Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Мебель на художественно-промышленных выставках России

Выставочный бум, который охватил нашу страну в последнее десятилетие, все большее внимание уделяет мебельной промышленности. Непосредственно связанная с растущими объемами строительства, со стремлением людей сделать окружающий их мир домашних вещей соответствующим современному пониманию красивого и функционального интерьера, эта выставочная деятельность кажется порождением нашего динамичного времени. На самом же деле ее история уходит своими корнями в далекое прошлое.

Первая в мире выставка мануфактурного производства состоялась в Лондоне в 1761 году. Она знаменовала собой расцвет европейского фабричного и ремесленного производства, в котором мебель играла не последнюю роль. Вслед за первым, весьма удачным опытом последовал целая серия подобных экспозиций в других странах. Парижские выставки 1798, 1801, 1802, 1806 годов продемонстрировали всему миру достижения французской промышленности, в том числе художественной. Во многом  именно благодаря им стиль ампир, порожденный наполеоновской эпохой, быстро распространился по всей Европе.

 Русская мануфактурная промышленность к этому времени достигла весьма высокого уровня. Многие товары, в том числе предметы обстановки, ничем не уступали иностранным. Этому способствовало и введение в 1822 году таможенных пошлин на импорт, что стимулировало отечественных производителей и ограждало их от иностранного соперничества. Однако довольно часто изделия русских предприятий, изготовленных на европейском уровне, продавались в целях рекламы как зарубежные. Как отмечал современник, «обман сей хотя и служил к чести русского фабриканта, но вредил общему делу; успехи наших фабрик оставались закрытыми, и всеобщее предубеждение, укоренившееся веками и поддерживаемое умышленно, не хотело верить, что и у нас уже вырабатываются изделия, не уступающие лучшим иностранным. Надлежало рассеять сие оскорбительное для русских предубеждение, и явить свету успехи наших мануфактур в полном их блеске и величии».

Потребность в организации русских мануфактурных выставок стала очевидной к 1820-м годам. В 1825 году в Москве было учреждено Общество поощрения мануфактурной промышленности, одной из задач которого было «открытие экспозиций отечественной промышленности». Такие же цели ставили перед собой и многие другие общества, число которых росло с каждым годом.

Первая публичная выставка Российских мануфактурных изделий торжественно открылась в 1829 году в Петербурге, в «Экспозиционной зале» - специально возведенном по этому случаю здании на стрелке Васильевского острове (ныне здесь размещается Зоологический музей). Выставка стала важнейшим событием в экономической и художественной жизни России. Что касается русской мебельной промышленности, то именно с этой выставки можно начать отсчет нового этапа в ее развитии. Здесь впервые публике была представлена серийная продукция знаменитой мебельной фирмы П. Гамбса, являвшегося придворным поставщиком. Более того, именно эти серийные предметы были прямо на выставке приобретены для стоившегося в то время в Петергофе царского «Коттеджа». Это здание, возведенное архитектором А.А. Менеласом по образцу английского буржуазного дома, начинало отсчет новой эпохи в русском дворцовом строительстве.

Петергофский «Коттедж», в отличие от дворцов предыдущего периода, уже не поражал воображение великолепием парадных анфилад. Это был скорее удобный особняк, предназначенный для комфортного семейного проживания. Его демократичность подчеркивалась и мебелью, не специально созданной архитектором именно для этих интерьеров, а уже готовой, серийной, но отражавшей при этом новый, лишь нарождавшийся стиль. Именно с этого времени в парадные и жилые комнаты начинает проникать историзм, основанный на использовании стилей прошедших эпох. Первой явилась готика – именно она стала источником при создании форм и декора новой мебели Гамбса. Экспонаты Выставки 1829 года не только стали основой обстановки нового царского дома, но распространились и в других домах Петербурга и Москвы. В этом не только отразилась общая тенденции к демократизации русского интерьера, но и было продемонстрировано начало новых принципов обстановки богатого или просто зажиточного дома - она стала строиться не на заказной, а готовой мебели. Начало промышленного изготовления мебели имело огромный потенциал и получило мощное развитие в последующие десятилетия, отмеченные бурным ростом русских городов.

Следующая промышленная выставка состоялась в 1831 году в Москве, в здании Благородного собрания. Там же впоследствии располагались и другие всероссийские мануфактурные выставки – в 1835, 1843, 1853 и 1865 годах. Первая подобная экспозиция в русской провинции состоялась в Смоленске в 1836 году, что стало началом стремительного распространения выставочной деятельности не  только в крупных губернских городах, но и в самых отдаленных населенных пунктах. В 1865 году министр финансов России М.Х. Рейтерн писал: «Выставки обратились по всей Европе из предмета, так сказать, любопытства в серьезное средство к улучшению промышленности».

Новым этапом этой деятельности стала Х1V Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года в Петербурге. Впервые она была развернута на огромной площади Соляного городка, ставшего впоследствии крупнейшим русским выставочным центром. Автором деревянных павильонов стал один из основоположников русского стиля в архитектуре и мебельном искусстве В.А. Гартман, получивший за эту работу звание академика. В.В. Стасов называл его основным автором художественной концепции выставки в целом.

Именно эта выставка положила начало традиции выделять художественную экспозицию в самостоятельный раздел. Произведения учащихся Петербургской рисовальной школы, Строгановского училища, многочисленных мебельных и художественных мастерских продемонстрировали многообразие стиля историзма, а самое главное – стремление к возрождению национальных художественных традиций. Так, здесь впервые было представлено кресло «Дуга топор и рукавицы», выполненное в мастерской известного петербургского мастера-мебельщика В.П. Шутова, впоследствии ставшего преподавателем Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Это произведение, остроумно сконструированное из реальных атрибутов крестьянского быта, стало символом «передвижнического» понимания русского стиля в мебельном искусстве. Популярность кресла была огромна – в течение почти пяти десятилетий оно повторялось в разных вариантах многими мебельщиками, войдя не только в интерьеры разных социальных слоев, но и в коллекции – в частности, такое кресло было приобретено Александром П.

Крупнейшими событиями русской  выставочной деятельности стали Всероссийские выставки 1882 года в Петербурге и 1896 года в Нижнем Новгороде. Обе они уже ничем не уступали Всемирным выставкам.

Среди сотен экспозиций, ежегодно разворачивавшихся в конце Х1Х-начале ХХ веков, многие стали посвящаться конкретным отраслям, в частности – непосредственно связанным с мебельным производством. Проблема дешевого жилища, ставшая на рубеже веков весьма острой, привела к идее устройства специализированной «Выставки жилищ рабочих и народного питания», состоявшейся в Риге в 1907 году. На ней были продемонстрированы несколько идеализированные образцы домов для рабочих поселков - многоквартирных, казарменного типа и индивидуальных. Целью этого мероприятия было выработать тип рабочего жилища, способного привязать огромные массы квалифицированных рабочих, чаще всего происходивших из крестьянской среды, к условиям жизни в большом городе. Кроме того, на выставке были продемонстрированы 11 специально созданных типовых комплектов мебели в качестве образцов для тиражирования русскими столярными мастерскими. В этих предметах проявилась новая тенденция в мебельном искусстве, выразившаяся в приоритете функциональности, в стремлении к более простым, рациональным формам, что как нельзя более соответствовало задачам рижской выставки.

В начале ХХ века, с приходом в русские дома стиля модерн, выставки все большее внимание уделяют мебельному искусству. Этот синтетический стиль, являвшийся в большой степени стилем создания среды, в русском интерьере в первую очередь определялся характером наполнявшей его мебели. Все более важную роль в этом процессе начинают играть художники-живописцы, активно участвовавшие в проектировании мебели. Важнейшими экспозициями этого времени, выносившими на суд публики не только реализованные или предназначенные для серийного изготовления проекты, но и поисковые, уникальные, демонстрировавшие новые тенденции в мебельном искусстве, стали следующие: выставка «Современное искусство» (Петербург, начало 1903 года), «Выставка Нового стиля» (Москва, конец 1902-начало 1903 года) и «Международная художественно-промышленная выставка мебели, декоративных работ и принадлежностей домашней обстановки (Петербург, 1908 год).

Выставка «Современное искусство» была организована художниками «Мира искусства» и рассматривалась ими как начало деятельности         целого художественно-промышленного предприятия, призванного пропагандировать и внедрять в жизнь их замыслы в области интерьерного и мебельного искусства. Среди художников, чья мебель демонстрировалась на выставке, были А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, К.А. Коровин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь. Деятельность этого предприятия, однако, не имела продолжения. Главной причиной этого стали организационные неудачи, о чем впоследствии писал Грабарь: «Не будучи слишком практическими талантами, мы создали предприятие недостаточно жизнеспособное и, прежде всего, далекое от принципа хотя бы частичной самоокупаемости». Однако важно отметить то влияние, которое экспонаты выставки оказали на дальнейшее развитие мебельного искусства в России, во многом стимулировавшее создание рациональной мебели простых, но выразительных форм. Метод стилизации, ориентация на русское классическое наследие и многие художественные находки были заимствованы у выставочных экспонатов производителями массовой мебели и, таким образом, их стилеобразующие черты сыграли свою роль в сложении мебельного стиля 1900-1910-х годов.

«Выставка Нового стиля» открылась в Москве в конце 1902 года на углу Столешникова переулка. Одним из основных организаторов ее был архитектор И.А. Фомин. Здесь были представлены изделия, выполненные на различных предприятиях по рисункам видных архитекторов (самого Фомина, Ф.О. Шехтеля, В.Ф. Валькотта и др.), а также продукция мебельных фабрик по проектам работавших там художников (например, мебель фабрики «Мюр и Мерилиз» по рисункам Л.И. Лиштвана). При общей стилистической близости экспонатов обеих выставок, поскольку некоторые художники выставили свои работы и в Петербурге, и в Москве (например, А.Я. Головин и К.А. Коровин), московская экспозиция имела свои особенности. Прежде всего – это участие многих предпринимателей, рассматривавших московскую выставку, прежде всего, как рекламу своей продукции, что придавало ей практический оттенок.

Если петербургская выставка имела преимущественно программный характер поиска, то московская во многом явилась широкой демонстрацией новейшей мебельной продукции, к изготовлению которой уже приступили наиболее смелые предприниматели. Особенно интересно отметить присутствие здесь венской гнутой мебели, сыгравшей огромную роль в формировании жилого и общественного интерьера рубежа Х1Х-ХХ веков. Кроме того, И.Фомин в процессе подготовки выставки стремился познакомить публику с достижениями интерьерного искусства не только России, но и Европы в целом. В результате свои произведения прислали для экспонирования такие выдающиеся проектировщики, как бельгиец А. Ван де Вельде и шотландец Ч. Макинтош.

Обе выставки достаточно широко освещались на страницах «Мира искусства». В отличие от них, «Международная художественно-промышленная выставка мебели, декоративных работ и принадлежностей домашней обстановки», состоявшаяся в Петербурге в 1908 году, известна гораздо меньше. Тем не менее, судя по сохранившемуся каталогу, она была весьма представительной. Экспонаты прибыли не только из разных стран Европы, но даже из Японии, представившей главным образом мебель из бамбука. По своему характеру она была ближе московской «Выставке Нового стиля» - ее русский раздел был полностью построен на продукции различных предприятий. В частности, петербургское мебельное предприятие А.Г. Васильева представило мебель по рисункам одного из главных организаторов выставки А.Н. Дурново.

Среди выставок последнего предреволюционного десятилетия выделяются экспозиции, приуроченные к празднованию 300-летия Дома Романовых. Для нас наибольший интерес представляет Вторая Всероссийская кустарная выставка 1913 года, представленная в Петербургском Ботаническом саду, на берегу р. Карповки. Представительный каталог этой выставки демонстрирует тот огромный размах, который получило кустарное изготовление мебели по всей России, в целом ориентировавшееся на вкусы массового потребителя, но в большой степени продолжавшее развивать остававшийся востребованным русский стиль.

В целом все выставки являлись не только отражением тех процессов, той борьбы идей, которые характеризуют художественную жизнь всего рассмотренного периода. Ими была продемонстрирована реальная ситуация в мебельном искусстве во всем ее многообразии и сложности, во многом предвосхитившая более поздние достижения мебельной промышленности.

Литература:
  1. Ю.А. Никитин. Выставочный Петербург. От Экспозиционной залы до Ленэкспо. Череповец, ООО «Полиграфист», 2003.
  2. О.Б. Стругова. Мебель в русском интерьере конца Х1Х – начала ХХ веков. М., «Издательский дом Руденцовых», 2005.
  3. Мир искусства, 1903, т.3
  4. Международная художественно-промышленная выставка мебели, декоративных работ и принадлежностей домашней обстановки. Каталог. СПб, 1908.
  5. Выставка архитектуры и художественной промышленности Нового стиля. Каталог. М., 1903.
  6. Народное искусство на Второй кустарной выставке в Петрограде в 1913 году. Пг., 1914.