. Где-то здесь была и Тенишева. Рядом с ней – Святополк-Четвертинская, Лиза Грабкина и Лидин. Василий Александрович Лидин, «маленький человек на большие дела», как он сам себя называл, верный друг на долгие годы, безусловно, помог выжить им и во время отъезда из России, и в период эмиграции. Дни прощания с родиной ярко и эмоционально описаны в воспоминаниях Тэффи:

«Сейчас вернуться в Петербург трудно, поезжайте пока за границу, - посоветовали мне. – К весне вернетесь на родину».

Чудесное слово – весна. Чудесное слово – родина…

Весна – воскресение жизни. Весной вернусь.

Дрожит пароход, бьет винтом белую пену, стелет по берегу черный дым. И тихо-тихо отходит земля.

Не надо смотреть на нее. Надо смотреть вперед, в синий широкой свободный простор…

Но голова сама поворачивается, и широко раскрываются глаза и смотрят, смотрят…

И все молчат. Только с нижней палубы доносится женский плач, упорный, долгий, с причитаниями… Страшный, черный, бесслезный плач. Последний. По всей России, по всей России…

Дрожит пароход, стелет черный дым.

Глазами, широко, до холода в них, раскрытыми, смотрю. И не отойду. Нарушила свой запрет и оглянулась. И вот, как жена Лота, застыла, остолбенела навеки и веки видеть буду, как тихо-тихо уходит от меня моя земля».

1919 – 1928 – Тенишева с близкими поселяется во Франции. Удивительна натура Тенишевой. Что бы ни случилось, какие бы невзгоды ни пытались ее сломать, она снова и снова возрождалась к активной, наполненной жизни. Двухэтажная вилла, окруженная садом, в городке Вокрессон под Парижем постепенно превратилась в «Малое Талашкино». Мария Клавдиевна снова берется за эмали. Сюда часто приезжают гости – Рерих с семьей, Билибин, В.В.Тенишев – сын князя, Рябушинские и многие другие.

В эмиграции возобновляются отношения с некоторыми художниками, с которыми Тенишева долго не общалась. Среди них – Д.Стеллецкий. Из его письма к Тенишевой от 1 февраля 1922 года (Фонд «Кустодия») мы узнаём о готовившейся в то время выставке: «Я выставляю две статуэтки (…) и отдам их отливать гипсовику для глиняного завода. (…) Начал писать ширмы, представляющие охоту на кабана. И ширма, и статуэтки в строгом моем иконописном духе. (…) Я думаю, что кроме этих трех вещей я не буду в состоянии дать еще что-нибудь для Вашей выставки. Это мне очень жаль, но до марта всего один месяц!. (…) Крепко целую Ваши руки, многоуважаемая и искренне всегда мною любимая княгиня Мария Клавдиевна». Сведений об этой выставке нами не найдено, но в частной парижской коллекции обнаружены те самые парные гипсовые золоченые скульптуры - «Нимфы полей», о которых пишет Стеллецкий.

Понимая, что настало время подводить итоги той части жизни, которая уже прожита, и живущая, несомненно, своими воспоминаниями, Тенишева ведет переписку с бывшими соотечественниками, оказавшимися в эмиграции. Мария Клавдиевна собирала материалы для своей книги. Такой вывод можно сделать, прочитав неопубликованное письмо Ю.П.Паренсовой, родной тети С.Дягилева, посланное из Софии (Фонд «Кустодия»). Юлия Павловна сообщает, что послала Тенишевой семейные фотографии. «Вы так чутки, что сумеете отобрать то, что покажется неинтересным современнику. (…) Многое, что казалось смешно и остроумно при известной обстановке и молодости, через «полвека» может утратить свой аромат. (…) Я уверена, что Вас умилит карточка Сережиной матери». В этом же письме она сообщает ценные сведения об обстоятельствах рождения С.Дягилева: родился он «не в Перми, а Селищенских, бывших Аракчеевских казармах (Новгородская губ). В них помещался тогда учебный эскадрон и брат туда переехал» (…). Мать Дягилева умирала, в соседней комнате «я увидела крошечного плачущего Сережу на руках рыдающей няни Дуни, верной спутницы его жизни, столь похожей на портрет Бакста…».

Земной путь княгини Марии Клавдиевны Тенишевой закончился 14 апреля 1928 года. На кладбище Сель-Сен-Клу каменное надгробие на ее могиле выполнено по эскизу И.Я.Билибина. Позже под этой плитой будут покоиться и ее близкие - Лиза Грабкина, Святополк-Четвертинская и Лидин.

Оплакивавшие Тенишеву Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, Василий Александрович Лидин и Елизавета Грабкина сохранили в доме все, как было при ее жизни. В статье, написанной к 10-летию ее кончины, Л.Львов так будет описывать дом в «Малом Талашкине»: «Вот комната, где жила и трудились, и где умерла сама княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. В ней все остается по сей день без перемены. В полной неприкосновенности сохраняется тот вид этой комнаты, какой был при жизни ее хозяйки. На стенах все те же любимые ею картины, и среди них – «Колокола» Якунчиковой-Вебер… Крестьянские «кустарные» вышивки, домотканые материи, кружева… в том самом виде, как и в последние дни жизни княгини, ее рабочий столик, за которым она работала над своими эмалями. Сами эмали на полочках и шкафчиках на стене… Старинное царское эмалевое яйцо… Крест, украшенный эмалями кн.Тенишевой (…) И тут же талашкинская резная мебель, ее резное кресло оттуда… По стенкам резные барельефы… Тут же на столе посмертное издание «Впечатлений моей жизни», написанных в подпарижском затишье незадолго до смерти княгиней Тенишевой. И та же атмосфера художественно-интимного уюта царит и в других комнатах подпарижского Талашкина. На стенах много портретов – среди них много бережно сохраненных кн. Е.К.Святополк-Четвертинской портретов – и писаных, и старых фотографий, с самой княгиней Тенишевой. Вглядитесь в них, и перед вами пройдут главные этапы этой замечательной русской женщины… Но вот еще один, особенно привлекательный уголок в гостиной, где на стенах развешаны маленькие акварели наших русских художников. Врубель со своей «Жемчужиной» и с миниатюрными эскизами панно… Сказки Пушкина в акварелях Сергея Малютина… Ранний, очень давний К.А.Коровин, Якунчикова, Рерих, Стеллецкий…».

В Малом Талашкине, в комнате княгини висела еще одна работа, с которой она не расставалась. Это неоконченный портрет Тенишевой кисти В. Серова. Сейчас он находится в Париже, в частной коллекции. В окружении нетронутого краской холста выступает лик великой русской женщины. Художник, видимо, не собирался возвращаться к начатому произведению – лицо обрамлено темными нервными мазками, выполненными широкой кистью. Возможно, Серов посчитал свою работу неудачной. Душа этой великой женщины неуловима, поэтому Тенишева столь разная на портретах, написанных художниками того времени. И любой ее словесный портрет тоже всегда будет неоконченным. Но мы будем судить о ней по делам её.