Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Отчет об арт-путешествии TEFAF 2013

Уже стало традицией посещение одного из самых престижных в мире салонов антикварного и современного искусства TEFAF. И в конце марта 2013 года студенты Института Арт бизнеса и антиквариата в очередной раз отправились в увлекательную арт-поездку по выдающимся культурным местам старой Европы.

Наше путешествие возглавил вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец антикварного салона «Старые мастера» Михаил Ефремович Перченко. Михаил Ефремович предложил нам увлекательный маршрут поездки. По его инициативе мы посетили выставку редкой средневековой скульптуры из немецкого города Утрехт в Suermondt-Ludowig Museum, а так же антикварную ярмарку Eurantica Fine Art Fair. Уже вернувшись из поездки, мы обнаружили, что в мартовском номере редакторы авторитетного журнала для коллекционеров Apollo (The International Art magazine) в статье «Вокруг TEFAF» рекомендуют к посещению эти два мероприятия.

Отправной точкой нашего арт-путешествия на этот раз стал антикварный рай – Брюссель.

 

Панорамный вид из номера. Отель le Dixseptième.

В Брюсселе мы остановились в Le Dixseptième - одном из центральных отелей города. Le Dixseptième сочетает в себе исторические черты, роскошный декор и современные удобства.

 

Табличка с названиями номеров в лифте. Отель le Dixseptième

Гостиничные номера названы именами великих художников, таких как Куртанс,Босх, Ван Эйк, Брейгель, Йорданс, Рубенса, а дизайн номеров, в свою очередь, отображает творческий стиль каждого художника.

 

 

Отель le Dixseptième. Интерьер номера Courtens

Фундамент здания отеля был заложен еще в 14 веке. До сегодняшнего момента здание не раз реставрировалось, но стилистика интерьеров и отдельные архитектурные элементы, такие как балки в номере Courtens, остались неизменными.

 В первый же день нашего пребывания в этом старинном городе мы запланировали посещение антикварной ярмарки Eurantica Fine Art Fair. 130 бельгийских и других иностранных галерей участвовали в этой ярмарке, что на 30% больше, чем в прошлом году. Многие галереи, участвующие в ярмарке прошли профессиональную сертификацию, подтверждающую высокую оценку работы галереи в кругах профессионального сообщества.

Сертификат качества, выданный галерее Barrez Национальным союзом антикваров (Syndicat National Desantiq Uaires)

На Eurantica Fine Art Fair мы познакомились со многими арт объектами, подобными тем, которые впоследствии увидели в замке Поля де Грандэ. Стоит отметить, что подход к  ценообразованию у Поля значительно отличается в пользу покупателя.

 

Голландский комод, XVll век. Антикварная ярмарка Eurantica Fine Art Fair.

Вторым пунктом нашей поездки был город Мюнстер, Удивительная история приключилась с нами при поездке в Мюнстер. Немецкий водитель для группы из 8 человек к автобусу, рассчитанному на 12 человек, подал прицеп для наших чемоданов.

 

В Мюнстере мы посетили собор святого Павла (St.-Paulus-Dom), где находится кафедра Мюнстерского епископа.

 

Мы в направлении к собору St.-Paulus-Dom в Мюнстере.

Особое внимание привлекли восхитительные старинные часы. Они показывают не только время, но и фазы Луны, положение планет, имеют вечный календарь до 2071 года. Каждый час на трубе играет механический человечек, женская фигура бьёт в колокол. Смерть отбивает каждые четверть часа, при этом Хронос переворачивает песочные часы. Ежедневно в полдень фигуры трёх волхвов окружают фигуры Девы Марии с Младенцем на коленях.

Знаменитые часы собора St.-Paulus-Dom в  Мюнстере.

В этот же день мы отправились в город Аахен, который славится своими термальными источниками. Мы остановились в отеле Pullman Aachen Quellenhof, где находится бассейн с минеральной водой. Минеральные источники в Аахене посещали уже во времена Римской империи. Это горячие источники, содержащие в себе соляные и сернокислые щёлочи. По своему положению источники эти разделяются на верхние и нижние, из которых первые имеют более высокую температуру и выделяют больше сероводорода, чем последние.  

Внутренний дворик гостиницы Pullman Aachen Quellenhof. Аахен.

 

Бассейн с минеральной водой в гостинице Pullman Aachen Quellenhof. Аахен.

Главная достопримечательность Аахена – кафедральный  Собор (Aachen Cathedral). Здесь короновались императоры Священной Римской империи.  Прилегающая капелла изначально строилась как личная императорская часовня. В ней располагался тронный зал, хранились церковные и государственный реликвии. В ней же был погребен Карл Великий. Сейчас  в капелле находится музей при Аахенском соборе.

Группа Института Арт бизнеса и антиквариата в сокровищнице Aachen Cathedral.

Череп императора Карла Великого, вмонтированный в его золотой бюст.

Нас поразил Крест Лютера – сокровище Аахенского кафедрального собора.  По сей день его используют в процессиях. В сердцевине креста - дубовый массив, передняя часть сделана из пластин золота и серебра и богато декорирована драгоценными камнями, жемчугом и филигранью. На обратной стороне креста расположена гравюра с изображением Иисуса Христа.

Крест Лютера. 14 век. Aachen Cathedral.

В Аахене находится Музей Людвига (Suermondt-Ludwig Museum).  Он обладает одной из лучших в Германии коллекций живописи XX века. Экспозиция музея охватывает период от конца XIX века до наших дней. Основатель Музея, Петер Людвиг являлся крупнейшим частным коллекционером Пикассо. Отправившись в этот музей, мы получили уникальную  возможность познакомиться с шедеврами старых мастеров.

Студенты с интересом слушают увлекательный рассказ Михаила Ефремовича Перченко о текущих экспозициях в Suermondt-Ludwig Museum.

В музее мы увидели знаменитую картину Даниэля Сегэрса "Circle of Daniel Seghers, Madonna in a Flower Garland". Это полотно имеет очень интересную историю. В то время Джус ван Клев пишет свое «Святое семейство». В дальнейшем иезуиты назовут эту картину недостойной, и на долгие годы шедевр станет запретным. Изображение голого ребенок, сжимающего обнаженную грудь Марии на картине Джуса ван Клева, не соответствовало новым стандартам. Требовалось, чтобы младенец Иисус был одет. Считалось, что все, что может вызвать страсть, должно быть покрыто.

И лишь у Даниэля Сегэрса версия Святого семейства Джуса ван Клева соответствует канонам живописи семнадцатого столетия - изображение Мадонны и Ребенка, окруженных венком цветов. Младенец на этот раз обернут в завесу, и частично скрывает наготу груди Марии.

Circle of Daniel Seghers, Madonna in a Flower Garland.122 x 91 см, Suermondt-Ludwig Museum, Аахен.

В это же время в музее Людвига проходила выставка деревянной скульптуры из города Утрехт, который в свою очередь в средние века был одним из важнейших  экономических, политических, культурных и религиозных центров в Северной Голландии. Михаил Ефремович с удовольствием познакомил нас этой экспозицией, ведь он является выдающимся коллекционером мелкой деревянной пластики, созданной мастерами Нидерландов, Германии, Австрии и Франции.  Директор и главный куратор музея Майер ванн ден Берг (Mayer van den Bergh) в Антверпене, Ханс Ньюдорп, отметил, что находящееся в Москве собрание М.Е.Перченко по своему составу и качественному уровню может быть отнесено к числу наиболее примечательных и, несомненно, наиболее полных в России.

Михаил Ефремович обращает внимание студентов на деревянный складень. Похожая работа хранится в его личной коллекции.

Ричард Моест, «Saint Maria Aegyptiaca», 1480г, Suermondt-Ludwig Museum, Аахен.

После посещения Аахена мы направились в Маастрихт на самую значимую в арт мире выставку предметов искусства TEFAF. Здесь мы познакомились с экспозицией, насчитывающей более 30 000 произведений искусства, охватывающих 6000 лет истории.

Нам очень повезло, что нас сопровождал Михаил Ефремович. Он познакомил нас с хозяином галереи Galerie J.Kugel, одной из самых крупных антикварных галерей мира. Михаил Ефремович когда-то лично знал его деда господина Кугеля.

Оживленная беседа господина Кугеля и Михаила Ефремовича Перченко.

Galerie J.Kugel - одна из самых крупных антикварных галерей мира. TEFAF

На TEFAF Михаил Ефремович обратил наше внимание на галерею Richard Green. Галерея представила работу "Noli me tangere"  Яна Брейгеля и Хендрика фон Балена. Здесь мы имеем дело с редким в истории  прецедентом написания картины двумя мастерами. Чувственные фигуры в стиле Рубенса исполнены Хендриком ван Бэленом, в то время как изящно предоставленный пейзаж, птицы, цветы и элементы натюрморта - Яном Брейгелем Младшим.

Ян Брейгель Младший  и Хендрик ван Бален "Noli me tangere",  59 x 88 смгалерея Richard Green, TEFAF.

 

Неизменный флористический декор TEFAF - букеты тюльпанов.

Насладившись возможностью тщательно изучить экспонаты, выставленные на TEFAF и на практике применить свои знания, полученные во время занятий в Институте Арт бизнеса и антиквариата, мы отправились в пригород бельгийского Брюгге. Здесь нам оказал радушный прием в своем собственном замке один из самых крупных маршанов Европы, наш друг Поль де Грандэ.  Он успешно сотрудничает с арт-дилерами Европы, США и России уже более 20 лет.

 Поль еженедельно путешествует по Европе в поисках уникальных антикварных предметов. В дальнейшем, эти предметы он предлагает к продаже по ценам, которые позволяют заложить покупателю свой интерес при последующей перепродаже.

 

 

Антикварные предметы, которые предлагает господин Де Гранде своим окружают его в обычной жизни

Жена Поля, Рикки- известный дизайнер исторических интерьеров. Она помогает Полу организовать пространство жизни таким необычным образом.

Михаил Ефремович делится впечатлениями  с супругой Поля, Рикки.

Маленький деревянный столик, эпоха Наполеона lll. Сормани, XlX век.

Письменный стол. Инкрустация: кость, медь. XIX век. Милан

 

Реставрационная мастерская. Замок Поля де Гранде

Вид из окна гостиной замка Поля де Гранде

 

Собрание самых необычных предметов для продажи. Мансарда замка Поля де Гранде

В самом Брюгге мы посетили Groeninge Museum. Здесь находится большое собрание полотен известного фламандского живописца раннего Возрождения Ян ван Эйка. Авторству его кисти принадлежит более 100 композиций на религиозные сюжеты. Ян ван Эйк был одним из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

 

Ян ван Эйк, “Мадонна с младенцем и каноник Йорис ван дер Пале”, 1641г. , Groeninge Museum

Известно, что мастерство Ван Эйка достигало невероятных высот при написании мельчайших деталей, невидимых даже обычному глазу. При ближайшем рассмотрении лиц, изображенных художником, можно наблюдать такие подробности, как бородавки и даже волоски на коже.

 

Ян ван Эйк, Фрагмент картины “Мадонна с младенцем и каноник Йорис ван дер Пале"

Зачастую имя Яна ван Эйка путают с именем другого не менее известного художника Антониса ван Дейка, хотя их разделяет столетие. Антонис ван Дейк по праву считается мастером портрета. В Groeninge Museum  хранится один из них (Portret Van Mrs. Howaed).

Антонис ван Дейк, “Portret Van Mrs. Howaed”, 1635-1640, Groeninge Museum

В очередной раз мы с удовольствием посетили галерею 17th Century Paintings Жана Муста. Жан познакомил нас со своим собранием шедевров искусства и поведал историю полотна "Визит Венеры к Гефесту в его кузнице", написанного двумя мастерами Хендриком ван Баленом и Яном Брейгелем II.

Галерея Жана Муста – Искусство 17 века

В гостях у Жана Муста в галерее 17th Century Paintings

Хендрик ван Бален и Ян Брейгель II «The visit of Venus to Vulcan in his forge», галерея 17th Century Paintings

Михаил Ефремович предложил нам посетить готическую церковь Богоматери в Брюгге. Здесь  были погребены последний герцог Бургундии Карл Смелый и Мария Бургундская, а так же хранится одно из удивительнейших творений скульптора Микеланджело «Мадонна Брюгге».

Так же нам удалось побывать в Музее Ханса Мемлинга, где находится знаменитый алтарь двух Иоаннов. Произведение все еще сохраняет первоначальную раму, в которой оно было установлено на алтарь. Долгое время известное под названием Мистическое обручение Святой Екатерины из-за символического жеста Христа, надевающего обручальное кольцо на палец святой, это произведение однозначно посвящено Деве Марии и святым-покровителям учреждения — Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову. Это самый крупный из грандиозных триптихов Мемлинга наряду со Страшным Судом (1467) и Страстями Господними из Любека (1491).

Ганс Мемлинг, “Алтарь двух Иоаннов», 1474-1479г.г., 193,5х197,3х97,3 см. Музей Ханса Мемлинга, госпиталь Святого Иоанна, Брюгге.

Фрагмент “Алтарь двух Иоаннов», музей Ханса Мемлинга, Брюгге

Микеланджело Буонаротти, «Мадонна Брюгге», 1504г., церковь Богоматери в Брюгге.

Бельгия приятно удивила нас не только своими достопримечательностями, но и вкусной кухней. Мы отведали отличного бельгийского пива и невероятно ароматные мидии в прованских травах, так называемые муль мариньер.

 

В завершении нашего путешествия мы отправились  в Гент, чтобы посетить Собор Святого Бавона (Saint Bavo Cathedral), где расположился Гентский алтарь - самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в 15-ом столетии. В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех пор является целью паломничества художников и любителей искусства.

Собор Св. Бавона (Saint Bavo Cathedral), Гент. Бельгия.

Хуберт ван Эйк, Ян ванн Эйк. «Гентский алтарь». Собор Святого Бавона, Гент

 

Реставрация створок Гентского алтаря, Museum voor Schone Kunsten

Сегодня две крайние верхние створки Гентского алтаря с изображениями Адама и Евы находятся на реставрации в Museum voor Schone Kunsten который стал конечным пунктом нашего арт-путешествия. Здесь мы также познакомились с шедеврами изобразительного искусства старых мастеров.

 

Знакомство с полотнами великих художников. Постоянная экспозиция, Museum voor Schone Kunsten.

 Мейстер ван Франкфурт, «Maria met Kind lussen twee engelen, ca» 1495 год

5 дней насыщенного путешествия пролетели незаметно. Но мы успели увидеть так много прекрасного. Лучшие специалисты Европы оказали нам консультации в области экспертизы и атрибуции антиквариата. А главное, мы получили полезные знакомства и бесценный опыт.

Наша поездка подходит к концу. Теплый ужин с бокалом хорошего красного вина Chateau Fleur Cardinale урожая 2000 года.